Данный методический материал разработан в рамках проведения летнего городского лагеря на базе частного детского театра «МАСТ – Маленький Семейный Театр», расположенного в Северо-Западном округе г. Москвы в районе Куркино.
День Александра Сергеевича Пушкина, который отмечается 6 июня, время начала детских каникул и работы летних лагерей на базе общеобразовательных учреждений — это не просто памятная дата, но и уникальная возможность приобщить детей к великому наследию русской литературы через живое, творческое взаимодействие. В условиях летнего городского лагеря, где образовательные и развивающие задачи соединяются с атмосферой отдыха и свободы, этот день способен превратиться в настоящий театральный праздник — яркий, познавательный и эмоционально насыщенный.
Применение приемов актерского тренинга в проведении Пушкинского дня позволяет не только оживить классические тексты, но и вовлечь детей в процесс активного постижения литературы через игру, перевоплощение и сценическое действие. Такой подход способствует развитию выразительности, воображения, коммуникативных навыков и эмоционального интеллекта, а также формирует устойчивый интерес к русской культуре и чтению и театру.
Актуальность данной методической разработки обусловлена потребностью в современных, интерактивных формах работы с детьми в условиях лагерной смены. Она ориентирована на создание целостного культурного события, способного объединить элементы театра, литературы и творчества, сделать наследие Пушкина доступным и близким для каждого ребёнка.
Для педагогов и работников общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования данная методическая разработка будет полезна наличием необходимого дидактического материала для планирования и проведения данного тематического театрализованного дня на базе городского лагеря.
Данный методический материал рассчитан на применение в течение одного дня летней смены в творческом лагере, предпочтительно выбрать ближайшую дату ко дню рождения А.С.Пушкина.
Формат: тематический день в рамках творческой смены.
Возраст участников: 10–14 лет.
Цель: приобщение детей к литературному наследию А.С.Пушкина через театральные и игровые формы.
Задачи:
- Развитие выразительности речи и актерских навыков
- Расширение словарного запаса, знакомство со старорусской лексикой
- Творческое взаимодействие в команде
- Формирование образного мышления через изобразительное искусство и театр
Распорядок тематического дня «День Пушкина» с методическими материалами
Утро:
Репетиция
Время: 10:00–11:00
Место: репетиционный зал / игровая площадка.
Деятельность: продолжаем или начинаем репетицию основной постановки лагеря.
Педагогические акценты: развитие сценической речи, внимания, работа над мизансценами.
Примечание: день тематический, поэтому при возможности встраиваем пушкинский текст или элементы сказок в репетицию.
Прогулка: «Пушкин идёт гулять»
Время: 11:15–12:00.
Формат: творческая прогулка.
Атрибутика: цилиндры (можно выдать детям или сделать своими руками заранее), цветной мел.
Задача: на асфальте или плитке дети рисуют героев пушкинских сказок (в командах или индивидуально).
Педагогическая цель: визуализация литературных образов, работа с памятью и фантазией.
Подсказки: Дуб с ученым котом, русалка, царевна, бочка, лебедь и др.
Обед: 12:00–13:00
Послеобеденный блок: «Сказка оживает»
Время: 13:00–14:30.
Формат: творческая мастерская.
- Раздача материалов: каждый ребенок получает короткий пушкинский текст – отрывок из сказки или стихотворение.
- Задача: разучить текст (в парах, тройках или индивидуально), подготовить маленькую видеосъёмку – читаем или разыгрываем сцену.
- Съёмка: на телефон или планшет; дети могут снимать друг друга, использовать простые костюмы, цилиндры и предметы.
Педагогическая цель: развитие памяти, дикции, уверенности, навыков видеопрезентации (пример текстов в Приложении 1).
Игра «Нарисуй цитату»
Время: 14:30–15:00.
Формат: командная игра.
Материалы: большие листы бумаги, фломастеры, подготовленные цитаты из Пушкина.
Правила:
- Команда тянет цитату (например: «Идёт направо — песнь заводит…», примерные цитаты в Приложении 2).
- За 5 минут рисует её смысл.
- Остальные команды угадывают, какая это цитата
Игра «Герой на палочке»
Время: 15:00–15:30.
Материалы: заготовки персонажей на палочках (кошки, цари, царевны, старик и старуха, кот учёный и т.д.), цветные карандаши, ножницы, палочки.
Задача:
- Раскрасить героя
- Сыграть с ним мини-сценку
Дополнительно: можно собрать мини-кукольный театр в английском кабинете
Игра «Что это за слово?»
Время: 15:30–15:50.
Формат: словесная викторина.
Примеры слов: «челобитная», «лукоморье», «девичья», «злато», «луг» (Приложение 3).
Задача: угадать или придумать, что означает это слово. Можно предложить варианты на выбор.
Игра «Найди предмет – угадай сказку»
Время: 15:50–16:10.
Материалы: распечатанные изображения предметов:
- Зеркало, яблоко, собака – «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
- Бочка, муха, стрела – «Сказка о царе Салтане…»
- Корыто, сеть, рыба – «Сказка о рыбаке и рыбке»
- Золотая цепь, кот, дуб – «У лукоморья дуб зелёный…»
Задача: дети должны разнести картинки к нужной сказке (можно в форме квеста или групповой работы)
Полдник: 16:10-16:30.
Вечерняя прогулка
Время: 16:30-18:00.
Формат: прогулка, игровой квест «В гости к Пушкину», посвященный дню рождения Пушкина.
Квест «В гости к Пушкину»
Примерная вступительная речь ведущих:
- День рождения Александра Сергеевича Пушкина – прекрасный повод отправиться в литературное приключение!
- Командам предстоит пройти 5 станций, на каждой из которых их ждут задания, связанные с творчеством великого поэта.
- В финале они соберут части волшебного пера Пушкина и помогут вернуть вдохновение в мир сказок.
Станция 1: «Сказочный лабиринт»
Команды угадывают пушкинские сказки по строкам и находят иллюстрации к ним.
Примеры строк:
- «У лукоморья дуб зелёный...»
- «Сидит там царь Кащей над златом чахнет...»
- «Сказка о мёртвой царевне», «Сказка о золотом петушке» и др.
За правильные ответы — часть пера.
Станция 2: «У самого синего моря»
Интерактивная игра по «Сказке о рыбаке и рыбке».
Команды вспоминают три желания жены старика и пытаются передать их через шум волн.
За точное воспроизведение — часть пера.
Станция 3: «Почта Пушкина»
Игра с рифмами и сочинением четверостиший.
Команды завершают строки стихотворений, а также создают собственные стихи в пушкинском стиле.
За творческое мышление — часть пера.
Станция 4: «Урок у Лукоморья»
Разгадывание заколдованных слов и анаграмм.
Нужно восстановить пушкинские образы, заменённые современными словами.
За правильные ответы — часть пера.
Станция 5: «Театр у Пушкина»
Мини-инсценировка сказки.
Командам даётся отрывок, реквизит и 3 минуты на подготовку.
Оцениваются артистичность и юмор.
За выступление — часть пера.
Финал: Возвращение Пера Пушкина
Когда все команды прошли станции, ведущий собирает их и просит вернуть собранные части пера.
Произносится торжественная речь и вручаются дипломы или значки «Юный пушкинист».
Материалы для подготовки:
- Цилиндры (из картона или ткани);
- Распечатанные цитаты и тексты Пушкина;
- Большие листы, мелки, маркеры;
- Раскраски и заготовки персонажей на палочках;
- Книги с иллюстрациями сказок;
- Распечатанные изображения предметов.
Приложения: