Цель урока: продолжить знакомство учащихся с произведением В.Осеевой, развивать умение прогнозировать текст.
Задачи:
- дать представление о том, что каждая деталь в художественном произведении имеет свой смысл и помогает понять произведение;
- показать, что в центре самого произведения – человек, научить разбираться в том, как автор изображает человека, как открывает, что скрыто от глаз: мысли и чувства персонажей, черты их характера;
- воспитывать у учащихся честность, ответственность за свои поступки.
Оборудование: портрет В.Осеевой, карточки с планом текста, презентация.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
Однажды предрассветною порой
Три мудреца склонились надо мной,
И я спросила их, поднявши веки:
"Что главное, скажите в человеке?""Конечно, РАЗУМ, - первый мне ответил, -
С ним каждый путь и правилен и светел".
"Благодарю, что просветил меня".
Я поклонилась, голову склоня.Второй ответил: "ВОЛЯ на пути,
Который нужно с гордостью пройти,
Чтобы достойно подойти к концу".
Я поклонилась в пояс мудрецу."Да нет, не то", - заволновался третий
Послушайте, что строго он ответил:
"Невелика моя об этом повесть,
Но главное у человека — СОВЕСТЬ!"
- Какие главные качества человека?
3. Сообщение темы и цели урока
- Прочитайте эпиграф нашего урока: «Самое главное украшение – чистая совесть». (Цицерон)
4. Мозговая атака
- Дайте объяснение значения слова «совесть».
- Что такое совесть?
- Нужна ли совесть человеку?
- Что значит поступать по совести?
- Когда совесть чиста?
- Я предлагаю обратиться к словарю. Найдите и прочитайте, что обозначает слово СОВЕСТЬ.
Совесть – способность человека к различению добра и зла, сознание добра и зла.
- Сегодня мы продолжаем работу над рассказом, с которым познакомились на прошлом уроке.
- Кто автор этого произведения? (Валентина Александровна Осеева)
- Как называется произведение? (Почему?)
5. Постановка цели урока
- Давайте попробуем предположить о том, чему будет посвящён этот урок. (Мы будем читать, пересказывать, обсуждать поступок мальчика, почему он поступил так, а не иначе)
- Верно, при первичном чтении трудно всё понять и осознать. Поэтому настоящие читатели всегда возвращаются к прочитанному. Вот и мы попробуем сегодня сделать маленький шаг к такому настоящему чтению.
6. «В гостях у автора» (карточка)
Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы, я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:
- Понравился тебе рассказ?
Я ответила: - Не знаю. Я о нём не думала.
Мама очень огорчилась.
- Мало уметь читать, надо уметь думать, - сказала она.
С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и собственных. И так как в жизни мне это очень помогло, то я написала и для вас короткие рассказы, чтобы вам было легче научиться читать и думать”.
- Что хотела нам сказать автор?
7. Проверка домашнего задания
Работа в парах.
- Восстановите последовательность текста.
- Бум наказан
- Мальчик с собачкой
- Сын признался
- Чашка разбилась
- У каждого своё «почему»
- Это…Бум!
- Ночью
- Расстроенный лай
- Все дома!
- Он будет жить в будке
- Бум один на крыльце
- Проверка.
ЗАПОЛНИТЕ ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ
8. Осознание изученного материала
А) Пересказ первого пункта
- Что однажды случилось с мальчиком? (стр.66-67)
Б) Как мама отреагировала, услышав звон разбитой чашки?
Чтение по ролям (стр.97)
В) Как вы думаете мальчик обманывал раньше? Как он выглядел в этот момент? (стр.66)
Г) Почему мальчик не признался маме сразу?
Д) Как вы думаете, мама догадалась, кто разбил чашку? Пыталась ли мама помочь сыну сказать правду?
Е) Выборочное чтение
- Что испытывал мальчик?
- Как об этом пишет автор? Прочитайте.
Ж) Как вы думаете, почему автор приводит описание природы?
ЗАПОЛНИТЕ ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ
9. Работа в группах. Составление синквейна
ЗАПОЛНИТЕ ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ
10. Итог урока
- Чему учат произведения В . Осеевой?
11. Рефлексия
ЗАПОЛНИТЕ ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ
12. Домашнее задание
Нарисуйте рисунок к рассказу.