Урок литературного чтения во 2-м классе по теме «В.Осеева "Почему?"»

Разделы: Начальная школа

Класс: 2

Ключевые слова: В.А.Осеева, В.Осеева «Почему»


Цель урока: продолжить знакомство учащихся с произведением В.Осеевой, развивать умение прогнозировать текст.

Задачи:

  • дать представление о том, что каждая деталь в художественном произведении имеет свой смысл и помогает понять произведение;
  • показать, что в центре самого произведения – человек, научить разбираться в том, как автор изображает человека, как открывает, что скрыто от глаз: мысли и чувства персонажей, черты их характера;
  • воспитывать у учащихся честность, ответственность за свои поступки.

Оборудование: портрет В.Осеевой, карточки с планом текста, презентация.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

Однажды предрассветною порой
Три мудреца склонились надо мной,
И я спросила их, поднявши веки:
"Что главное, скажите в человеке?"

"Конечно, РАЗУМ, - первый мне ответил, -
С ним каждый путь и правилен и светел".
"Благодарю, что просветил меня".
Я поклонилась, голову склоня.

Второй ответил: "ВОЛЯ на пути,
Который нужно с гордостью пройти,
Чтобы достойно подойти к концу".
Я поклонилась в пояс мудрецу.

"Да нет, не то", - заволновался третий
Послушайте, что строго он ответил:
"Невелика моя об этом повесть,
Но главное у человека — СОВЕСТЬ!"

- Какие главные качества человека?

3. Сообщение темы и цели урока

- Прочитайте эпиграф нашего урока: «Самое главное украшение – чистая совесть». (Цицерон)

4. Мозговая атака

- Дайте объяснение значения слова «совесть».

- Что такое совесть?

- Нужна ли совесть человеку?

- Что значит поступать по совести?

- Когда совесть чиста?

- Я предлагаю обратиться к словарю. Найдите и прочитайте, что обозначает слово СОВЕСТЬ.

Совесть – способность человека к различению добра и зла, сознание добра и зла.

- Сегодня мы продолжаем работу над рассказом, с которым познакомились на прошлом уроке.

- Кто автор этого произведения? (Валентина Александровна Осеева)

- Как называется произведение? (Почему?)

5. Постановка цели урока

- Давайте попробуем предположить о том, чему будет посвящён этот урок. (Мы будем читать, пересказывать, обсуждать поступок мальчика, почему он поступил так, а не иначе)

- Верно, при первичном чтении трудно всё понять и осознать. Поэтому настоящие читатели всегда возвращаются к прочитанному. Вот и мы попробуем сегодня сделать маленький шаг к такому настоящему чтению.

6. «В гостях у автора» (карточка)

Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы, я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:

- Понравился тебе рассказ?

Я ответила: - Не знаю. Я о нём не думала.

Мама очень огорчилась.

- Мало уметь читать, надо уметь думать, - сказала она.

С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и собственных. И так как в жизни мне это очень помогло, то я написала и для вас короткие рассказы, чтобы вам было легче научиться читать и думать”.

- Что хотела нам сказать автор?

7. Проверка домашнего задания

Работа в парах.

- Восстановите последовательность текста.

  1. Бум наказан
  2. Мальчик с собачкой
  3. Сын признался
  4. Чашка разбилась
  5. У каждого своё «почему»
  6. Это…Бум!
  7. Ночью
  8. Расстроенный лай
  9. Все дома!
  10. Он будет жить в будке
  11. Бум один на крыльце

- Проверка.

ЗАПОЛНИТЕ ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ

8. Осознание изученного материала

А) Пересказ первого пункта

- Что однажды случилось с мальчиком? (стр.66-67)

Б) Как мама отреагировала, услышав звон разбитой чашки?

Чтение по ролям (стр.97)

В) Как вы думаете мальчик обманывал раньше? Как он выглядел в этот момент? (стр.66)

Г) Почему мальчик не признался маме сразу?

Д) Как вы думаете, мама догадалась, кто разбил чашку? Пыталась ли мама помочь сыну сказать правду?

Е) Выборочное чтение

- Что испытывал мальчик?

- Как об этом пишет автор? Прочитайте.

Ж) Как вы думаете, почему автор приводит описание природы?

ЗАПОЛНИТЕ ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ

9. Работа в группах. Составление синквейна

ЗАПОЛНИТЕ ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ

10. Итог урока

- Чему учат произведения В . Осеевой?

11. Рефлексия

ЗАПОЛНИТЕ ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ

12. Домашнее задание

Нарисуйте рисунок к рассказу.