Цель: формирование у обучающихся представлений о мире профессий.
Задачи:
Образовательные:
- расширить знания учащихся о профессиях;
- познакомить с новыми профессиями;
- формировать интерес к профессиям;
Развивающие:
- развивать внимание, логическое мышление, память, познавательный интерес, самостоятельность; культуру речи;
- развивать коммуникативные способности при работе в группах и в паре.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к труду; уважительное отношение к людям разных профессий;
- воспитывать уважение к своим товарищам, вырабатывать спортивный интерес.
Ход мероприятия
- Здравствуйте, дорогие ребята, гости!
- Многие из вас хотя бы раз задавались вопросом: «Кем быть?», «Кем я хочу стать». Этот вопрос достаточно сложный, ведь не каждый сразу и с большой уверенностью сможет ответить на этот вопрос. В мире профессий каждый может найти себе дело по душе, по способностям и по интересам. Профессий много и все они разные, со своими особенностями, плюсами и недостатками. Но ведь любая профессия, будь это дворник или же инженер, важна для современного мира. Вы не раз слышали пословицу «Профессии разные нужны, профессии разные важны». Скоро вам предстоит окунуться во взрослый мир и выбрать свое место в нем. Каждый из вас, ребята, мечтает кем-то стать, получить в будущем профессию по душе. Времени на выбор будет совсем немного, поэтому присматриваться к разным профессиям нужно уже сейчас.
- Сегодня мы будем говорить о труде. А что же такое труд? Заглянем в «Словарь» С.И.Ожегова.
«Труд - целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных ценностей. Труд - работа, занятие. Труд - усилие, направленное к достижению чего-либо. Труд - привитие умений и навыков в какой-нибудь профессиональной, хозяйственной деятельности».
А согласно «Толковому словарю» Владимира Даля, труд - это «работа, занятие, упражнение, дело, всё, что требует усилий, стараний, заботы».
А что же такое профессия? (слово «профессия» записано на доске)
Д: Это труд, который люди выбирают себе на всю жизнь.
У: А какие профессии вы знаете? (дети перечисляют известные им профессии)
У: А кем мечтаете стать вы? (ответы детей)
- Предлагаю выяснить, насколько хорошо вы знаете профессии.
Игра на знание профессий
На доске развешаны перевёрнутые карточки. Каждая пара обучающихся выбирает карточку, на которой написана определённая буква. На заданную букву каждая пара обучающихся должна вспомнить и записать 5 профессий или специальностей, а также указать, чем занимаются представители данной профессии или специальности. Время на выполнение 3-4 минуты. По истечению времени каждая пара представляет написанный профессии или специальности.
- П — плотник, повар, пекарь, пилот, проводница и др.
- Р — разведчик, репортёр, рыбак, радиоведущий, редактор и др.
- О — оперный певец, оператор, окулист, охранник, охотник и др.
- В — водитель, ветеринар, ведущий, вахтер, волонтер и др.
- С -слесарь, сантехник, стоматолог, стекольщик, санитарка и др.
- Д — доктор, дизайнер, дворник, детектив, дирижёр и др.
- К — кинолог, каскадер, кок, кардиолог, кинооператор, кладовщик,каменщик, курьер и др.
«Отгадай загадку»
Топором, рубанком
Выстругал он планки,
Сделал подоконники
Без сучка - задоринки. (Плотник)Ставят ловких две руки
Каблуки на башмаки.
И набойки на каблук -
Тоже дело этих рук. (Сапожник)Кладёт кирпич за кирпичом,
Растёт этаж за этажом,
И с каждым часом, с каждым днём,
Всё выше, выше новый дом. (Каменщик)На работе день - деньской
Управляет он рукой.
Поднимает та рука
Сто пудов под облака. (Крановщик)Кто по рельсам, по путям
Поезда приводит к нам? (Машинист)Любит он цветы сажать,
Их растить и поливать (Цветовод)Кто у постели больного сидит?
И как лечиться он всем говорит.
Кто болен - он капли предложит принять,
Тому, кто здоров, разрешит погулять. (Врач)Он учит детишек читать и писать
Природу любить, стариков уважать. (Учитель)Скажи, кто так вкусно
Готовит щи капустные. Пахучие котлеты
Салаты, винегреты
Все завтраки, обеды? (Повар)С огнём бороться мы должны
Мы смелые работники.
С водою мы напарники
Мы очень людям всем нужны,
Так кто же мы? (Пожарники)
- Какие способности помогают успешному овладению этими профессиями, которые мы сегодня проверили у себя?
Быть внимательным и наблюдательным
Иметь хорошую зрительную память
Конструировать
Богатое воображение и др.
- Когда вы подрастёте и станете взрослыми, придет время выбирать профессию. Перед вами откроется множество дорог, где вы сможете найти своё место в этом мире. Может, вы станете учеными и изобретёте машину времени или сможете найти вакцину от опасной болезни? А вдруг кто-то отправится на межпланетном корабле исследовать просторы Вселенной?. Как хорошо помечтать! Но, не забывайте, что у каждого в жизни своя дорога, своя судьба. Не старайтесь искать легких дорог, путь к успеху - всегда работа до седьмого пота.
- А теперь проведем эстафеты и будем узнавать интересный материал о профессиях.
- Соревноваться сегодня будут 3 команды, по 5 человек в каждой команде.
- Оценивать наши соревнования будет родительское жюри (3 человека).
1 конкурс. Приветствие команд
- Командам нужно угадать задуманную профессию.
Описать профессию без слов, только с помощью движений, мимики.
2 конкурс. «Лучший повар»
Чтоб мы крепкими росли,
Ели кашу, пироги,
Чтоб упитанными были,
В школу каждый день ходили,
Чтобы слышать детский говор,
Нужен в каждой школе … (повар)
- Повар - это специалист по приготовлению пищи. На самом деле приготовить вкусную, полезную и, главное, здоровую пищу достаточно сложно. Важно знать, в каком количестве, в каком порядке необходимо закладывать продукты, какие специи добавить, чтобы блюдо получилось очень вкусным.
- В нашей школьной столовой работают квалифицированные и очень старательные повара. Они готовят нам разнообразную витаминизированную пищу. Давайте мы чуть поможем нашим поварам и придумаем меню для школьного обеда (время - 5 минут). Условия: обед должен быть вкусным, питательным, витаминизированным и обязательно полезным.
Команды составляют меню интересного, полезного, а главное, здорового школьного обеда из трех блюд.
3 конкурс. «Шофер»
В любую погоду, метель и жару
Кручу я баранку - машину веду,
Для стройки музея везу кирпичи,
С пекарни везу в магазин куличи,
На ферму коровам везу я корма,
Для школ молока привезу задарма.
И честно признаюсь, что я - не грабитель,
Я просто трудяга, обычный … (водитель)
- Шофер - дисциплинированный человек. Он ни на миг не отвлекается от дороги, не поддается усталости. Он отлично знает правила дорожного движения и никогда не нарушает их, ни при каких условиях. Водитель автомашины должен быть абсолютно здоров, уметь мгновенно реагировать на любую внезапно возникшую ситуацию. Человек за рулем всегда помнит, что от его внимания и умения зависит не только сохранность машины и груза, но и самое главное - жизнь пассажиров и пешеходов.
Оборудование - 6 колец («остановки»), 3 обруча.
- Грузовик: двое перевозят девочку к обручу на скрещенных руках.
- Автобус: мальчик и девочка стоят на разных «остановках». 1-й водитель подбегает, дети по очереди цепляются сзади, добегают до обруча.
- Буксир: 1 уч.берет за руки двух мальчиков и тянет их на «станцию техобслуживания» - обруч.
- Трамвай: соединяясь друг за другом, все «вагончики» добегают до обруча.
4 конкурс. «Великая стройка»
Строю школы, строю бани, строю новые дома,
Строю целые деревни, даже строю города!
Строить нужно аккуратно, строить нужно на века,
Чтоб жилось в тепле, уюте даже в сильные снега.
В своем деле я - художник и над ленью победитель.
Догадались? Я - … (строитель)
- Любая стройка в наши дни - дело для целого коллектива строителей, каждый из которых имеет свою специальность и выполняет определенную работу.
Оборудование - большое количество кубиков разного размера, большой обруч.
Каждый участник по очереди берет по одному строительному блоку - кубику из обруча, добегает до места стройки и выстраивает башню. Чья башня окажется выше?
5 конкурс. «Бюро находок»
На столе разложены перевёрнутые карточки, на которых написаны наборы различных инструментов. Задача каждой команде подойти, выбрать по 4 карточки и определить какой профессии принадлежит набор инструментов.
- Кисточка, карандаш, краски. (художник)
- Ножницы, метр, иголка с ниткой, пуговицы. (швея)
- Ручка, тетрадь, книга. (учитель)
- Молоток, гвозди, долото, отвёртка. (плотник)
- Лампочка, розетка, индикатор. (электрик)
- Письма, газеты, сумка (почтальон)
- Градусник, шприц (врач)
- Расческа, ножницы (парикмахер)
- Парик, костюм (актер)
- Метла, грабли, совок (дворник)
- Духовка, скалка, мука (пекарь)
- Калькулятор, деньги (бухгалтер)
- Прекрасных профессий на свете не счесть,
И каждой профессии слава и честь!
А самое главное, мы поняли, какую бы профессию мы ни выбрали в будущем, готовиться к ней нужно уже сейчас - хорошо учиться, быть прилежными, ответственными, аккуратными
Вот и подходит к концу наш классный час. Вы показали хорошие знания различных профессий.
- Последнее задание всем командам.
Нарисуйте картину вашего настроения по итогам классного часа. (Рефлексия. Дети рисуют, комментируют. Учитель вывешивает рисунки на доску).
Подведение итогов игры
Слово жюри. Награждение победителей и участников.