Цель урока-экскурсии — сформировать у учащихся представление об исторических событиях, происходивших в Москве в 1812 году, и познакомить с основными историческими личностями, принимающими активное участие в жизни города в то время.
Задачи урока:
- рассказать о событиях войны и подвиге жителей Москвы;
- показать исторические памятники и достопримечательности, связанные с событиями 1812 года.
Ход урока
Рассказ учителя: Отечественная война 1812 года — один из самых драматических и в то же время – один из самых значительных по последствиям моментов русской истории, принёсший изменения во все сферы жизни российского общества. Не избежал перемен и наш город. После наполеоновского нашествия из Москвы, которая до войны была забытой деревенской тетушкой, сделали европейскую столицу: Большой театр, Театральная площадь, Манеж, Александровский сад с его портиком, и многое другое, характеризующее облик Москвы, возведено после пожара, в ответ пожару, в знак того, что сжечь Москву можно, а погубить – нельзя… Но это было уже после...
Экскурсионный маршрут
Наша экскурсия начинается на Большой Лубянке около дома Ростопчина, расположенного на Большой Лубянке 14.
Много повидал за свои века этот некогда роскошный дом-вельможа. В стенах, с которых отшелушивается великолепная лепнина, не угадать дворец, пожалуй, не менее значительный и яркий, которым в начале XVII века владел князь Дмитрий Михайлович Пожарский. В 1812 году дом принадлежал генерал-губернатор Москвы Федору Ростопчину. К этому дому в 1812 году стекалось множество жителей столицы, людской поток к его дверям не прекращался ни днем, ни ночью. Здесь умирал раненый на Бородинском поле князь Багратион; некоторое время здесь жил желавший вступить в народное ополчение добровольцем Н.М.Карамзин; бывали В.И.Жуковский, П.А.Вяземский и С.Н.Глинка.
В июле 1812 года Александр I принял решение об организации народного ополчения. «Руководство по формированию ополчения легло на Ростопчина. Его жилой дом на Большой Лубянке обратился в служебное помещение, куда доставляли депеши, шли посетители, откуда отправлялись воинские части» [1]. Чувствуя надвигающуюся опасность, генерал-губернатор распорядился с 16 августа 1812 года вывозить из Москвы казенное имущество и отправлять учреждения в Казань, Нижний Новгород, Владимир. 27 августа последовало его распоряжение о вывозе из столицы монастырских ценностей.
По приказу главнокомандующего были уничтожены московские склады с боеприпасами, но к московскому пожару и к сожжению всего города Ростопчин и оставшиеся в городе жители не имели никакого отношения, о чем определенно заявил сам Ростопчин в 1823 году в своей брошюре «Правда о пожаре Москвы».
В тот самый день, как оставляли Москву, перед этим самым дворцом собралась огромная толпа, требующая выйти навстречу врагу с оружием. Но дело было уже решено. Ростопчин появился на балконе своего дома, видимо, для того, чтобы отвлечь толпу, приказал здесь же, на глазах у всех, зарубить купеческого сына Верещагина - как единственного из москвичей, Россию предавшего. Что и было немедля исполнено. Только безвинен был Верещагин. Похоже, что-то личное его с губернатором связывало... Об этой трагедии долго еще в Москве говорили, а Лев Толстой даже в «Войне и мире» про этот эпизод написал.
При вступлении французской армии в Москву в доме Ростопчина остановился генерал-адъютант граф Лористон, предлагавший мир Кутузову от имени своего императора. Выдающийся французский писатель Стендаль (Анри Бейль), служивший в интендантстве наполеоновской армии, в своем дневнике записал, что в доме Ф.В.Ростопчина его внимание привлекла красотой переплетов огромная и ценная по содержанию библиотека. Покидая Москву, французы начинили порохом печи и трубы этого дома, и только благодаря истопнику, заметившему это, взрыва не произошло. По возвращении Ростопчина двор его дома заполнила толпа обездоленных для получения вспоможения, которое он щедро раздавал. Дом Ростопчина в 1814 году был свидетелем блистательного торжества в честь победы русских воинов и заключения славного мира, Сюда были приглашены известные генералы, бывшие в действующей армии.
В 1817—1821 гг. в одном из флигелей дома Ростопчина жил будущий историк М.П.Погодин. Сюда к нему приходил сокурсник по университету будущий поэт Ф.И.Тютчев. В середине 1820-х годов жил известный книгоиздатель А.С.Ширяев. В 1842 году от сына графа Ростопчина дом перешел к генералу от кавалерии графу Василию Васильевичу Орлову-Денисову, герою битв 1812 года под Тарутином и Лейпцигом. В доме, украшенном гербом на фронтоне, часто устраивались балы, на которых присутствовали члены императорской семьи. Бывало до 500 приглашенных. Вот как описывался дом в середине XIX века: «Длина его 23, вышина 5, а ширина 3 сажени (1 сажень=2,13 м). Двухаршинные (ок. 142 см) его стены кладены из 10 вершкового (1 вершок=4,445 см) кирпича с связями из брускового железа. При входе на прекрасную чугунную лестницу поставлены две медные пушки, пожалованные императрицею Екатериной II деду графа Орлова-Денисова. Хотя в первом этаже отчасти сохранилось прежнее расположение комнат, но в некоторых из них, вместо Коробовых сводов, сделаны потолки».
После 1917 года владение заняло ОГПУ. В конце 1970-х годов главный усадебный дом был отреставрирован. Исследования, проведенные авторами проекта реставрации архитекторами И.Казакевич, ЕЖаворонковой при участии С.Склеминой, позволили уточнить время создания сооружения. Как само здание, так и его пышный декор (колонны, увитые виноградной лозой, картуши с гротескными масками, сложные орнаментальные композиции), датируются последним десятилетием XVII в.
Следующим объектом нашей экскурсии является Римско-католический собор Святого Людовика, расположенный по адресу: ул. Малая Лубянка, дом 12.
Появление в Москве французского католического прихода Святого Людовика относится к 1789 г. В 1789 году представители французской колонии в Москве обратились к главнокомандующему Москвы генералу П.Д.Еропкину с просьбой разрешить построить католическую церковь. Екатерина II дала разрешение на строительство церкви в центре города, в районе Кузнецкого моста, где больше всего жило французов, связанных с торговлей. Между Малой Лубянкой и Милютинским переулком были найдены и приобретены участки, принадлежащие Бахметьеву и Протасьевой. К ним были присоединены соседние владения. Французская церковь была построена и освящена 30 марта 1791 года в честь Святого Людовика Нэрильского, покровителя короля Франции. В 1807 году настоятелем церкви был утвержден Адриан Сюрюг, имевший большое влияние на московскую аристократию. Под его тактичным воздействием члены ряда семей русских видных сановников переходили в католичество.
1812 год был годом тяжелых испытаний не только для русских, но и для многих членов французской колонии. Аббат Сюрюг с тревогой следил за ходом военных действий и делал со своей стороны все, чтобы не допустить вступления французской армии в Москву. Члены французской колонии считали наполеоновских солдат и своими врагами. Когда Сюрюгу передали пожелание Наполеона встретиться с ним и устроить его возвращение в Париж, он ответил: “Я не могу покинуть свою паству, потому что я могу им быть еще полезен”. Лишенные крова, одежды, пищи люди приходили к доброму защитнику прихожан и находили здесь прибежище.
Аббат Сюррюг был близок к семье Ростопчиных, дом которых находился недалеко от храма, являлся духовным наставником графини Екатерины Петровны Ростопчиной, урожденной Протасовой, супруги известного русского государственного деятеля графа Федора Васильевича Ростопчина. Опубликованы его письма к иезуиту Буве, в которых он описывает пребывание наполеоновской армии в Москве в 1812 г., пожар и разграбление города. В этих письмах аббат Сюррюг рассказывает, между прочим, и о том, какой след оставило занятие Москвы французами в истории церкви Святого Людовика.
Ужасы московского пожара, окружающая обстановка привели Сюрюга к нервному потрясению, он тяжело заболел и в декабре того же года скончался, оплакиваемый своими прихожанами. После событий 1812 года в Москве оказалось много обнищавших и больных католиков. Чтя память и завещание покойного Сюрюга, прихожане организуют приют для немощных, престарелых, особенно для французов и бельгийцев. Официальным основателем приюта был назван капитан А.И.Бахметев, но все в колонии знали, что это было делом его друга, отставного генерал-лейтенанта корпуса принца Конде графа Октавия (Осипа Осиповича) де-Кенсона, вложившего свои деньги в это мероприятие. Граф в 1812 году сражался в русской армии против Наполеона
Сооружение нынешнего здания церкви Святого Людовика относится к концу 1820—1830 гг. Строительство было осуществлено благодаря вкладам прихожан и займу в 50 тысяч рублей ассигнациями, выданному русским правительством на весьма льготных условиях. Костел Святого Людовика, построенная по проекту архитектора Александра Осиповича Жилярди, относится к эпохе позднего ампира. Она представляет собою сооружение типа базилики с полуциркульной апсидой, высоким средним нефом, перекрытым полуциркульным сводом и пониженными относительно него боковыми нефами. Основа композиции главного фасада — мощная входная лоджия, шестиколонный тосканский портик которой увенчан низким фронтоном; по сторонам от входа — две небольшие колокольни. В отделке храма принимал участие Сантин Петрович Кампиони. Возможно, главный беломраморный алтарь церкви Святого Людовика — творение его рук.
Дальше мы опять возвращаемся на Большую Лубянку к мужскому Сретенскому монастырю. Московский мужской монастырь в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери основан в конце XIV века (исследователи называют разные годы основания: 1379, 1395, 1397) на месте встречи чудотворной Владимирской иконы Божией Матери в память об избавлении Москвы от нашествия Тамерлана.
В Отечественную войну (1812) заштатный монастырь волею судьбы становится ярким символом русского православия – хоть он и попал под разграбление французам, но пожары, бушевавшие в столице, его не затронули, и богослужение в нём не прекращалось – ни на один день. В это же время на монастырской земле появилось кладбище, где нашли свой последний приют русские войны, погибшие на поле брани.
В первый же день своего пребывания в Москве, к вечеру французы ворвались в Сретенский мужской монастырь. После отъезда наместника, игумена Феофилакта, в Сретенской обители оставались: казначей иеромонах Алексий, престарелый иеромонах Иона, иеромонах Варсонофий, иеродиакон Иоаким и послушники. Сходу, вломившись в церковь святой Марии Египетской «просвещенные варвары» вынесли из нее всю остававшуюся в стенах храма утварь. Подошвами сапог выбивая из иконостаса святые образа, и обдирая с них оклады, враги сильно повредили иконостас и осквернили придел Сретения Господня. Похищенного показалось мало, и несколько наполеоновских солдат, схватив 64-летнего казначея - иеромонаха Алексия, остававшегося за старшего в обители, жестоко избили его, пытаясь узнать, где будто бы было спрятаны церковные сокровища. Но внезапно посреди этих бушующих волн безверия и греха в храме произошло чудо. Наместник Феофилакт в своем отчете, основанном на словах очевидцев, впоследствии писал: «Замечательно, что французы во время ограбления церкви неоднократно брали в руки серебряный ковчег с частью мощей мари Египетской, и опять поставляли его на месте, так, что он остался целым». Войдя в Собор Сретения Иконы Божией Матери Владимирская в Сретенском монастыре, французы обнаружили здесь русских тяжелораненых воинов. Ограбив их, и, видимо, удовольствовавшись полученным, они не тронули икон и не осквернили храм. Лишь поэтому после возвращения преосвященного Августина в Москву, еще до освящения кремлевского Успенского собора, главный храм Сретенского монастыря некоторое время был местом свершаемых им священнодействий и проповеди. Церковь святого Николая Чудотворца в Сретенском монастыре также до самого выхода французов из Москвы оставалась цела от поругания. В воскресенье 4 октября (22 сентября по старому стилю), французский император издал указ, по которому священникам, оставшимся в Москве при своих церквях, разрешалось беспрепятственно отправлять богослужение. Это решение исходило из практических соображений привлечь в Москву больше народа из окрестных селений для налаживания торговли и снабжения армии фуражом. В Сретенском монастыре богослужения начались в церкви святого Николая Чудотворца в Сретенском монастыре, построенной в 1688 году и сохранившейся от осквернения французами. В «Походных записках русского офицера» И.Лажечников записал историю, описывающую обстоятельства начала богослужений в этой святой обители: «Священник Сретенского монастыря также во всех молитвах упоминал имя Александра I. Наполеон прислал ему грозный приказ: исключить это имя из церковных молитв, а упоминать имя его (Наполеона); но священник отвечал: донесите своему государю, что я и под рукою палача буду молиться за императора Александра; это геройство неприятели уважили и оставили священника в покое». К сожалению, Николаевская церковь с колокольней не дошла до нашего времени. Она была снесена в 1928-1929 годах.
Мы продолжаем экскурсию и направляемся к Сретенке, там на углу Сретенки и проезда Рождественского бульвара сохранился уникальный храм Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, что в Печатниках, находится в городе Москве на углу Сретенки и проезда Рождественского бульвара (местность, именуемая "Печатниками”, получила свое название от живших здесь печатников, т.е. мастеров Государева Печатного Двора: наборщиков, разборщиков, тередорщиков, бытарщиков (накладчиков красок на буквы), знаменщиков, а также приставов и сторожей)
Одноглавая каменная церковь без пределов, с трапезною и шатрообразной колокольней сооружена около 1695 года. В ХVIII веке устроены два придела, один освящен в честь Иоанна Предтечи, другой - во имя святителя Николая. В 1794 году живописцем Николаем Николаевым Тяпкиным расписана холодная и теплая церковь. В 1798 году вылиты большой колокол весом в 177 пудов и два малых. В 1805 году на средства московского купца Дмитриева сделан новый иконостас. Иконы, кроме нижнего яруса, написаны иконописцами Петром и Михаилом Ивановыми.
17 (5) сентября стоявшие на Сретенке французские и баварские солдаты наполеоновской армии разграбили церковь. К счастью, накануне входа неприятеля в Москву, староста Успенской церкви – купец Григорий Дмитриев спрятал в земле недалеко от храма наиболее ценные предметы утвари, уцелевшие от грабежа. Староста ни на день не оставлял храма, обосновавшись на колокольне. На следующий день грабители, снова наведавшись в церковь, подожгли ее. В огне погибла храмовая роспись 1794-1795 годов, иконостас, устроенный прихожанином церкви купцом Дмитриевым в 1805 году, святые престолы, многие иконы, и большая часть богослужебных книг. Рядом с храмом сгорели собственные дома служащих церкви и церковные лавки. После неприятеля был устроен иконостас в приделе Иоанна Предтечи и освящен 30-го марта 1813 года, затем был возобновлён и 24-го апреля 1814 года освящен придел Святителя Николая.
После революции был закрыт. В помещении разместился трест Арктикпроект, а 12 января 1960 года открылась выставка «Морской флот СССР». В 1993 году здание храма Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках передано братству Сретенского монастыря.
Дальше мы направляемся к Сухаревской площади, где находится здание чудом сохранившимся во время пожара 1812 г. это - Странноприимный дом графа Шереметьева, расположенный на Большой Сухаревской площади, д.3.
Дом Шереметьева (Странноприимный) был построен в 1794-1807 г. Архитектор - Елизвой Назаров.
Потомок знатной старинной родовой династии граф Н.П.Шереметев построил странноприимный дом на 100 мест больницу и богадельню в память о горячо любимой жене, бывшей крепостной актрисе П.И.Ковалевой-Жемчуговой.
В центре полукруглого двухэтажного здания Странноприимного дома расположена церковь с куполом. Левое крыло занимала богодельня (первый этаж - для мужчин, второй - для женщин); правое было отведено под больницу. В подвальном этаже размещался обслуживающий персонал, и находились подсобные помещения. Два флигеля во дворце были предназначены под квартиры администрации.
Здание построено из кирпича и оштукатурено. Колонны портиков - белокаменные. Строили здание крепостные архитекторы Шереметева П.Аргунов, Г.Дикушин, А.Миронов. Скульптуры внутри были выполнены Г.Замараевым и Т.Тимофеевым. Отделка интерьеров церкви с росписью плафона и парусов выполнена художником Д.Скотти.
Странноприимный дом был одним из первых учреждений в России по оказанию медицинской помощи беднейшим слоям населения и по призрению сирот и бездомных.
По словам аптекаря Странноприимного дома, Петра Михайловича Бера (1775-1844), во время отступления русской армии через Москву в доме оставалось много раненных русских офицеров и солдат, а также 32 человека в богадельне при больнице. Во время ночного пожара П.Бер при помощи больных вынес тяжелораненых в сад, находящийся и поныне за домом. Во все это время русские раненые солдаты и гражданские больные подвергались беспрерывному грабежу со стороны баварцев 6-го корпуса французской армии, к тому времени сменивших поляков на посту у Сухаревой башни. К полуночи разбушевавшийся пожар охватил правый флигель Странноприимного дома, докторское жилище и экономическое строение. К утру больным из последних сил удалось потушить пламя. Следующие несколько дней аптекарю удавалось отказывать начальникам баварцев в размещении их раненых в больнице, но впоследствии ему пришлось уступить, но с тем условием, чтобы здесь содержались лишь баварские офицеры. Затем пришли французы и выслали из дома уже разместившихся здесь раненых баварцев.
Сейчас в здании располагается НИИ скорой помощи имени Склифосовского - крупный многопрофильный научно-практический центр, головное учреждение Москвы и России по проблемам скорой медицинской помощи, неотложной хирургии, реанимации, сочетанной травмы, неотложной кардиологии, острых отравлений.
Следующим объектом нашей экскурсии является подворье Троице-Сергиевского монастыря.
В 1609 году Василий Шуйский подарил Сергиевой обители еще одно, загородное, подворье – за Сретенскими воротами, где и была возведена Троицкая церковь. Это подворье расположилось у главной богомольной дороги России в лавру, именуемой Святой дорогой.
В 1631 году иждивением Сергиева монастыря в Троицкой слободе была выстроена деревянная приходская церковь во имя Живоначальной Троицы с приделом преподобных Сергия и Никона, чудотворцев Радонежских.
Накануне войны с Наполеоном в Троицкой церкви произошло чудо: в 1811 году от иконы Спасителя исцелился парализованный. Эта была редкая икона Спасителя, исцеляющего расслабленного, хранимая в серебряной ризе в трапезной храма. К чудотворному образу в Троицкий храм отовсюду стекались паломники. Страждущие молились перед ним и «по мере веры» получали исцеления и помощь. Однажды купец Павел Немков, страдавший «долговременным расслаблением» и безуспешно лечившийся у врачей, когда страдание его дошло до крайности и иной надежды не осталось, заказал домашний молебен перед этим образом. В тот же день, после молебна, купец получил исцеление и в благодарность до конца жизни совершал молебствие сему образу в неделю о расслабленном. Так в храме установился местный праздник этой иконы, а число паломников к ней увеличилось.
В 1812 году Троицкая церковь была разграблена, но не поругана и даже продолжала действовать. Это произошло благодаря подвигу ее священника Георгия Легонина. Он решил остаться в Москве и не пожелал покинуть своего храма. Французское начальство дозволило ему совершать службу в приделе преподобного Сергия, но на его глазах происходило разграбление храма. В столь суровое время отец Георгий продолжал исповедовать и причащать больных, крестить младенцев, а в трапезной храма дал приют москвичам, оставшимся без своих домов. Так Сергиевский придел стал одним из немногих, который не освящали заново после изгнания Наполеона, ибо службы в нем не прекращались. В 1813 году освятили лишь главный храм, а его священник был награжден золотым наперсным крестом в 1814г.
Заключительным пунктом нашей экскурсии является Богородице-Рождественский женский монастырь, расположенный по адресу ул. Рождественка д.20.
Московский Богородице-Рождественский женский монастырь до сих пор задает ученым немало загадок. Традиционно считается, что его основала в 1386 году княгиня Мария, мать героя Куликовской битвы серпуховского князя Владимира Андреевича Храброго, чьи действия на поле боя решили благополучный исход великого сражения. Как известно, он приходился двоюродным братом Дмитрию Донскому и внуком Ивану Калите. Есть сведения, что Рождественский монастырь строился по государеву указу, следовательно, разрешение мог дать сам Дмитрий Донской. Его основательница княгиня Мария сама приняла в нем иноческий постриг под именем Марфы.
Монастырь был основан на древней дороге, идущей от Кремля на Кучково поле, и отрезок дороги до монастыря стал улицей Рождественка. Она славилась своим колокольным звоном, ее называли «церковной улицей» и по количеству храмов, и по слободе звонарей и сторожей кремлевских соборов.
О событиях Отечественной войны 1812 года в стенах Рождественского монастыря остались противоречивые сведения. Достоверно известно, что игумения Есфирь зарыла все, что хранилось в монастырской ризнице, в землю, в три ямы, тщательно их заделав. Разбив ворота, неприятель ворвался в обитель, но так и не нашел монастырских сокровищ и стал грабить храмы. В это время икону Богоматери несколько раз обносили вокруг обители для сохранения от пожара, и ее серебряного оклада французы не тронули, хотя брали все, что попадалось по руку. Найдя образ святителя Николая Чудотворца в таком же серебряном окладе, враги попытались снять серебро и не смогли. С тех пор на образе остались следы неприятельского оружия, но чудо было явлено: один солдат, пытавшийся снять оклад, вдруг так занемог, что его унесли на руках, и образ больше не трогали. Остались свидетельства, что он внушил неприятелю такой страх, что французы даже оставили обитель.
Известно также, что в монастыре поселился наполеоновский генерал, что трапезную Рождественского собора обратили в конюшню, и тогда священник возобновил службу в церкви Иоанна Златоуста, так что богослужения здесь не прекращались. Монастырские постройки также уцелели, огонь не коснулся и стен обители, в которых укрывались от бушевавшего в городе пламени многие москвичи. По воспоминаниям послушницы монастыря Александры Назаровой, очень утешали ростопчинские «афишки» – листовки с военными сводками, которые распространялись под видом театральных афишек, чтобы информировать население и не допустить панических слухов. И в Рождественской обители жили ожиданием скорого изгнания врага из Москвы. По преданию, в октябре 1812 года впервые со времени занятия Москвы Наполеоном раздался благовест с колокольни Рождественского монастыря, хотя другое предание связывает это событие со Страстным монастырем.
Восстановление монастыря началось сразу после победы. Уже в 1814 году в Рождественском соборе появился северный придел в честь Сошествия Святого Духа, чуть позднее – южный придел во имя святителя Димитрия Ростовского.
История сохранила нам ничтожно малое количество памятников связанных с событиями войны 1812 года. А ведь памятники архитектуры передают дух времени, позволяют лучше понять происходившие события. Пожар Москвы осветил на всю Россию, его уголья пламенели в каждой русской груди и способствовали подъему народной войны против французов. Мы должны знать и помнить об этих событиях!
Список используемой литературы
- Снегирев И.М. Дом графа Орлова-Денисова, прежде бывший графа Ростопчина. - М.: Просвещение, 2004.
- Памятники архитектуры Москвы: Белый город. - М.: Просвещение, 1989.
- Зырянов П.Н. Русские монастыри и монашество в ХIХ и начале ХХ века. - М.: Вербум-М, 2002.
- Муравьев В.Б. Святая дорога. - М.: Изографус; Эксмо, 2003.
- Токмаков И.Ф. Краткий исторический очерк Московского Рождественского девичьего монастыря. - М.: Типография общества распространения полезных книг, 1881.
- Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. - М.: Просвещение, 1990.
- Памятники архитектуры Москвы. Земляной город. – М.: Просвещение, 1989.
Интернет-ресурсы
- http://www.pravoslavie.ru/sm/5797.htm
- http://sobory.ru/article/index.html?object=04528
- http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?5_250
- http://www.patriarchia.ru/db/text/250117.htm
- http://moscow-live.ru/history_troitsa.html
- http://ecology-mef.narod.ru/mos/hram/podvorie_lavri.htm
- http://pravoslavie.ru/jurnal/776.htm
- http://meschanka.info/dost_arh/2/
- http://trojza.blogspot.com/2012/02/1812_25.html