Ход урока
1. Организационный момент
Проверка готовности к уроку: учебник, рабочая тетрадь, пенал.
2. Подготовка к восприятию нового материала
«Война — печальней нету слова, война — святее нету слова
В тоске святее этих лет ещё не может быть и нет».
- Произнесите слово «война». Что означает это слово? Подберите к этому слову эпитеты.
- Какие чувства вызывает у вас война?
3. Актуализация знаний
- Какую важную дату мы будем отмечать весной? Что вы знаете о Великой Отечественной войне?
- Вспомните, недавно у нас было занятие, посвященное кому?
- Дети… Они рождены для счастья, должны смеяться, ходить в школу, детский сад. А приходит война и они вместе с взрослыми встают на защиту своей Родины. Совершают героические поступки. Значит, их тоже можно назвать как?
- Давайте с вами вспомним эти страшные 4 года в жизни людей.
Клип на песню «От героев былых времён...» из фильма «Офицеры».
4. Знакомство с новым материалом
- Ребята, а из каких источников мы узнаем о событиях Великой Отечественной войны?
- Сегодня мы познакомимся с творчеством поэта Александра Трифоновича Твардовского.
Открываем учебник на стр. 106 (Э.Э.Кац «Литературное чтение. 4 класс.)
- Как называется стихотворение?
- О чём и о ком будет это стихотворение? Давайте проверим ваши предположения. (Чтение стихотворения)
- Кто был прав? Я предлагаю послушать стихотворение в актёрском исполнении. (аудиозапись)
5. Первичное восприятие стихотворения
- Какие чувства, мысли и настроение вызвало у вас это стихотворение?
- Давайте разобьём это стихотворение на микротемы и проанализируем. (Анализируем по два четверостишие)
1) О каком событии рассказывается в стихотворении?
- Что мы узнаём о мальчике? Почему его называют «бедовый»?
2) Какая трудность была в бою? Какой был бой?
3) Почему командир принял помощь от ребёнка? Мальчика могли убить? Где ехали танкисты? А мальчик? Что он сделал, чтобы узнать, где немцы?
4) Что такое расчёт? Почему танкист пожал руку мальчику? А как он пожал? А можно ли назвать его героем?
5) О чём жалел танкист? А зачем ему знать имя мальчика?
6) Что тронуло вас в этом стихотворении? Что помогло написать А.Т.Твардовскому эти стихи?
6. Работа в группах
- 1 группа — Рассказать о жизни и творчестве А.Т.Твардовского (стр. 105).
- 2 группа — Определить и сформулировать тему идею стихотворения.
- 3 группа — Найти описание боя. Какие чувства у вас вызвал этот отрывок?
- 4 группа — Расскажите о мальчике. Что его больше всего тревожит?
- 5 группа — Найдите в тексте диалог мальчика и танкиста. Прочитайте его выразительно.
- 6 группа — Прочитайте начало и конец стихотворения. Почему четверостишье повторяется?
7. Выступление групп
8. Итог урока
- Как вы считаете, кому эту историю танкист? Зачем?
- В чём был подвиг мальчика? Можно ли назвать его героем?
Издавна защита Родины считалось святым долгом каждого человека. Мы все должны это помнить.
(Просмотр клипа «И всё о той весне»)