Роль школьного музея и краеведения в воспитании чувства патриотизма у школьников

Разделы: Краеведение, Патриотическое воспитание

Ключевые слова: исследовательская деятельность, краеведение, семья, школьный музей


В современных школах одним из главных направлений в образовании является патриотическое воспитание школьников. Под патриотическим воспитанием понимается формирование у школьников любви к своей Родине, постоянной готовности к ее защите. Бесспорно, воспитание патриотизма – это необходимая работа по созданию чувства гордости за страну и проживающий в ней народ, воспитания уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого [1]. Патриотизм - это чувство любви у человека к местности, где он родился либо проживает, к людям, живущим на родной земле, к разнообразным традициям, присущим его родине. Это любовь ко всему, что связано с родным краем.

Понятие патриотизма включает в себя:

  • чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
  • уважительное отношение к языку своего народа;
  • заботу об интересах Родины;
  • осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости;
  • проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
  • гордость за социальные и культурные достижения своего Отечества, за символы государства и его народ;
  • чувство уважения к истории Родины и народа, его обычаям и традициям;
  • ответственность за судьбу государства и его народа, за их будущее, которое выражается в стремлении посвящать весь свой труд и способности укреплению могущества и расцвету Родины;
  • гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности [4].

При осуществлении патриотического воспитания оптимально использовать систему педагогических условий, состоящую из трех компонентов: организационного, образовательного и материально-технического [3].

К организационным условиям относится весь комплекс мероприятий, осуществляемых с использованием всех средств и проводимых в соответствии с определенными формами, которые могут максимально реализовать поставленные задачи.

Образовательные условия – это теоретические и научно-практические положения, концепции по организации и проведению военно-патриотического воспитания.

Материально-технические условия представлены кабинетами для проведения занятий, музеями, военно-патриотическими клубами, макетами, тирами, тренажерами, средствами массовой информации, произведениями литературы.

Все три группы этих условий тесно взаимосвязаны. Лишь только их комплексное использование способствует достижению главной цели воспитания патриотизма у детей.

Одним из эффективных средств патриотического воспитания может быть создание музейной комнаты в школе. Такая музейная комната станет центром патриотического и гражданского воспитания школьников [5].

Школьный музей — это не просто хранилище экспонатов. Это место, где можно соприкоснуться с историей своего поселка, региона, района и страны, ознакомиться с личностями и событиями. Работа с музейными экспозициями школьного музея способствует глубокому восприятию краеведческого материала.

Развитие чувства патриотизма у школьников в процессе работы со школьным музеем и изучения краеведения может быть реализовано через ряд эффективных методов и мероприятий. Выделим несколько идей и подходов.

1. Экскурсии и исследовательская деятельность

  • Экскурсии в музей. Организация регулярных экскурсий в школьный музей позволит школьникам ознакомиться с историей своего региона, района, поселка, его значимыми событиями и личностями. Такая деятельность способствует развитию у школьников интереса и гордости за свое наследие.
  • Полевые исследования. Проведение экскурсий по историческим местам и природным объектам региона, региона, поселка, в процессе которых школьники проводят наблюдения, собирают информацию и делают выводы о значении этих мест для своей культуры и истории.

2. Проектная деятельность

  • Создание музейных экспозиций. Участие школьников в создании и обновлении экспозиций в школьном музее – сбор информации о своих предках, значимых событиях или культурных традициях своего края. Это может быть написание текстов, создание визуальных материалов и подготовка уголков, рассказывающих историю региона, района, поселка. Совместные проекты по исследованию истории края способствуют укреплению взаимодействия и сплочению школьного сообщества, что также является важным аспектом патриотического воспитания.
  • Исследовательские проекты. Разработка детьми проектов на темы, связанные с историей их района, региона, поселка, в процессе работы над которыми происходит сбор информации из разных источников: книг, архивов или рассказов местных жителей. Такой вид деятельности позволяет детям глубже понять свою идентичность и исторические корни. Научно-практические краеведческие игры способствуют развитию умений работы в команде, при этом происходит обмен опытом и знаниями о полученных в ходе исследований знаний.

3. Участие в конкурсах и мероприятиях

  • Краеведческие конкурсы, выставки, игры. Организация конкурсов на лучшее исследование или лучший проект на патриотическую тематику. Выставка результатов конкурса в школьном музее станет дополнительным стимулом изучения краеведения у школьников.
  • Участие во всероссийских акциях. Привлечение учащихся к участию в национальных акциях, таких как «Бессмертный полк», конкурсах на военно-патриотическую тематику, формирует чувство сопричастности и долга перед историей страны [6].

4. Взаимодействие с местным сообществом

  • Мастер-классы и лекции. Приглашение местных краеведов, историков или ветеранов для проведения лекций и мастер-классов. Общение с людьми, которые имеют непосредственное отношение к истории региона, района, поселка.
  • Взаимодействие с семьей. Вовлечение семьи в процесс изучения краеведения: организация совместных экскурсий, исследовательских проектов, конкурсов, изучение фотографий, семейных и личных историй, писем, дневников способствует укреплению связи между поколениями. В процессе такого взаимодействия происходит передача знаний и традиции от старших к младшим. Изучение семейных историй и реликвий позволяет пополнить краеведческие материалы школьного музея [2].

5. Интеграция краеведения в учебный процесс

  • Включение краеведения в учебные предметы. На уроках литературы, истории и географии важно обращаться к местному контексту, используя примеры и материалы, связанные с историей и культурой региона, района или поселка. Интеграция краеведческого материала в такие дисциплины, как физика, химия и биология, позволит рассматривать экологические проблемы региона, а математические навыки позволят рассчитывать экономические показатели, связанные с ними. Интеграция учебных дисциплин в изучение краеведения расширит знания детей о своей малой родине.
  • Тематические уроки. Проведение открытых уроков, посвященных патриотическим темам, включая изучение местных традиций, праздников и значимых исторических событий.

Работа со школьным музеем и изучение краеведения предоставляют множество возможностей для воспитания чувства патриотизма у школьников. Через активное включение в учебную, исследовательскую, проектную, конкурсную деятельность по изучению истории родного края, путем взаимодействия с местным сообществом у школьников формируется активная гражданская позиция, происходит воспитание нравственных качеств, желания изучать историю своей родины. Такую работу по воспитанию чувства патриотизма в образовательном процессе трудно переоценить. Она формирует не только знающих, но и любящих свою Родину граждан, готовых внести свой вклад в ее процветание.

Именно поэтому необходимо всемерно поддерживать и развивать школьные музеи и краеведческую работу, обеспечивая их необходимыми ресурсами. Важно, чтобы каждый школьник имел возможность прикоснуться к истории своей малой родины, почувствовать себя частью ее прошлого, настоящего и будущего. Только тогда мы сможем воспитать поколение настоящих патриотов, готовых трудиться на благо своей страны и защищать ее интересы. И школьный музей, и краеведение – это те инструменты, которые позволяют нам эффективно формировать эту позицию у подрастающего поколения.

Список литературы

  1. Бородина, Н.В. Патриотизм в образовании: теория и практика. — М.: Педагогическое общество России, 2022.
  2. Григорьева, Л.А., Шевченко, И.В. Школьный музей как центр гражданского воспитания. — СПб.: Издательство «Книга», 2021.
  3. Золотарева, Л.П. Краеведение как средство патриотического воспитания школьников. — Екатеринбург: Уральский государственный университет, 2020.
  4. Кузнецова, А.В. Педагогические технологии в школьном краеведении. — Ростов-на-Дону: Издательство «Ростовский университет», 2019.
  5. Микулан, И.Н. Школьный музей как средство формирования патриотизма учащихся: дис. канд. пед. наук: 13.00.01. - Ставрополь, 2006. - 176 с.
  6. Седова, Т.Д. Развитие патриотизма у молодежи через краеведение. — Казань: Издательство «Казанский университет», 2021.