В настоящей статье понятие «Романтическая фортепианная миниатюра» используется в широком определении, именно, как «фортепианная миниатюра, написанная в романтическом стиле» (в том числе, и современными композиторами), в отличие от определения «миниатюра, написанная композиторами – романтиками».
Статья носит обзорный характер и включает методические комментарии к ряду произведений (романтических миниатюр), которые входят в репертуарные списки дополнительной предпрофессиональной программы «Фортепиано» по предмету «Специальность и чтение с листа». Произведения данного жанра включены в экзаменационные программы, начиная с четвертого года обучения, и, являются неотъемлемой стороной формирования исполнительской школы юных пианистов.
Отметим общие черты романтической миниатюры:
- Характерной особенностью романтической миниатюры является малая форма, состоящая из одной, двух или трех частей;
- Образно-смысловую доминанту романтической миниатюры определяет лирико-эмоциональная cоставляющая;
- Музыкальный образ в романтической традиции отражает не предметный и событийный ряд как таковой, а эмоциональный или лирический сюжет по поводу предмета или события, то есть «эмоцию» и внутренний мир лирического героя в его самоценности;
- Исполнение романтической фортепианной миниатюры предполагает владение богатой палитрой выразительных средств, художественной техникой, искусством туше, легато, кантилены, нюансировки и т.д.
Несмотря на малую форму, освоение романтической миниатюры не отменяет большой объем и масштаб исполнительских задач. Исполнение пьес данного жанра невозможно без формирования музыкального интеллекта, эмоционально-художественной, духовной и исполнительской культуры, и, наконец, владения системой выразительных средств, характерных для романтического стиля.
Отсутствие пианистической школы (именно, художественной техники) рождает ряд трудностей при исполнении пьес данного жанра и подобные трудности нужно преодолевать своевременно.
Романтическая миниатюра имеет типологические жанровые и стилистические особенности, а также, черты, определяемые как «авторский стиль». Нами будут кратко рассмотрены миниатюры западно-европейского, русского, и современного стилей в аспекте общей характеристики, определения образно – смысловых и исполнительских задач, стоящих перед юным пианистом в процессе освоения произведений данного жанра.
Ф.Мендельсон Прялка
Пьеса «Прялка» входит в цикл «Песни без слов», который включает восемь тетрадей пьес (фортепианных миниатюр) по типу экспромта или музыкального момента. Самую первую из них композитор начал писать еще в 20 лет в начале своего творческого пути, вдохновившись поездкой по Италии и Швейцарии, обращаясь к ним на протяжении всей своей жизни. Единая программа, объединяющая все пьесы, отсутствует. Само название цикла («Песни без слов») определяет лирико-эмоциональную направленность каждой пьесы.
Именно поэтому, моторность и звуко-изобразительный момент (монотонное «жужжание» прялки) не являются определяющими в плане смысла и образа этой миниатюры. Интонационно-художественный смысл «Прялки» - это эмоциональное отношение Лирического героя к Идеалу жизни как вечному движению и организованному динамичному Целому.
Поскольку песенная основа этой миниатюры очевидна, - главная исполнительская задача относится к области художественной техники: нужно не только отделить мелодию от моторного сопровождения, но и исполнить ее выразительно, иными словами, не «превратить» пьесу в этюд. Мелодия «Прялки» отличается гибкостью и изяществом штриха и представляет известную исполнительскую трудность с точки зрения «поиска» баланса между артикуляционной четкостью и интонационной пластичностью. Важной задачей пьесы является интонационно-смысловая целостность мелодической линии на всем ее протяжении. В то же время, моторика «вращения» и быстрый темп (в авторском указании - spinning song) предполагают техническую беглость, выдержку и организованность юного исполнителя.
Ян Сибелиус «Ель»
Миниатюра «Ель» относится к циклу Пять пьес, соч. 75 (1914-19..) «Деревья», являющимся одним из лучших художественных образцов лирико-эмоционального и пантеистического восприятия мира. В самом деле, Сибелиус воспринимал Природу как поэтическую, таинственную силу и признавался, что «деревья говорят с ним». По сути, образы Природы становятся отражением Души, личной драмы и духовно-эмоционального восхожения и преображения Человека.
«Ель» (№ 5) - один из бесспорных «миниатюрных» шедевров Сибелиуса, медленный лирический вальс, написанный в 3-х частной форме.
В основе интонационной фабулы (сюжета) лежит противостояние двух личностных позиций в отношении мира: сурового, мощного, декламационного (символ гордости и стойкости) и лирического (вальсового, свободного, парящего). Диспозиция и взаимодействие этих «полюсов» становится импульсом и поводом эмоционального «взрыва» в «потрясающих» арпеджио средней части. Можно связать смысл средней части с достижением Идеала как полноты жизни, свободы и энергии.
Основная трудность для исполнителя – уловить сюжет и логику взаимодействия «декламационного» и «вальсового», приводящего к кульминационному среднему разделу пьесы, а также, раскрыть смысловой ресурс «оркестровых» тембровых и регистровых сопоставлений.
Обратимся к более развернутой романтической миниатюре
Ф.Лист. Венгерская рапсодия №18
Рапсодии – это свободно построенные виртуозные пьесы. В основе рапсодий лежат темы, написанные в духе народных песен.
C 1847 по 1863 гг. Лист сочинил девятнадцать «Венгерских рапсодий», представляющих собой виртуозные музыкальные фантазии на фольклорные мотивы. Как правило, первая часть - медленная, а вторая – быстрая (как это принято в народном музицировании).
Рапсодия №18 строится также, то есть, состоит из 2 частей.
Фабула рапсодии представляет собой переход от скорбного размышления к невероятному ощущению силы и размаха, и, наконец, демонстрацию блестящей игры как таковой - апофеозу Мастера, Виртуоза.
В первом скорбном разделе прослеживается ясная логика мотивов: вопрошающие интонации (связанные с напряженным движением вверх по уменьшенному септаккорду) и переход в «тему смирения». Тема повторяется и динамизируется. Переход ко второй части представлен виртуозным токкатным эпизодом.
Вторая часть – энергичный грубоватый танец, напоминающий чардаш. Особую живость ему придают постоянные синкопы. Народная танцевальная основа переходит в «игровую» - демонстрацию виртуозности и наращиванию фактурной мощи и яркости.
Основной смысл рапсодии - переход внутренней психологической драмы (отчаяния и безысходности) в мощную энергию и апофеоз народного духа.
Исполнительские трудности связаны с преодолением «разорванности» интонационно-образных эпизодов, достижением целостности (в противном случае, форма распадается на отдельные построения).
Фактура быстрой части предполагает уверенное владение октавной и аккордовой техникой.
А.Лядов. Прелюдия соч. 57 № 1
Прелюдия была излюбленным фортепианным жанром Анатолия Лядова - великого мастера миниатюры. На протяжении тридцати лет (1876 – 1906 гг.) была написана тридцать одна прелюдия (из них - одна неоконченная).
В оригинальном авторском стиле Лядова своеобразно преломился
«шопеновский» стиль при сохранении национальной русской основы, отразившей лиризм и глубину русской души, «дыхание» родной природы.
Решающую роль в творчестве композитора играет общеславянская лирическая романсовая кантилена с «интонациями-вздохами». Последней по времени является Прелюдия Des-dur (соч. 57 №1), появившаяся в начале 1900-х годов.
Суть Прелюдии – погружение в мир грез и лирических переживаний, имеющий свою историю, жизнь и драматическую кульминацию.
Непрерывность музыкального развертывания обеспечивается единством «мелодико-фактурной формулы», где мелодическая основа сопровождается равномерным триольным колыханием. Характерной чертой Лядова является полиритмия и достижение прозрачности звучания путем мелодизации всей ткани, в частности, гармонического сопровождения в левой руке.
Прелюдия состоит из трех частей: экспозиции, средней части (развития темы с динамическим нарастанием) и заключительной части (кода).
Интонационно-смысловая насыщенность и сложность музыкальной фактуры предполагает тончайшую детализацию работы над пьесой. Лучше всего основную исполнительскую задачу этой Прелюдии выражают слова самого Лядова: «Так сделать, чтобы каждый такт радовал».
Последний раздел может представлять для исполнителя технические трудности для правой руки, связанные с игрой широких интервалов, быстрыми перебросами руки при сохранении качества и выразительности звучания.
А.Скрябин. Прелюдия №14
Прелюдии составляют весомую часть творческого наследия Скрябина.
В творчестве Скрябина представлено пятнадцать циклов. В общем создано – 83 прелюдии. Опус № 11 считается одним их лучших, написан в 1896 г. и состоит из 24 прелюдий. Художественный мир прелюдий воспроизводит мир Человека, балансирующего на грани падения и взлета, материи и духа, мрака и света, хрупкости и величия, пограничных эмоциональных аффектов и состояний.
В этом аспекте Прелюдия №14 (ми-бемоль минор) напоминает эмоциональный вихрь, состоящий из подъёмов и спадов, масштаб которого аналогичен образу стихии. Одна из главных исполнительских задач связана с интонационно-ритмической организацией достаточно насыщенной и сложной аккордовой фактуры, передачей высокого эмоционального тонуса и достижением динамической мощи в кульминационном эпизоде.
Н.Капустин. Прелюдия №5
Прелюдия №5 относится к циклу «Прелюдии в джазовом стиле», который написан Николаем Капустиным в 1985 году. Данный сборник - пример миниатюр, представляющих синтез джазового и романтического направлений, включает 24 прелюдии по аналогии с известными циклами прелюдий Шопена (соч.28) и Скрябина (соч.11). Прелюдии расположены по принципу кварто-квинтового хода с чередованием мажорных и минорных тональностей.
В Прелюдии №5, как и во многих других прелюдиях цикла, романтическая составляющая является безусловно доминирующей в образно-смысловом и семантическом планах.
Прелюдия имеет 3-х частную форму (А-В-А1). Вторая и третья части развиваются на материале первой. Первая часть прелюдии – лирическая и мечтательная. Третья часть - более динамична в отношении первой части. Вторая часть является кульминацией - она более подвижная, эмоционально-напряженная, имеет большой регистровый диапазон.
Главная исполнительская задача прелюдии связана с умением выявить антитезу и синтез мелодической линии и джазовой гармонии, определяющих логику развертывания пьесы. Такая задача предполагает достаточный уровень владения кантиленой, звуковой палитрой, техникой связного исполнения аккордовых цепочек, умением найти нужные краски и «сонорность» звучания.
Р.Глиэр. Прелюдия B-dur соч. 26 № 1
Рейнгольд Глиэр является автором около 150 фортепианных произведений. Прелюдия В-dur соч.26 №1 входит в цикл из шести фортепианных пьес, написанных в 1906 году. Сочинение пьес тесно связано с педагогической деятельностью, к которой композитор приступил с 1900 года в музыкальной школе сестер Гнесиных сразу после окончания консерватории. С 1908 года Глиэр начинает выступать в качестве дирижера (главным образом, собственных произведений), что во многом объясняет оркестральность его фортепианной музыки, напряженные поиски колористических средств.
Прелюдия В-dur соч.26 №1 представляет собой романтическую миниатюру, состоящую из двух частей и коды. Тема первой части основана на характерных интонациях романса и представляет собой образно-смысловое «превращение» от «грезы» к романтическому порыву. Эпизод между первой и второй частями основан на секвенциях и «уводит» в стихию волнообразного движения, вызывая ассоциации с морским пейзажем. Вторая часть повторяет тематический материал первой части уже в динамизированном виде - в основной теме проявляется скрытая мощь, которая находит выражение в кульминации (ff) и ниспадает стремительным потоком секвенций. Прелюдия завершается Кодой – уходом в чередование тембровых сопоставлений гармонических созвучий – «дань» импрессионисткой теме.
Можно много размышлять о смысле Прелюдии, но присутствие романтической темы Лирического героя, пытающегося «превзойти свои границы», очевидно. Задача педагога – найти доступные для ребенка сюжетные и образные ассоциации, чтобы донести смысл произведения.
Исполнительские задачи, безусловно, связаны с качеством «ведения» кантилены в одноголосном, октавном и аккордовом вариантах; умением проинтонировать и мелодизировать «паутину» гармонического сопровождения. Точно также, важен «интонационный», а не «технический» подход к исполнению двух виртуозных секвентных эпизодов.
Особенностью музыкальной формы прелюдии является постоянное обновление и вариативность всего тематического материала, близкой к сквозному развитию. Именно поэтому, важно не потерять образно-смысловую Логику и целостность произведения. Методом достижения образно-смысловой целостности служат различные приемы работы над произведением: прослушивания аудиозаписей в разных интерпретациях, «просматривания» и «внутреннего прослушивания» всего нотного текста; работы над произведением в «обратном порядке» - от кульминации к постепенному присоединению предыдущих эпизодов.
Работа над фортепианными миниатюрами, относящихся к «золотому фонду» русской и зарубежной академической музыки, является важнейшей стороной воспитания исполнительской культуры юного пианиста, обучающегося в детской школе искусств, в том числе, в рамках реализации дополнительных предпрофессиональных программ
Список используемых источников
- Зенкин, К.В. Фортепианная миниатюра и пути музыкального романтизма: учебник для вузов, 2-е изд., М.: Издательство Юрайт, 2019, 410 с.
- Федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной программы в области искусства «Фортепиано», утвержденные приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12.03.2012 г. № 1