«Добро порождает добро»
В.А.Сухомлинский
Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые подвергаются изменению, развитию. На современном этапе развития общества потеря семейных ценностей наряду с другими стала одной из основных причин демографических проблем. Поэтому одной из важных и насущных проблем является взаимодействие школы и семьи [2].
Интерес к категории «взаимодействие» в педагогической теории и практике отмечается с конца 60-х годов XX в. В этот период для обозначения процессов взаимодействия используются такие понятия, как «взаимосвязь», «контакт», «сочетание» и т.д. Благодаря исследованиям Ш.А.Амонашвили, Л.А.Байкова, И.П.Волкова, Л.К.Гребенкина, Н.П.Гузик, С.Н.Лысенкова, Б.П.Никитина, В.Ф.Шаталова в 80–90-е годы широко распространяются идеи педагогики сотрудничества как одной из стратегий взаимодействия, оказывающей эффективное влияние на процесс обучения и на взаимоотношения в системе «учитель — ученик». В начале 90-х годов понятие «педагогическое взаимодействие» начинает оформляться как самостоятельное в педагогических словарях (Безрукова, 1992; Основы педагогических технологий, 1995), появляется в учебниках по педагогике (Л.В.Байбородова, И.Б.Котова, М.И.Рожков, В.А.Сластенин, Е.Н.Шиянов и др.). Вопросы педагогического взаимодействия интересуют многих ученых, они исследованы А.Ф.Амендом, И.В.Гребенниковым, А.С.Коповой, В.Д.Семеновым, А.С.Федотовой. Вопросам психолого-педагогического осмысления педагогического взаимодействия в образовательном процессе посвящены работы Ш.А.Амонашвили, Л.В.Байбородова, А.С.Белкина, В.А.Бухвалова, Г.В.Гатальской, А.А.Гин, Т.Г.Григорьевой, И.А.Зимней, Е.В.Коротаевой, П.И.Пидкасистого, И.И.Рыдановой.
Основными характеристиками педагогического взаимодействия являются взаимопознание, взаимопонимание, взаимоотношение, взаимные действия, взаимовлияние, срабатываемость, совместимость. Они по-разному проявляются в зависимости от условий и ситуаций, в которых осуществляется взаимодействие участников педагогического процесса, что позволяет говорить о множестве типов взаимодействия. Существуют различные основания для их классификации [5].
Остановимся на классификации, ориентированной на степень активного участия педагога и ребенка в совместной деятельности, предложенной А.С.Белкиным: опека, при которой ведущая роль в определении целей и оказании помощи ребенку отдается взрослому, при минимальном осознании целей и оказании помощи взрослому ребенком; наставничество, при котором решающая роль остается за взрослым, но возрастает активность детей; партнерство, где «успех деятельности обеспечивается при относительном равенстве совместных усилий»; сотрудничество, в котором «успех обеспечивается равенством совместных усилий, готовностью оказать помощь друг другу»; содружество (период старшего детства), рассматриваемое как «высшая форма сотрудничества, когда обе стороны сливают воедино деловые, личные отношения на основе сотворчества» (Белкин, 2000: 45). Предложенное А.С.Белкиным классификационное основание — соотношение прав и обязанностей — как нельзя полно отражает требования гуманистически ориентированной педагогики и личностно-развивающего образования.
Таким образом, понятие «взаимодействие» рассматривается в педагогике с разных сторон: как условие и способ функционирования системы образования, обеспечивающий взаимообусловленность связей и отношений ее элементов; как интерактивный компонент психолого-педагогического общения, заключающийся в обмене действиями (интеракциями), в планировании общей деятельности.
Выявление психолого-педагогических условий взаимодействия педагогов и родителей предполагает анализ существующих на сегодня проблем в сложившейся практике взаимодействия субъектов образовательного процесса. Этому вопросу были посвящены многие психолого-педагогические исследования (Е.П.Арнаутова, В.Г.Алямовская, Н.Л.Бабкина, Г.В.Глушкова, И.В.Голенкова, В.П.Дуброва, Данк Лан Фыонг, М.Г.Дрезнина, Т.А.Данилина, О.Л.Зверева, О.А.Куревина, О.В.Огороднова, Л.В.Свирская).
Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Обе стороны предъявляют свои, порой справедливые претензии. Так учителя жалуются на отсутствие интереса у родителей к школьной жизни своих детей, порой плохое воспитание, отсутствие моральных ценностей, пассивность. Родители же в свою очередь недовольны чрезмерными нагрузками, равнодушием педагога, взаимоотношениями в детском коллективе [1].
Как пишет великий русский педагог В.Сухомлинский: «В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семьи строится педагогическая мудрость школы».
В период реформ система образования меняется так стремительно, что родители часто не имеют достаточного представления об этих изменениях, ориентируясь в учебно-воспитательной деятельности в основном по своему школьному опыту, который часто отстает от современных требований. Для решения этого несоответствия педагогу необходимо сделать учебно-воспитательный процесс максимально открытым, информированным и доступным для родителей. Моя практика работы в школе показывает, что родители начинают стремиться к активному сотрудничеству со школой и педагогом, если между ними возникает взаимопонимание. А оно рождается в совместной деятельности. Значит, учитель должен позаботиться о том, чтобы стать организатором жизненно важной программы взаимодействия семьи и школы. И в этом ему может помочь психолог.
Отношения «Учитель – родители» могут существовать и формироваться определенным образом и без прямых контактов их участников. Связующим звеном в этом случае становится ребенок.
Деятельность педагогических коллективов с семьей включает три основные составляющие педагогической помощи: образовательную, психологическую, посредническую, которые неразрывно связаны между собой.
Образовательная составляющая включает в себя два направления деятельности: помощь семье в обучении и воспитании детей. Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих в семье проблем и формировании педагогической культуры родителей.
Помощь в воспитании проводится педагогами в первую очередь с родителями – путем их консультирования, с также с ребенком – посредством создания специальных воспитывающих ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала [3].
Психологическая составляющая педагогической помощи включает в себя два компонента: социально-психологическую поддержку и коррекцию. Социально-психологическая поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременных кризисов. Наиболее эффективно эту работу может выполнять школьный психолог. Помощь должна быть комплексной: определяется проблема, анализируются межличностные отношения в семье, положение в ней ребенка. С помощью различных методик выявляются те причины в семье, которые приводят к конфликту.
Посреднический компонент педагогической помощи включает в себя три составляющие: помощь в организации, координации и информировании в вопросах семейного воспитания. Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга, включающую в себя: организацию клубов по интересам, семейных праздников, летнего отдыха и другие. Помощь в координации направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка в ней (передача ребенка в приемную семью и т.д.). Помощь информацией направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам обучения и воспитания, социальной защиты.
Чтобы привлечь внимание родителей надо проводить конференции для родителей, в основном конференции посвящаются обмену опытом по воспитанию детей в семье. Темы конференции должны быть конкретными и актуальными для родителей.
Так же консультации для родителей, особенно индивидуальные ценны тем, что беседуя с глазу на глаз, можно сказать о самом больном, сокровенном, поделиться с проблемами в воспитании детей и т.д. Педагог вместе с родителями должен искать методы для устранения ошибок, недостатков [7].
Успех совместной работы школы и родителей в немалой степени зависит от глубокого знания учителем учеников и их семей. Воспитательный потенциал семьи, условия ее жизни учитель, прежде всего классный руководитель, изучает не только в период обучения ребенка. При этом целесообразно использовать комплекс приемов и методов: наблюдение за поведением и учебой детей, воспитательной общественной деятельностью родителей, посещение семей, индивидуальные беседы с родителями в школе, учет сведений, полученных от родительской общественности, анкетирование.
Каким бы замечательным ни было воспитание общественное, где конечным назначением является формирование идеалов, формирование личности ребёнка закладывается в семье, под воздействием родительской любви во имя его будущего, под воздействием авторитета родителей, семейных традиций. Ведь всё то, что он видит и слышит в семье, он повторяет, подражает взрослым. А этот этап собственных действий ребёнка (именно действий, а не поступка) – ключевой в формировании личности. Благодаря этому совершённому действию ребёнок входит в контекст социальных отношений, уже играя определённую социальную роль. Воспитательный процесс в семье не имеет границ, начала или конца. Родители для детей – это жизненный идеал, ничем не защищённый от детского пристального глаза. В семье координируются усилия всех участников воспитательного процесса: школы, учителей, друзей. Семья создаёт для ребёнка ту модель жизни, в которую он включается.
Главными задачами педагогов, педагогов-психологов, социальных педагогов являются способствование единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребенка в семье, а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей семейного воспитания ребенка. А учитель должен общаться с родителями, хочет он того или нет.
Литература
- Воликова Т.В. Учитель и семья. – Москва, 2007.
- Гейко В. А. Роль семьи в развитии школьных успехов ребенка. // Начальная школа. - 20009, №3. – С. 59–61.
- Гребенщиков И.В. Школа и семья. – Москва, 2005.
- Каптерев П.Ф. Педагогический процесс // Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 2012.
- Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учеб. Для студ. образ. учреждений сред. проф. образования. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003. – 352с.
- Мухатаева Ж.А. Психолого-педагогические основы семейного воспитания / Ж.А.Мухатаева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 180-182.
- Педагогика / Ю.К.Бабанский, В.А.Сластенин, Н.А.Сорокин и др. М.: Просвещение, 2008. 479 с.
- Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / С.А.Смирнов, И.Б.Котова, Е.Н.Шиянов, Т.И.Бабаева и др.; Под ред. С.А.Смирнова. М.: Академия, 2009. 544 с.
- Педагогика: учеб. / Л.П.Крившенко [и др.]; под ред. Л.П.Крившенко. – М.: ТК Келби, Изд-во Проспект, 2005. – 432 с.
- Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Педагогические статьи 1857-1861. Т. - 2. - М., Л., Изд-во АПН РСФСР, 2008. 655 с.