Методический материал "День Пушкина в летнем городском лагере"

Разделы: Внеклассная работа, Дополнительное образование

Класс: 5


Данный методический материал разработан в рамках проведения летнего городского лагеря на базе частного детского театра «МАСТ – Маленький Семейный Театр», расположенного в Северо-Западном округе г. Москвы в районе Куркино.

День Александра Сергеевича Пушкина, который отмечается 6 июня, время начала детских каникул и работы летних лагерей на базе общеобразовательных учреждений — это не просто памятная дата, но и уникальная возможность приобщить детей к великому наследию русской литературы через живое, творческое взаимодействие. В условиях летнего городского лагеря, где образовательные и развивающие задачи соединяются с атмосферой отдыха и свободы, этот день способен превратиться в настоящий театральный праздник — яркий, познавательный и эмоционально насыщенный.

Применение приемов актерского тренинга в проведении Пушкинского дня позволяет не только оживить классические тексты, но и вовлечь детей в процесс активного постижения литературы через игру, перевоплощение и сценическое действие. Такой подход способствует развитию выразительности, воображения, коммуникативных навыков и эмоционального интеллекта, а также формирует устойчивый интерес к русской культуре и чтению и театру.

Актуальность данной методической разработки обусловлена потребностью в современных, интерактивных формах работы с детьми в условиях лагерной смены. Она ориентирована на создание целостного культурного события, способного объединить элементы театра, литературы и творчества, сделать наследие Пушкина доступным и близким для каждого ребёнка.

Для педагогов и работников общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования данная методическая разработка будет полезна наличием необходимого дидактического материала для планирования и проведения данного тематического театрализованного дня на базе городского лагеря.

Данный методический материал рассчитан на применение в течение одного дня летней смены в творческом лагере, предпочтительно выбрать ближайшую дату ко дню рождения А.С.Пушкина.

Формат: тематический день в рамках творческой смены.

Возраст участников: 10–14 лет.

Цель: приобщение детей к литературному наследию А.С.Пушкина через театральные и игровые формы.

Задачи:

  • Развитие выразительности речи и актерских навыков
  • Расширение словарного запаса, знакомство со старорусской лексикой
  • Творческое взаимодействие в команде
  • Формирование образного мышления через изобразительное искусство и театр

Распорядок тематического дня «День Пушкина» с методическими материалами

Утро:

Репетиция

Время: 10:00–11:00

Место: репетиционный зал / игровая площадка.

Деятельность: продолжаем или начинаем репетицию основной постановки лагеря.

Педагогические акценты: развитие сценической речи, внимания, работа над мизансценами.

Примечание: день тематический, поэтому при возможности встраиваем пушкинский текст или элементы сказок в репетицию.

Прогулка: «Пушкин идёт гулять»

Время: 11:15–12:00.

Формат: творческая прогулка.

Атрибутика: цилиндры (можно выдать детям или сделать своими руками заранее), цветной мел.

Задача: на асфальте или плитке дети рисуют героев пушкинских сказок (в командах или индивидуально).

Педагогическая цель: визуализация литературных образов, работа с памятью и фантазией.

Подсказки: Дуб с ученым котом, русалка, царевна, бочка, лебедь и др.

Обед: 12:00–13:00

Послеобеденный блок: «Сказка оживает»

Время: 13:00–14:30.

Формат: творческая мастерская.

  • Раздача материалов: каждый ребенок получает короткий пушкинский текст – отрывок из сказки или стихотворение.
  • Задача: разучить текст (в парах, тройках или индивидуально), подготовить маленькую видеосъёмку – читаем или разыгрываем сцену.
  • Съёмка: на телефон или планшет; дети могут снимать друг друга, использовать простые костюмы, цилиндры и предметы.

Педагогическая цель: развитие памяти, дикции, уверенности, навыков видеопрезентации (пример текстов в Приложении 1).

Игра «Нарисуй цитату»

Время: 14:30–15:00.

Формат: командная игра.

Материалы: большие листы бумаги, фломастеры, подготовленные цитаты из Пушкина.

Правила:

  • Команда тянет цитату (например: «Идёт направо — песнь заводит…», примерные цитаты в Приложении 2).
  • За 5 минут рисует её смысл.
  • Остальные команды угадывают, какая это цитата

Игра «Герой на палочке»

Время: 15:00–15:30.

Материалы: заготовки персонажей на палочках (кошки, цари, царевны, старик и старуха, кот учёный и т.д.), цветные карандаши, ножницы, палочки.

Задача:

  • Раскрасить героя
  • Сыграть с ним мини-сценку

Дополнительно: можно собрать мини-кукольный театр в английском кабинете

Игра «Что это за слово?»

Время: 15:30–15:50.

Формат: словесная викторина.

Примеры слов: «челобитная», «лукоморье», «девичья», «злато», «луг» (Приложение 3).

Задача: угадать или придумать, что означает это слово. Можно предложить варианты на выбор.

Игра «Найди предмет – угадай сказку»

Время: 15:50–16:10.

Материалы: распечатанные изображения предметов:

  • Зеркало, яблоко, собака – «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
  • Бочка, муха, стрела – «Сказка о царе Салтане…»
  • Корыто, сеть, рыба – «Сказка о рыбаке и рыбке»
  • Золотая цепь, кот, дуб – «У лукоморья дуб зелёный…»

Задача: дети должны разнести картинки к нужной сказке (можно в форме квеста или групповой работы)

Полдник: 16:10-16:30.

Вечерняя прогулка

Время: 16:30-18:00.

Формат: прогулка, игровой квест «В гости к Пушкину», посвященный дню рождения Пушкина.

Квест «В гости к Пушкину»

Примерная вступительная речь ведущих:

  • День рождения Александра Сергеевича Пушкина – прекрасный повод отправиться в литературное приключение!
  • Командам предстоит пройти 5 станций, на каждой из которых их ждут задания, связанные с творчеством великого поэта.
  • В финале они соберут части волшебного пера Пушкина и помогут вернуть вдохновение в мир сказок.

Станция 1: «Сказочный лабиринт»

Команды угадывают пушкинские сказки по строкам и находят иллюстрации к ним.

Примеры строк:

- «У лукоморья дуб зелёный...»

- «Сидит там царь Кащей над златом чахнет...»

- «Сказка о мёртвой царевне», «Сказка о золотом петушке» и др.

За правильные ответы — часть пера.

Станция 2: «У самого синего моря»

Интерактивная игра по «Сказке о рыбаке и рыбке».

Команды вспоминают три желания жены старика и пытаются передать их через шум волн.

За точное воспроизведение — часть пера.

Станция 3: «Почта Пушкина»

Игра с рифмами и сочинением четверостиший.

Команды завершают строки стихотворений, а также создают собственные стихи в пушкинском стиле.

За творческое мышление — часть пера.

Станция 4: «Урок у Лукоморья»

Разгадывание заколдованных слов и анаграмм.

Нужно восстановить пушкинские образы, заменённые современными словами.

За правильные ответы — часть пера.

Станция 5: «Театр у Пушкина»

Мини-инсценировка сказки.

Командам даётся отрывок, реквизит и 3 минуты на подготовку.

Оцениваются артистичность и юмор.

За выступление — часть пера.

Финал: Возвращение Пера Пушкина

Когда все команды прошли станции, ведущий собирает их и просит вернуть собранные части пера.

Произносится торжественная речь и вручаются дипломы или значки «Юный пушкинист».

Материалы для подготовки:

  • Цилиндры (из картона или ткани);
  • Распечатанные цитаты и тексты Пушкина;
  • Большие листы, мелки, маркеры;
  • Раскраски и заготовки персонажей на палочках;
  • Книги с иллюстрациями сказок;
  • Распечатанные изображения предметов.

Приложения: