Младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативного компонента УУД. На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл, поэтому в качестве одной из основных задач начального образования является создание оптимальных условий для формирования коммуникативных компетенций, мотивации достижения, инициативы, самостоятельности учащегося.
Актуальность данной проблемы заключается в том, что именно в начальной школе закладываются основы коммуникативных навыков, которые непременно понадобятся учащимся на протяжении всей их учебной деятельности. В работе разработаны системы уроков «Культуры народов РС(Я)» на примере раздела «Якутский фольклор» для формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
Гипотеза исследования: формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников будет эффективным, если по предмету «Культура народов РС(Я)» учитель начальных классов использует методы и приемы, способствующие формированию умений общаться, договариваться со сверстниками, представлять и оценивать результаты совместной деятельности.
Цель работы: Разработка содержания уроков на примере раздела «Якутский фольклор» по предмету «Культура народов РС(Я)».
Задачи:
- Определить понятие «формирование коммуникативных универсальных учебных действий»;
- Рассмотреть особенности жанров якутского фольклора;
- Охарактеризовать содержание уроков для формирования коммуникативных универсальных учебных действий по предмету «Национальная культура народов РС(Я)»;
- Разработать систему уроков для формирования коммуникативных универсальных учебных действий по предмету «Национальная культура народов РС(Я)» (на примере раздела «Якутский фольклор»).
Объект исследования: формирование коммуникативных универсальных учебных действий по предмету «Национальная культура народов РС(Я)».
Предмет исследования: система уроков по предмету «Национальная культура народов РС(Я)».
Практическая ценность заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы учителями школ, работниками образовательных учреждений, а так студентами педагогических специальностей, при прохождении практики и для подготовки к семинарам.
Сущность понятия и функции коммуникативных универсальных учебных действий
Концепция развития УУД разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, Д.Б.Эльконин,В.В. Давыдов, А.Г.Асмолов) группой авторов: А.Г.Асмоловым, Г.В.Бурменской, И.А.Володарской, О.А.Карабановой, Н.Г.Салминой и С.В.Молчановым под руководством А.Г.Асмолова.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД, обеспечивающих умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность.
Авторы федерального государственного образовательного стандарта второго поколения выделяют следующие виды УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество [8, с. 25].
К коммуникативным действиям относятся:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
- определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов
- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов
- выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера
- контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка [4, с. 32].
Коммуникативные действия можно разделить на три группы в соответствии с тремя основными аспектами коммуникативной деятельности:
- коммуникацией как взаимодействием,
- коммуникацией как сотрудничеством
- коммуникацией как условием интериоризации.
Решающая роль в этом принадлежит учителю, который сам должен быть образцом не авторитарного стиля ведения дискуссии и обладать достаточной общей коммуникативной культурой. Учитель должен давать учащимся речевые образцы и оказывать им помощь в ведении дискуссии, споров, приведении аргументов и т. д. [11, с.41].
Изучение жанров якутского фольклора на уроках культуры народов РС(Я)
Фольклор – народная мудрость, изначально предназначенная для хранения и передачи опыта поколений, подлинная сокровищница педагогических идей. Недаром со времен К.Д.Ушинского по сегодняшний день фольклорные произведения включаются в содержание школьного образования, обобщаются подходы к методике изучения основных его жанров (А.Н.Афанасьев, В.П.Аникин, Ф.И.Буслаев, В.В.Голубков, Т.Ф.Курдюмова и др.).
Педагогический потенциал жанров якутского фольклора настолько глубок и содержателен, что может с большой эффективностью использоваться в развитии коммуникативных УУД школьников. Олонхо, чабыргах, пословицы, сказки, загадки, тойук, народные песни, легенды можно использовать в воспитании детей младшего школьного возраста. Они незаменимы в развитии мышления, памяти, речевых навыков, создании психо-эмоциональной сферы в личностном развитии ребенка.
Сказки входят в духовный мир ребенка с самого раннего возраста. Якутский сказочный фольклор очень богат и в своей первородной основе имеет много схожего со сказками других народов. Но преобладают в нем все-таки сказки самобытного, якутского происхождения, несущие на себе весь неповторимый колорит родной природы, все многообразие жизни, труда и духовного мира, отчего края.
У якутов, как и у других народов, сказки делятся на три вида: сказки о животных, волшебные, или фантастические, и сказки бытового содержания.
Народная фантазия наделяет героев сказок чертами человеческого характера, разумом, речью. В них обычно дается много сведений познавательного свойства: они ярко отображают суровую и прекрасную природу северного края, повадки и особенности животных и птиц, живущих в Якутии: «Как почернел кончик хвоста у Горностая», «Чирок и Беркут», «Почему Кукушка перестала вить себе гнездо», «Птичка и Ала-Могус», «Почему зима длиннее, а лето короче».
Якутским волшебным сказкам свойственно глубокое философское содержание. Классическим образцом в этом плане является «Старуха Таал-Таал», воспевающая непреходящую ценность человека. Не менее глубоки по содержанию и сказки «Чаачахан», «Лыыбырда», «Карах-симирики», «От Саганньах», «Удюргая-батыр».
Герои бытовых сказок люди маленькие, бедные, наделенные реалистическими чертами, но, вступая в нелегкое единоборство с разными чудовищами, они проявляют, такую смекалку и отвагу, что ничто не может устоять перед их правотой и умом.
Особенное значение придается приобщению детей к вершине устного творчества якутов, героическому эпосу-олонхо, актуализации его образующего потенциала в созидании духовно-нравственных качеств личности человека, обеспечивающих его самопознание, саморазвитие в целях реализации своих возможностей.
Термином «олонхо» принято обозначать общее жанровое понятие якутского героического эпоса. Олонхо называются по имени главного героя («Эр Соготох», «Нюргун Боотур», «Кун Нюргун» и т.п.) и представляет собой эпопеи стихотворной формы.
Задачей учителя на уроке национальной культуры является подготовка условий для зарождения интереса к героям и событиям олонхо через применение игровых, развивающих технологий приобщения к миру олонхо; использования средств олонхо в воспитании духовно-нравственных качеств ребенка, развитии речи, коммуникативных учебных действий.
На уроках национальной культуры детям предоставляется возможность слушать отрывки из олонхо. Мотивы эпоса используются в рисунках, поделках, сценических представлениях, рассказах, играх, конкурсах. Дети выражают свое отношение к событиям, героям эпоса.
В ознакомлении с историческими легендами и преданиями у детей наблюдается пробуждение интереса к историческим событиям, желание докопаться до истоков событий и явлений, понять свои корни определяют характер восприятия учащихся при изучении данного жанра.
Легенды и предания в якутском фольклоре объединены под общим названием сэһэн – это самый распространенный жанр фольклора. Главной целью изучения преданий и легенд представляется активное освоение особенностей жанра, духовно-эстетических ценностей произведений.
С точки зрения возрастных особенностей и характера восприятия младших школьников наиболее соответствующей считается легенда о знаменитом силаче «Майаҕатта Бэрт Хара». Ознакомление с исторической легендой «Богач Омоҕой и Эллэй Боотур» восполнит пробел в изучении эпических жанров фольклора. При изучении легенд о Бэрт Хара, Дыгын Тойоне, Манчаары и о других исторических лицах, желательно использовать краеведческий материал. Изучение таких преданий способствует углублению знаний учащихся о прошлом, освоению ими основ родной культуры.
Чабыргах – небольшое по размеру произведение в стихотворной форме, исполняется скороговоркой на одном дыхании, украшается пением, чаще бывает юмористического и сатирического содержания. Более точное определение жанра дал Г.У.Эргис: «Под этим названием объединяются довольно разнообразные стихотворные произведения, сходные между собой по характеру исполнения. Чабырҕах обычно декламируется скороговоркой, иногда речитативом или напевом, особенно в заключительной части. [38]
Чабыргах – очень сценический жанр устного народного творчества, который всегда пользуется большим успехом у детей. Яркое, живое исполнение, юмористическое или сатирическое содержание, актуальность, мимика и жесты исполнителей – все подкупает слушателей.
В устном народном творчестве народа саха особое место занимают пословицы. Пословицы представляют собой выразительные, глубоко содержательные толкования тех или иных явлений действительности. Они входят в программу начального обучения в 1-4 классах на уроках литературного чтения.
Якутские пословицы славят труд и человека труда «КиЬини улэ киэргэтэр», «КиЬи дьоло – улэ5э», «Улэ уксэ, тыл а5ыйа5а учугэй, людей», Пословицы воспитывают дружбу, доброту, силу, храбрость, скромность и т. д. Все это нашло свое отражение в пословицах: Атас туЬугар атах тостор, Утуе майгын- кетер кынатын, Утуе киЬи утуетэ ус уйэ умнуллубат и др. Многие пословицы высмеивают трусов, лентяев, хвастунов: «Сурэ5э суох суус субэлээх», «КиЬиргиибин диэн кирсиц быстаарай» и др.
Опыт показывает, что знание пословиц способствует обогащению словарного запаса детей, делает их более внимательными к слову, к языку, развивает память.
Загадка – это один из жанров народного фольклора. По определению «загадка – это краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки». В.Л.Серошевский в работе " Якуты, опыт этнографического исследования" писал: «Одним из любимых занятий якутской молодежи является отгадывание загадок, из которых многие поражают своей своеобразностью; сказочные герои тоже нередко говорят загадками; вообще загадка играет довольно видное место в якутском народном творчестве».
Содержание уроков культуры народов РС(Я) для формирования коммуникативных УУД
При проведении педагогического эксперимента решались следующие задачи:
- определить наиболее оптимальные с точки зрения нормативов возрастного развития методы и приемы к детям младшего школьного возраста;
- разработать систему уроков национальной культуры ;
- экспериментально апробировать воздействие разработанной системы занятий на формирование коммуникативных УУД детей.
Выбор методов формирования коммуникативных УУД во многом зависит от возраста учащихся и их жизненного опыта. Традиционные методы формирования универсальных учебных действий ориентированы на общение. При работе над формированием коммуникативных УУД, педагог может использовать разнообразные методы и приёмы. Каждый учитель выбирает их в соответствии с индивидуальными характеристиками как всего класса, так и каждого ученика в отдельности.
Остановимся лишь на некоторых из методов, которые помогли нам эффективно формировать коммуникативную компетентность:
- парная и групповая работа;
- взаимоконтроль, взаимопроверка, взаимооценка;
- нетрадиционные формы уроков: урок-игра, урок- путешествие, урок-диспут, урок-соревнование и др;
- анализ поступков своих одноклассников, героев сказок, произведений;
- диспуты, обмен мнениями;
- проектная работа, защита проекта.
Самыми эффективными уроками по формированию коммуникативных УУД в моей работе оказались:
- Постановка инсценировки по сказке «ЭЬэни бултааЬын»;
- Чабыр5ах «Сылгы чабыр5а5а»;
- Проектная работа на тему «Майа5атта Бэрт Хара (номох)»;
- Урок с элементами диспута по сказке «Кэ5э»;
- Урок по теме «Олонхо-героический эпос народа саха»
- Урок-путешествие «Три мира в олонхо»
Планируемые коммуникативные учебные действия в проведенных уроках:
1. Постановка инсценировки по сказке «ЭЬэни бултааЬын»:
- умение и желание включаться в коллективную учебную работу;
- умение договариваться, учитывать интересы других, сдерживать свои эмоции, проявлять доброжелательное внимание к окружающим.
2. Чабыр5ах «Сылгы чабыр5а5а»:
- умение договариваться;
- владение способами управления поведением партнера: контролирует, корректирует, оценивает его действия;
- овладение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
3. Проектная работа на тему «Майа5атта Бэрт Хара»:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- учить первоначальным навыкам работы в группе;
- уметь осуществлять поиск информации, критически относиться к ней, сопоставлять её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.
4. Урок с элементами диспута по сказке «Кэ5э»:
- умение слушать, принимать чужую точку зрения;
- умение отстаивать свою точку зрения, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
5. Урок по теме «Олонхо-героический эпос народа саха»:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
6. Урок-путешествие «Три мира в олонхо»:
- умение слушать друг друга;
- уметь формулировать и задавать вопросы;
- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
На уроках культуры народов РС(Я) нами использованы формы и методы достижения планируемых результатов:
- соблюдает в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова). Может решать разные коммуникативные задачи, адекватно используя имеющиеся у него языковые средства (просьба, отказ, поздравление, доказательство…). Умеет презентовать результаты своей деятельности, в том числе средствами ИКТ.
- умеет вести диалог, учитывая разные мнения; умеет договариваться и приходить к общему решению; умеет задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании; умеет доказательно формулировать собственное мнение.
- активно участвует в коллективном диалоге по постановке общей цели и путей её достижения, умеет договариваться о распределении функций и ролей при работе в паре, в творческой группе; умеет осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
- проявляет готовность к решению конфликта посредством учета интересов сторон и сотрудничества, стремится к координации различных позиций при работе в паре.
- умеет готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; при этом от соблюдает нормы информационной избирательности, этики и этикета.
По предмету «Культура народов РС(Я)» использованы практические задания, формирующие коммуникативные УУД.
- Чтение как кооперация (чтение по ролям, драматизация).
- Учет позиции собеседника (интеллектуальный аспект коммуникации). Обоснование строчками из текста заявленного чужого мнения. Пример: « Докажи свою точку зрения при помощи текста»
- Постановка вопросов по изучаемому произведению. Примеры: «Что вам хочется сказать об этой сказке (легенде)?»; «Какие мысли и чувства вызвал у вас этот рассказ?»
- Ситуации формирования речевых умений:
- Участие в диалоге или дискуссии о героях и их поступках.
Примеры: «Подготовься к выразительному чтению чабыргах. Постарайся передать состояние мальчика»; «Сыграй роль зайчика, как в театре. Определи, каким голосом говорит зайчик»:
- изменение сказочной развязки: придумать другое окончание сказки;
- придумать поучительный рассказ, названием которого была бы пословица «Сымыйалыац-бэйэ5эр куЬа5аны оцостуоц»;
- написать сочинение о своем друге. Подобрать 5 пословиц о дружбе.
Наблюдения показали, что в классе дети полно и правильно выражают свои мысли, умеют договариваться, работать по плану, сложились дружеские отношения, редко ссорятся, с уважением относятся друг к другу, к взрослым. Дружно работают в паре и группе, активно помогают друг другу.
Таким образом, полученные результаты позволяют говорить о том, что в результате проведенной системы уроков национальной культуры наблюдается положительная динамика уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий. Результаты исследования показали, что изучение народной культуры не только способствует развитию личности ребенка, его познавательного, нравственного потенциалов, но и коммуникативной компетентности. А значит, мы полностью подтвердили выдвинутую гипотезу.
Заключение
Развитие коммуникативных универсальных учебных действий признается одним из важнейших компонентов федерального государственного образовательного стандарта. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы.
Становлению коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников способствуют специальные проектные задачи разных типов: конкретно-практическая и учебная.
В данной работе рассматриваются конкретные примеры разработок на этапе начального образования.
Результаты диагностических исследований показали эффективность применения жанров фольклора по предмету «Культура народов РС(Я)». Положительная динамика уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников доказывает правильность целеполагания и правомерность исследовательской гипотезы.
Нами были подобраны и использованы разнообразные формы нестандартных уроков, способствующие формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших классов в процессе изучения устного народного творчества народов РС(Я).
Главными показателями нормативно-возрастной формы развития коммуникативного компонента УУД в начальной школе, можно считать умение договариваться, находить общее решение практической задачи (приходить к компромиссному решению) даже в неоднозначных и спорных обстоятельствах (конфликт интересов); умение не просто высказывать, но и аргументировать свое предложение, умение и убеждать, и уступать; способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов, умение с помощью вопросов выяснять недостающую информацию; способность брать на себя инициативу в организации совместного действия, а также осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания.
При помощи специальных практических приемов на уроках национальной культуры не только закреплялись, но и уточнялись знания детей, формировались навыки коммуникативных универсальных учебных действий, укреплялись навыки работы в группе. Применение описанных приемов в начальной школе способствовало не только активизации познавательной деятельности младших школьников, развитию их мышления, но и вносило разнообразие в урок, дети учились принимать решения, давать убедительную аргументацию. Все это закладывало основу формирования коммуникативных универсальных учебных действий.
Список использованной литературы и источников
- Васильев С.С. Олонхо для детей, Якутское книжное издательство, Якутск, 1982.
- Гоголева, М.Т. Методика изучения устного народного творчества в якутской школе: монография / М.Т.Гоголева – Якутск: Бичик, 2008. – 157 с.; Дидактическая концепция формирования коммуникативной успешности младших школьников / Под ред. А.И.Гришанова. – Ижевск: 2010. – 136 с.
- Девяткина Г.В. Коммуникативно-мыслительные игры как средство диагностики, систематизации и контроля теоретических знаний обучаемых. - 1999.- 5.- с.174-178.
- Егоров О. Коммуникативная функция учебных занятий: она должна "работать" на образовательный процесс / О.Егоров. - М.: Учитель. - 20011. - с.27-30
- Жаркова Е.Н. Развитие коммуникативной деятельности учителя начальных классов в системе повышения квалификации // Автореф. на соиск. научн. степ. канд. пед. наук. Барнаул, 1998.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: под ред. А.Г.Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 152.
- Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Стандарты второго поколения. М. «Просвещение». 2009.
- Клюев Е.В. Речевая коммуникация: Учеб. пособие для ун- тов и ин- тов / Е.В.Клюев. - М.: Просвещение, 1998.- 224 с.
- Кулаковский А.Е. Научные труды. Якутск: Як. кн. изд, 1979. -484 с.
- Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка /М.И.Лисина. - М.: Просвещение, 1997. 213 с.
- Сивцев Д.К. Якутский фольклор. Сборник. Новосибирск. - 2-е изд. -1996. - 336 с. на як. языке.
- Сивцев Д.К., Ефремов П.Е. Якутские сказки. Якутск, книжное изд-во, 1999. Скрябина А.Д. Методы обучения чабыргах (скороговорки). Якутск, 1994. - 48 с. на якут, языке.
- Пухов И.В. Якутский героический эпос-олонхо. Публикация, перевод, теория, типология. Якутск, изд-во СО РАН, 2004.-208 с.
- Романова Е.Н. Детский фольклор якутов: текст и метатекст// Культурное наследие народов Сибири и Севера. Материалы Четвертых Сибирских чтений. С-Пб., 1998. С. 193-197.
- Эргис Г.У. Очерки по якутскому фольклору. М.: Наука, 1974. - 402 с.