Развитие и укрепление нейронных связей и координационных способностей детей с особыми образовательными потребностями

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


Когда мышцы человека взаимодействуют слаженно и эффективно, можно говорить о хорошей координации движений. Люди с хорошей координацией, выполняют движения легко и без видимых усилий. В дошкольном возрасте закладывается фундамент для развития этих способностей, а также приобретаются знания, умения и навыки при выполнении упражнений.

Координационные способности включают в себя умение согласовывать движения различных частей тела, что особенно актуально для детей с ООП, у которых могут быть нарушены моторные функции. Основные задачи развивающих занятий заключаются в том, чтобы помочь детям улучшить общую и мелкую моторику, развить равновесие, гибкость и ловкость.

Для успешного развития координационных способностей необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, включая его физические и психические ограничения. Важно создавать адаптированную среду, в которой ребенку будет комфортно заниматься. Это может включать использование специального оборудования, такого как: мягкие маты, балансировочные тренажеры, а также игрушки, способствующие развитию координации (например, мячи, скакалки).

Определим основные направления развития координации:

  1. Обучение новым двигательным навыкам. Для того чтобы помочь ребёнку в освоении незнакомых физических умений стоит вводить упражнения постепенно, двигаясь от простых к более сложным.
  2. Развитие пространственной ориентировки. Особое внимание стоит уделить упражнениям, связанным с ориентированием в пространстве. Они помогают детям лучше понимать свое положение тела относительно окружающих предметов и развивать навыки ориентации.
  3. Упражнения на равновесие. Такой вид развития физических навыков, в первую очередь, направлен на укрепление мышц и улучшение общей координации.
  4. Развитие реакции и переключения. Упражнения данной категории можно разделить на следующие группы: звуковые, зрительные, тактильные. Переключаясь между разными видами активности, дети ускоряют скорость реакции.
  5. Развитие ритма и дифференцировки движений. Упражнения, связанные с выполнением движений в определенном ритме и с разной амплитудой, помогают детям развивать чувство ритма и дифференцировать движения по параметрам.
  6. Включение в занятия элементов новизны. Постоянное изменение и усложнение упражнений, введение новых элементов, помогает поддерживать интерес детей и стимулировать их развитие.

Кроме выше перечисленного, важным аспектом является работа с родителями. Они должны быть вовлечены в процесс развития координационных способностей детей. Обучение родителей простым упражнениям и играм, которые они могут выполнять дома, усиливает эффект от занятий в детском саду и создает позитивную среду для развития ребенка.

Методы работы с детьми дошкольного возраста с ООП должны быть разнообразными и включать в себя игровые, спортивные и терапевтические элементы.

Одной из ведущих видов деятельности ребенка является – игра. В ней он сам стремится научиться тому, чего еще не умеет. Игра является самой ценной формой активности ребёнка дошкольного возраста. Игровая форма обучения помогает развить интерес к занятиям и способствует лучшему усвоению двигательных навыков. Воспитатели могут использовать музыку и ритмические игры, что сделает занятия более увлекательными и эффективными.

В данной статье представлено несколько игр, направленных на развитие координационных способностей детей с особыми образовательными потребностями, в рамках представления опыта работы.

Игра №1 «Воздушные гонки»

Цель: развить координационные способности детей с ООП, двигательную активность, речевое дыхание.

Материалы:

  • 2 толстых нитки длинной по 3 метра, протянутые сквозь пластиковый, одноразовый стакан.

Основной принцип:

  • 2 игрока одновременно дуют в полость стаканчика;
  • побеждает тот, кто быстрее передвинет стаканчик с помощью воздушной струи, от начала до конца нитки.

Игра №2 Нейрозарядка «Кто быстрее»

Цель: развить координационные способности детей с ООП, двигательную активность, ловкость, внимание, моторику, работу мозга, нейронные, межполушарные связи, сенсорику.

Материалы:

  • 2 игрока, 2 спортивных коврика, 12 стаканчиков, перевёрнутых вверх дном, стоят перед ковриками, 6 цветных кругов, 12 цветных шаров соответствуют цвету кругов (зелёного, красного, синего, жёлтого цвета), 2 жёлтых обруча.

Основной принцип:

  • 2 игрока лежат на ковриках;
  • за головой у каждого находятся обручи с разноцветными мячами;
  • внизу ковра, в горизонтальном направлении располагаются стаканчики и за ними - круги;
  • по команде дети берут мячи из обручей, поднимая туловище из положения «лёжа», садятся и распределяют мячи на стаканчиках, в порядке, указанном цветными кругами.

Игра №3 «Логическая игра с цветными шарами»

Цель: развить координационные способности детей с ООП, моторику, скорость мышления, нейронные, межполушарные связи, умение построить логическую последовательность.

Материалы:

  • 32 цветных шара диаметром 7 см, 4-х цветов, размещены хаотично на 2-х платформах, состоящих из 16 ячеек (каждая).

Основной принцип:

  • перестановка шаров только парами;
  • разложить вертикально по цветам;
  • принцип «колокольчика», то есть побеждает тот, кто быстрее это сделает;
  • самый быстрый звонит в колокольчик.

Игра №4 «Собери мячи в корзину»

Цель: развить координационные способности детей с ООП, двигательную активность, быстроту, ловкость, внимание, моторику, работу мозга, нейронные, межполушарные связи, сенсорику.

Материалы:

  • 1 игрок. 1 обруч, 30 шаров 5-ти цветов диаметром 7 см, корзина, воздушный шар.

Основной принцип:

  • Игрок подбрасывает вверх воздушный шар, за это время пытается собрать двумя руками в корзину максимальное количество шаров. (игра может проводится с 1–4 игроков одновременно)

Игра №5 Нейроигра «Обведи двумя руками»

Цель: развить координационные способности детей с ООП, двигательную активность, ловкость, внимание, моторику, работу мозга, нейронные, межполушарные связи, сенсорику.

Материалы:

  • стол, на поверхности наклеены контуры геометрических фигур (прямоугольник – синего цвета, квадрат – красного цвета, треугольник – жёлтого цвета), 3 игрока, 6 разноцветных мячей.

Основной принцип:

По сигналу игроки начинают движение мячами, перекатывая их по контуру геометрических фигур.

  • двигаясь в одном направлении;
  • двигаясь в разных направлениях.

По сигналу дети меняются местами и продолжают движение.

Игра №6 Нейроупражнение «Разложи по цветам»

Цель: развить координационные способности детей с ООП, двигательную активность, моторику, работу мозга, нейронные, межполушарные связи, сенсорику.

Материалы:

  • 2 жёлтых, 2 красных, 2 синих, 2 зелёных, 2 оранжевых цветных круга из картона - диаметром 10 см (выложены в 2 столба вертикально); 2 жёлтых, 2 красных, 2 синих, 2 зелёных, 2 оранжевых мяча-прыгунка диаметром 2,5-5 см (выложены рядом с кругами по парно (цвета не соответствуют));

Основной принцип:

  • По сигналу начать раскладывать мячи-прыгунки на цветные круги по цветам, двумя руками.

Игра №7 «Сделай, как я! Передай шары»

Цель: развить координационные способности детей с ООП, двигательную активность, моторику, работу мозга, нейронные, межполушарные связи, сенсорику.

Материалы:

  • Два игрока (взрослый и ребёнок; 2 детей), 2 цветных шара диаметром 7см.

Основной принцип:

  • 2 игрока сидят напротив друг друга;
  • передают шары, отзеркаливая действия дуг друга; (по 4 передачи)
  • (поочерёдно, двумя руками, передают шары в прямом направлении, в ладони друг другу;
  • поочерёдно, двумя руками, передают шары, скрещивая руки перед собой, в ладони друг другу;
  • поочерёдно, передают друг другу по одному шару, в свободную руку партнёра;
  • у каждого в руках находится по одному шару (в правой руке);
  • поочерёдно, вместе, начинают передачу шаров по кругу правой рукой).

Игра №8 «Быстрый – ловкий»

Цель: развить координационные способности детей с ООП, двигательную активность, быстроту, ловкость, внимание, моторику.

Материалы:

  • 2 гимнастических коврика, 2 игрока - ребёнка, 1 – взрослый, 10 конусов.

Основной принцип:

  • игроки располагаются на гимнастических ковриках напротив друг друга;
  • взрослый размещает конус в пространство между ногами детей;
  • по сигналу игроки - дети поднимаются из положения лёжа, садясь, стараются первыми забрать конус себе;
  • ложатся, размещают конус за головой;
  • побеждает тот, кто больше наберёт конусов.

Игра №9 «Воздушный бильярд»

Цель: развить координационные способности детей с ООП, двигательную активность, быстроту, ловкость, внимание, речевое дыхание, сенсорику.\

Материалы:

  • 2 стола, 2 тунеля из конструктора лего, 2 мяча, 2 стаканчика, прикреплённых к краю стола.

Основной принцип:

  • по сигналу дети начинают дуть на мячи, загоняя их в корзину - стаканчик;
  • выигрывает тот, кто первым задует мяч в корзину.

Игра № 10 «Быстрые кубы»

Цель: развить координационные способности детей с ООП двигательную активность, внимание, партнёрство (умение действовать сообща).

Материалы:

  • 4 игрока, 2 цветных куба (красного и зелёного цвета), 2 дорожки для направления и продолжительности движения, колокольчик для подачи сигнала – начала и конца эстафет.

Основной принцип:

  • 4 игрока становятся по парам, лицом друг к другу, скрестив руки перед собой;
  • у каждой пары на руках лежит куб;
  • по сигналу начинают движение, вдоль направляющей дорожки;
  • побеждает тот, кто быстрее дойдёт до конца дорожки, не уронив куб.

Игра №11 «Разложи по цветам»

Цель: развить координационные способности детей с ООП, моторику, нейронные, межполушарные связи, сенсорику.

Материалы:

  • 14 шаров 2-х цветов диаметром 7см, размещены вперемешку на двух платформах. Для фиксации результатов нужен секундомер.

Основной принцип:

  • перестановка шаров только парами;
  • разложить на платформы по цветам; (красные шары – на красную платформу, жёлтые шары – на жёлтую платформу);
  • по окончании – зафиксировать результат на секундомере.

В заключение, развитие координационных способностей детей дошкольного возраста с ООП — это многогранный процесс, который требует комплексного подхода и учета индивидуальных особенностей. Создание поддерживающей среды, использование разнообразных методов и активное участие родителей станут основой для успешного физического и социального развития детей с ограниченными возможностями.

Список источников

  1. Куликова Ю.В., Бородина Ю.А., Вильховская В.С. Развитие координационных способностей у младших школьников на занятиях ритмикой, 2023. - 9 с.
  2. Панкратова О.Н. Методика развития ловкости у студентов на занятиях по общей физической подготовке. - изд. - М.: Институт экономики и финансов, 2015. - 21 с.
  3. Формирование координационных способностей у детей 4-12 лет // CYBERLENINKA URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-koordinatsionnyh-sposobnostey-detey-4-12-let (дата обращения: 17.06.2025).