Сюжетно-ролевая игра "Гуси-Лебеди" по методу Совопрактика (возраст 5–6 лет)

Разделы: Школьная психологическая служба

Класс: д/с

Ключевые слова: Сюжетно-ролевая игра


2 Этап (Практика), Часть 1

Цель: развить основные двигательные навыки

Задачи занятия:

  • Формировать умение выполнять словесную инструкцию;
  • Развивать вестибулярную систему;
  • Развивать крупную и мелкую моторику.

Способствовать развитию когнитивных процессов

Организация снарядов: маршрут линейный имеет четкую последовательную структуру

Печка подвешена в 35 от пола.

Бревно лежит на полу.

Соволет подвешен высоко от пола, так чтобы ребенок не видел, что находится внутри.

Совелента развешена широко от одной вертикальной балки до другой.

Тоннель растянут и расправлен по всей длине, закреплён на ширине двух балок.

Платфома подвешена в 30 см от пола.

Вводный этап: в качестве перехода из этого мира в мир сказки выступает четверостишие:

Глазки закрываем,
Раз, два, три.
Сказка оживает -
Внимательно смотри!

Ведущий рассказывает сюжет сказки.

Мы с тобой попали в сказку «Гуси-Лебеди». Сестрица Аленушка не уследила за своим братом Иванушкой, и его унесли гуси-лебеди. Куда унесли, она не знает. И теперь, чтобы вернуть брата домой, нужно отправиться в путь. На пути будут встречаться различные препятствия и трудности, нужно быть смелой и ловкой, чтобы спасти брата.

В путь Аленка отправляется не одна, с ней идет их собачка (фигурка-помощник)

Основной этап (практическое освоение навыков)

1. Задание «Печка» (бочка)

Ребенок отправляется в путь и встречает Печку (снаряд бочка). Ребенок должен узнать у печки куда полетели гуси-лебеди. Печка скажет, куда они полетели, только если ребенок выполнит задание:

  • нужно достать пирожки, которые лежат внутри печки (бочки), доставать надо по одному и положить их на тарелку;
  • затем посмотреть какая начинка в каждом пирожке и обобщить название (3 пирожка Капуста, картофель, морковь - овощи);
  • далее из предложенных картинок нужно выбрать другие овощи и назвать их;
  • далее ребенку нужно самому испечь пирожки, но только из красных ягод и поставить пирожки в печку;
  • затем из представленных картинок выбрать другие ягоды и назвать их;
  • а затем назвать, одним словом, те картинки, которые остались (фрукты) и назвать каждый фрукт.

В этом задании ребенок выполняет двигательное задание залезания и слезания с подвешенного снаряда. Во время выполнения упражнений с бочкой ребёнок обращает внимание на взаимное расположение разных частей своего тела, что совершенствует проприоцептивное восприятие, расширяет кинестетическую осознанность и помогает улучшить координацию.

Также решает когнитивную задачу: осуществляет закрепление классификации понятий фрукты – овощи - ягоды.

После выполнения всех заданий печка говорит, что гуси-лебеди полетели к яблоне, путь которой идет через болото.

2. Задание «Бревно»

Необходимо пройти по бревну, которое лежит на полу, на пол опускаться нельзя, так как внизу болото, держаться руками тоже ни за что нельзя.

Прохождение по бревну развивает координацию, ловкость, равновесие и баланс.

3. Задание «Яблоня» (соволет)

Яблоня даст подсказку, куда полетели гуси-лебеди, если ребенок выполнит задание. Ребенок должен вытащить красные и желтые яблочки и разложить их по разным корзинкам, а зеленые оставить. При этом снаряд располагается на такой высоте, что ребенок не может достать яблоки. Таким образом ребенку нужно проявить поисковую активность, и использовать дополнительные предметы для решения основной задачи. При выполнении задания идет развитие внимания за счет поиска нужных фигур. Ребенку говорят о том, что нужно брать не все яблоки, а только определенного цвета. Развивается избирательное внимание (сложная зрительно-моторная реакция), и вновь активизируется ориентировочная и поисковая деятельность.

После выполнения задания яблонька благодарит ребенка и говорит и дает подсказку, что гуси- лебеди полетели к реке.

4. Задание «Река» (соволента)

У реки ребенок вновь, получает задание. Река дает подсказку о том, что гуси лебеди унесли Иванушку в лес, и что она домчит ее до леса, но речку завалило камнями. И берег у реки очень топкий, как болото, близко к реке не подходить нельзя.

При выполнении задачи ребенок должен использовать вспомогательные инструменты. (палка/ ракетка от бадминтона). Построить из камней, которые отодвигал, дорожку. Тем самым решив обе поставленные задачи: не наступить в болото, построив дорожку и освободить речку от камней.

Затем необходимо сесть на реку и плыть, использую ту же саму палку/ракетку как весло.

Перед ребенком снова ставится проблемная ситуация, которую он должен решить. Через условия «чего нельзя делать» ребенок приходит к решению и выполняет определенное действие. В то же время задания с использованием предметов – орудий всегда носит характер решения той или иной целевой задачи. В этой задании формируется глазомер, т.е. умение пространственно соотнести конец палки(ракетку) с удаленным предметом, умение управлять палкой ( ракеткой), сохраняя правильное направление конца палки, толкающего «камни."

Удержание равновесия на соволенте способствует тренировке вестибулярного аппарата, формированию и закреплению в сознании схемы своего тела, осознанию его положения в пространстве., поддержание равновесия.

5. Задание «Лес» (тоннель)

На протяжении тоннеля развешены кармашки в которых расположены изображения диких и домашних животных. Перед ребенок стоит задание вернуть домашних животных домой из лесу, перенося их по одному к домику, тогда они подскажут, куда полетели гуси-лебеди.

Выполнение упражнения решает как двигательную, так и когнитивную задачу. Прохождение по тоннелю способствует развитию вестибулярного аппарата, зрительной и моторной системы, проприоцепции. В когнитивном плане осуществляется закрепление классификации понятий домашние и дикие животные.

Когда задание выполнено ребенок получает подсказку, что гуси-лебеди отнесли брата Иванушку в к бабе яге в избушку.

6. Задание «Избушка бабы Яги» (платформа)

Выйдя из леса, ребёнок попадает к избушке Бабы-Яги. Она не рада, что за Иванушкой пришли и просит избушку раскачаться и покружится. Ребенку необходимо удержаться. Когда избушка останавливается. Баба Яга говорит, что вернет Иванушку но только она очень хочет получить в подарок бусы. И показывает картинку. Девочке нужно собрать бусы по этой картинке.

Ребенок собирает бусы. И Баба-Яга отпускает Иванушку.

Выполнения упражнение решает как двигательную так и когнитивную задачу. Кручение на платформе способствует развитию вестибулярной системы ребенка. А также в этом задании решается когнитивная задача: Собирание бус по образцу способствует сенсорному развитию ребёнка, формируя представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете и величине, положении в пространстве. Также такая деятельность развивает память, мышление, логику и мелкую моторику.

В качестве перехода из этого мира сказки в наш мир повторяем четверостишие:

Глазки закрываем,
Раз, два, три.
Сказку покидаем -
Внимательно смотри!

Заключительный этап

В конце занятия ведущий подводит ребенка к анализу того, что на этом занятии делал ребенок, задавая вопросы о том, то было самым сложным, а что легким. Проговаривая движения, а также подчеркивается тот факт, что ребенок сам находил решения, анализируется, как он это делал.

В качестве домашнего задания дается нарисовать сказку, в которой ребенок сегодня побывал.