Проект «Птицы – наши друзья» для детей младшей группы

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: младшая группа, Птицы условия обитания приспособления


В современных условиях проблема экологического воспитания приобретает особую остроту и актуальность. Перелётные птицы ежегодно оказываются в большой опасности в связи с сильными зимними холодами, морозами. Прилетев в родной край, они не нашли ни тепла, ни привычного для них корма. В этой ситуации большая ответственность ложится на человека. В его силах помочь пернатым - построить новые скворечники, сделать кормушки и регулярно следить за наличием корма.

Беседа с детьми показала, что у детей скудные представления о названиях птиц, об их образе жизни, повадках, роли человека в жизни пернатых.

Анкетирование с родителями показало, что они недостаточно информированы и не всегда уделяют этой проблеме достаточно внимания. В результате мы поставили перед собой цель не только обогатить представления детей о пернатых, но и мотивировать родителей к совместной деятельности с детьми и педагогами.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Участники проекта: дети младшей группы, воспитатели, родители.

Тип проекта: информационно-творческий.

Вид проекта: познавательно-игровой, краткосрочный, групповой.

Срок реализации: 1 неделя (10 февраля – 14 февраля).

Цель проекта: расширение и обогащение знаний о птицах, их образе жизни и поведении, о роли человека в жизни птиц.

Задачи:

  • Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей детей младшей группы;
  • расширять кругозор воспитанников на основе материала, доступного их пониманию, получение новых знаний о птицах;
  • развитие познавательного интереса к природе через знакомство с птицами;
  • расширить и активизировать разговорный словарь на основе обогащения представлений об окружающем мире;
  • развивать память, внимание, воображение, эмоции, логического мышление;
  • развивать эстетическое восприятие; творческие способности детей.
  • воспитывать желание трудиться;
  • воспитывать доброжелательное отношение к птицам, любовь к ним, воспитывать чувства сопереживания ко всему живому.

Форма работы с детьми и родителями:

  • Индивидуальная
  • Групповая

Предполагаемый результат:

Дети:

  • усвоение детьми знаний о птицах (среда обитания, внешний вид, питание, размножение),
  • установление причинно-следственных связей между образом жизни и средой обитания.
  • развитие интереса детей к наблюдению за птицами (любознательность, познавательная активность).
  • оказание помощи в подкормке пернатых.
  • наблюдение за изготовлением кормушек для птиц.
  • Совместно с воспитателями и родителями участвуют в творческой деятельности (рисовании, лепке, играх – имитациях и др.)

Родители:

  • повышение педагогической грамотности родителей;
  • творческое взаимодействие с детьми и педагогами.

Приемы реализации проекта: беседы, рассматривание иллюстраций, презентации; чтение художественной литературы, слушание музыкальных произведений; подвижные и сюжетно-ролевые игры, дидактические игры; встречи с родителями детей.

Этапы реализации проекта: реализация проекта осуществляется в 3 этапа.

  • Этап 1 — подготовительный, включает в себя: разработка схемы реализации проекта, обогащение развивающей предметно-пространственной среды по теме проекта, постановка проблемной ситуации, предварительная работа с детьми и родителями.
  • Этап 2 – практический: реализация проекта: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.
  • Этап 3 – заключительный: обобщение результатов работы в различной форме, их анализ и закрепление полученных знаний. подведение итогов.

Подготовительный этап.

  • Подбор методической и детской литературы по данной теме.
  • Подбор дидактических и наглядных пособий, настольно-печатных, дидактических и подвижных игр.
  • Составление календарно-тематического планирования по теме: «Птицы – наши друзья».
  • Создание тематического альбома «Птицы».
  • Оформление книжной выставки о птицах.
  • Организация предметно-развивающей пространственной среды по теме проекта.
  • Участие в экологической акции «Покормите птиц зимой»

Практический этап

Ежедневная работа с детьми:

  • Утренняя гимнастика
  • Артикуляционная, пальчиковая гимнастика
  • Физкультминутки
  • Подвижные игры в группе, на улице
  • Чтение художественной литературы

Содержание работы по образовательным областям

Познавательное развитие

Занятие по ознакомлению с окружающим. Познание предметного и социального мира: «Птицы в городе».

Задачи: обеспечить ознакомление детей с особенностями внешнего вида и названиями птиц (воробей, голубь, синица, сорока), способствовать развитию зрительного внимания, умения находить общий признак предметов, формированию логического мышления.

Наблюдение за птицами.

Задачи: помочь детям в ходе наблюдения находить ответы на вопросы об особенностях внешнего вида, передвижения птиц. Активизировать в речи детей понятия, связанные с названиями птиц, частей тела.

Наблюдение «Озорные воробьи».

Задачи: побуждать детей к наблюдению за действиями птиц - прыгают, чирикают, перелетают с ветки на ветку, способствовать развитию любознательности, обеспечить запоминание названий птиц, обратить внимание на то, что птицы наши друзья, мы должны заботиться о них.

Наблюдение за вороной.

Задачи: обратить внимание на особенности внешнего вида вороны, обеспечить ознакомление со строением тела птиц: голова, туловище, хвост, клюв, крылья, тело покрыто перьями, вызвать желание имитировать звук вороны, интерес к наблюдению за птицами.

Наблюдение за голубями. Задачи: содействовать расширению знаний о внешнем виде птиц, их повадках и среде обитания (Как называют эту птицу? Какого цвета пёрышки у голубя? Какого голубь размера?).

Д/и: «Чем похожи, чем отличаются». Задачи: помочь найти сходство и отличие во внешнем виде синицы и воробья.

Д/и: «Разрезные картинки, пазлы «Птицы». Задачи: способствовать развитию усидчивости, умения доводить начатое дело до конца. Обеспечить развитие умения собирать целую картинку из частей и называть знакомую птицу.

Занятие по конструированию из геометрических фигур «Дом для птички», «Скворечник».

Задачи: вызвать желание построить скворечник для скворца, помочь выложить скворечник из геометрических фигур.

Опытно-экспериментальная деятельность «Пёрышко утонет – или не утонет».

Задачи: способствовать формированию у детей навыка практического экспериментирования с пёрышком птицы.

Речевое развитие

Рассматривание альбома «Птицы».

Задачи: способствовать расширению знаний о разнообразии и отличительных особенностях птиц, обогатить словарь названиями птиц.

Беседа «Какие они птицы?»

Задачи: рассказать детям о птицах как о живых существах, учить отвечать на вопросы полными ответами, способствовать воспитанию заботливого отношения к птицам.

Беседа «Для чего нужны птицы»

Цель: выяснить какую пользу человеку приносят птицы? (птицы уничтожают вредных насекомых, птицы радуют людей своим пением).

Загадки про птиц

Задачи: развитие логического мышления, памяти, речи.

Занятие по развитию речи. Заучивание потешки «Сорока-белобока».

Задачи: побуждать вступать в речевой контакт со взрослым и детьми, содействовать запоминанию текста, побуждать к повторению за воспитателем стихотворных слов и к игре с пальчиками.

Артикуляционные упражнения по теме «Птицы»

Задачи: способствовать развитию речевого аппарата, формированию правильного звукопроизношения.

Чтение: стих-я А.Барто «Синица»

Задачи: помочь запомнить внешний вид синички, понять содержание стихотворения, поддержать познавательный интерес.

Чтение художественной литературы:

  • рассказ «Воробей» В.Звягина.
    Задачи: вызвать желание слушать авторские произведения, способствовать расширению знаний детей о воробьях, воспитанию любознательности.
  • стихотворение «Где обедал воробей» (из цикла «Детки в клетке») С.Маршак.
    Задачи: обеспечить ознакомление детей со стихотворением, предложить рассмотреть иллюстрации, назвать знакомых животных.
  • стихотворение Н.Найденовой «Птичка».
    Задачи: способствовать формированию доброго отношения к пернатым; вызвать интерес к художественному произведению.
    стихотворение З.Александрова «Новая столовая»
    Задачи: побуждать детей к внимательному слушанию стихотворения, помочь запомнить названия птиц, которые прилетали на кормушку, вызвать познавательный интерес.
  • рассказ Л.Н.Толстого «Варя и чиж»
    Задачи: побуждать детей слушать и понимать художественное произведение без наглядного сопровождения, способствовать развитию внимания, памяти, усидчивости, воспитанию интереса к окружающим природным объектам – птицам.

Художественно-эстетическое развитие

Занятие по рисованию «Ягодки для птичек»

Задачи: вызвать интерес к нетрадиционной технике рисования (пальчиками, ватными палочками), желание заботиться о птицах.

Занятие по рисованию (Рисование ладошкой) «Птичка»

Задачи: обеспечить показ возможности получения изображения с помощью отпечатков ладошек; вызывать яркий эмоциональный отклик на необычный способ рисования; подвести к пониманию связи между формой ладошки и отпечатком – красочным силуэтом; способствовать развитию восприятия.

Занятие по лепке «Воробей»

Задачи: способствовать формированию умения катать шарики круговыми движениями рук, соединять их между собой, развитию мелкой моторики рук, вызвать интерес к лепке.

Занятие по лепке «Вкусное угощение»

Задачи: вызвать интерес к лепке угощений для птичек, обеспечить развитие умения лепить шар круговым раскатыванием ладоней, пальцев, содействовать развитию чувства формы, мелкой моторики, координировать работу обеих рук, воспитанию аккуратности.

Пение песни «Птичка» муз. М.Раухверга, сл. А.Барто.

Задачи: способствовать развитию звуковысотного слуха, формированию потребности в музыке.

Игра на развитие слухового внимания «Узнай птицу по голосу»

Задачи: побуждать детей отгадывать птицу по пению, посредством аудиозаписи.

Занятие по конструированию «Домик для птички».

Задачи: учить строить домик из строительного материала, упражнять в умении устанавливать один кубик на другой, сверху класть призму.

Игра на развитие слухового внимания: «Птицы и птенчики».

Задачи: способствовать развитию звуковысотного слуха.

Физическое развитие

Подвижная игра: «Птицы».

Цель: учить выполнять игровые действия, ориентироваться в пространстве. Способствовать повышению подвижности плечевых суставов, укреплению мышц рук и спины, развитию выносливости, формированию правильного носового дыхания.

Подвижная игра: «Сова».

Цель: способствовать развитию двигательной активности, умения действовать согласно тексту.

Подвижная игра: «Вот под ёлкою зелёной скачут весело вороны».

Цель: способствовать развитию двигательной активности, умения действовать согласно тексту.

Подвижная игра: «Птички в гнёздышках».

Цель: побуждать детей выполнять бег со сменой темпа движения, действовать по сигналу, повышать двигательную активность, обогащать двигательный опыт.

Подвижная игра: «Воробушек и автомобиль». Цель: способствовать развитию умения детей играть в игры, в ходе которых совершенствуются основные движения (бег, ходьба и др.), содействовать расширению знаний о птицах.

Социально-коммуникативное развитие

Трудовые поручения: «Подкармливаем птиц».

Задачи: Предложить детям вместе с родителями покормить птиц, рассказать о важности этой работы, содействовать воспитанию бережного отношения к ним, стремление им помогать.

Дидактическое упражнение: «Найди воробушка».

Задачи: Упражнять в нахождении изображения воробья на картинках.

Игры с масками и шапочками птиц. Задачи: Побуждать детей к творческим театрализованным играм, поддерживать самостоятельность.

Сюжетно-ролевая игра: «Катя кормит птичек».

Задачи: Упражнять в перенесении знакомых сюжетов в игру и передавать смысловые связи в ходе игровых действий, побуждать к применению предметов-заместителей (вместо зёрнышек - пластилиновые шарики, обрывки бумаги и т.д.).

Пальчиковая гимнастика: «Воробей».

Задачи: Способствовать развитию мелкой моторики рук, обеспечить запоминание стихотворных слов.

Трудовые поручения: «Покажем птичке, какой у нас порядок».

Задачи: Побуждать убирать игрушки после игры, приучать к аккуратности, содействовать воспитанию трудолюбия.

В ходе реализации проекта «Птицы-наши друзья» были получены следующие результаты:

  1. У детей сформировались представления о зимующих птицах, заботливое к ним отношение.
  2. Дети познакомились с художественной литературой, музыкальными произведениями. У них пополнился словарный запас, они разучили стихотворения о птицах.
  3. Родители стали активно участвовать в жизни группы.
  4. Педагоги пополнили группу новыми пособиями и играми.
  5. Педагоги с детьми создали коллаж «Птичья столовая».

Список используемой литературы

  1. «Федеральная образовательная программа дошкольного образования».
  2. Д.Н.Колдина «Игровые занятия с детьми 3-4 лет» ООО «ТЦ Сфера», 2014. - 144 с.
  3. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию!, Санкт-Петербург «Детство–Пресс», 2007.
  4. Зенина Т.Н. Ознакомление детей с природой, Москва «Педагогическое общество России», 2006.
  5. Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. М., 2002.
  6. Коробова М.В., Посылкина Р.Ю. «Малыш в мире природы», Москва «Просвещение», 2005.
  7. Соломенникова О.А. Занятия по формированию экологических представлений у детей 3-4 лет, Москва, издательство «Мозаика – Синтез», 2007.
  8. Шорыгина Т.А. Птицы. Какие они? М., 2005.
  9. Чернякова В.Н. Экологическая работа в ДОУ, Москва, ТЦ «Сфера», 2008.