Урок литературного чтения в 4-м классе. А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста»

Разделы: Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: А.Т.Твардовский, А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста»


Ход урока

1. Организационный момент

Проверка готовности к уроку: учебник, рабочая тетрадь, пенал.

2. Подготовка к восприятию нового материала

«Война — печальней нету слова, война — святее нету слова

В тоске святее этих лет ещё не может быть и нет».

- Произнесите слово «война». Что означает это слово? Подберите к этому слову эпитеты.

- Какие чувства вызывает у вас война?

3. Актуализация знаний

- Какую важную дату мы будем отмечать весной? Что вы знаете о Великой Отечественной войне?

- Вспомните, недавно у нас было занятие, посвященное кому?

- Дети… Они рождены для счастья, должны смеяться, ходить в школу, детский сад. А приходит война и они вместе с взрослыми встают на защиту своей Родины. Совершают героические поступки. Значит, их тоже можно назвать как?

- Давайте с вами вспомним эти страшные 4 года в жизни людей.

Клип на песню «От героев былых времён...» из фильма «Офицеры».

4. Знакомство с новым материалом

- Ребята, а из каких источников мы узнаем о событиях Великой Отечественной войны?

- Сегодня мы познакомимся с творчеством поэта Александра Трифоновича Твардовского.

Открываем учебник на стр. 106 (Э.Э.Кац «Литературное чтение. 4 класс.)

- Как называется стихотворение?

- О чём и о ком будет это стихотворение? Давайте проверим ваши предположения. (Чтение стихотворения)

- Кто был прав? Я предлагаю послушать стихотворение в актёрском исполнении. (аудиозапись)

5. Первичное восприятие стихотворения

- Какие чувства, мысли и настроение вызвало у вас это стихотворение?

- Давайте разобьём это стихотворение на микротемы и проанализируем. (Анализируем по два четверостишие)

1) О каком событии рассказывается в стихотворении?

- Что мы узнаём о мальчике? Почему его называют «бедовый»?

2) Какая трудность была в бою? Какой был бой?

3) Почему командир принял помощь от ребёнка? Мальчика могли убить? Где ехали танкисты? А мальчик? Что он сделал, чтобы узнать, где немцы?

4) Что такое расчёт? Почему танкист пожал руку мальчику? А как он пожал? А можно ли назвать его героем?

5) О чём жалел танкист? А зачем ему знать имя мальчика?

6) Что тронуло вас в этом стихотворении? Что помогло написать А.Т.Твардовскому эти стихи?

6. Работа в группах

  • 1 группа — Рассказать о жизни и творчестве А.Т.Твардовского (стр. 105).
  • 2 группа — Определить и сформулировать тему идею стихотворения.
  • 3 группа — Найти описание боя. Какие чувства у вас вызвал этот отрывок?
  • 4 группа — Расскажите о мальчике. Что его больше всего тревожит?
  • 5 группа — Найдите в тексте диалог мальчика и танкиста. Прочитайте его выразительно.
  • 6 группа — Прочитайте начало и конец стихотворения. Почему четверостишье повторяется?

7. Выступление групп

8. Итог урока

- Как вы считаете, кому эту историю танкист? Зачем?

- В чём был подвиг мальчика? Можно ли назвать его героем?

Издавна защита Родины считалось святым долгом каждого человека. Мы все должны это помнить.

(Просмотр клипа «И всё о той весне»)