Слава вам, храбрые, слава, бесстрашные,
Вечную славу поет вам народ!
Смерть сокрушившие, доблестно павшие!
Память о вас никогда не умрет!
Великая Победа …
Все, что стоит за этими словами, понятно людям старшего поколения. Много лет прошло с той поры, но мы помним и чтим тех, кто защищал нашу Родину. Для нас та война – это уже история.
Уже 80 лет, как закончилась самая страшная в истории нашей страны война, которая прошла через каждую семью жителей нашей Родины, оставила разрушительные последствия, недаром ее назвали Великая Отечественная война. Память о тех трудных, страшных, тяжелых временах, о стойкости наших воинов, о великом подвиге нашего народа, который сплотился в беде, необходимо передавать из поколения в поколение.
Рассказывать современным детям о войне трудно, сложно. В нашем современном обществе младшие школьники имеют очень скудные знания о героях Великой Отечественной Войны, событиях военного времени, знаменательных сражениях и т.д. Для того чтобы приобщить ребят к социально-значимым ценностям в увлекательной для них форме, я приняла решение познакомить детей с такой инновационной формой работы, как лэпбук. Лэпбук – это интерактивная папка, то есть самодельная бумажная книжка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребёнок может доставать, перекладывать и складывать по своему усмотрению, таким образом, в игровой форме изучает, запоминает или закрепляет пройденный материал.
Цель: воспитание патриотических чувств у младших школьников, чувства гордости за подвиг своего народа в Великой Отечественной войне.
Задачи:
- формировать элементарные знания детей о событиях, героях, символике Великой Отечественной войны;
- расширять представления детей о героическом подвиге народа в Великой Отечественной войне;
- расширять кругозор детей и способность сопереживать другим людям;
- развивать у детей воображение, наблюдательность, любознательность, стремление узнать больше нового, полезного, интересного;
- развивать память, произвольное внимание, связную речь, логическое мышление;
- воспитывать гражданственность, чувство любви к Родине на основе изучения военной истории Отечества;
- воспитывать чувство гордости за свой народ, уважение и благодарность ко всем защитникам Родины.
Этапы создания Лэпбука:
- Начинаем с выбора темы. Темы могут быть как общие, так и частные. Например, можно сделать общий лэпбук на тему "Великая отечественная война". А можно взять какое-нибудь конкретную тему, например «Дети войны» и в лэпбуке дать подробную информацию только о детях-героях, которые совершили подвиги, про которых знает наша страна.
- Следующий этап – составление плана. Теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. То есть нарисовать макет. Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые. От самого простого - текстового, до игр и развивающих заданий. И все это разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках, разворачивающихся страничках и т.д.
Для изготовления лэпбука был использован следующий материал: картон, скотч, клей, ножницы, цветной принтер, фоны подобранные с использованием атрибутики Дня Победы, ксероксная цветная бумага для принтера, но и просто белые листы, если их хорошо оформить и раскрасить, смотрятся очень неплохо.
Наш лэпбук представляет собой папку из 3-х разворотов, всю информацию можно расположить со всех сторон.
Для изготовления лэпбука используются следующие детали:
1. Обложка (Приложение 1)
2. Хронологическая линейка
Предназначена для ознакомления ребенка с основными событиями Великой Отечественной войны. (Приложение 2)
3. Мини-книжка «Военные символы» знакомит с символами победы Великой Отечественной войны. Содержит карточки с краткими характеристиками военной символики СССР, которые могут встретиться первокласснику при просмотре фильмов о войне и прочтении книг о ней.
Любая война – это борьба и противостояние двух армий, двух враждующих сил. У каждой из сторон есть свои символы, под которыми сражаются и погибают роты, батальоны, дивизии. Эти символы являлись путеводной звездой в сражениях, оберегали и защищали, вселяли веру в неизбежную победу и были высшей ценностью, олицетворявшей Родину и тех, кто за ней стоит. (Приложение 3)
4. Кармашек с открытками «Города – герои» — почётное звание, которого удостоены 12 городов, прославившихся своей героической обороной во время Великой Отечественной войны 1941—1945.
Высшая степень отличия — звание «город-герой» дано городам Советского Союза, трудящиеся которых проявили массовый героизм и мужество в защите Родины. Кроме того, Брестской крепости присвоено звание крепость-герой. В настоящее время два из них находятся на территории Украины. Минск и Брестская крепость-герой — на территории Белоруссии, остальные — в России. Впервые городами-героями были названы города Ленинград, Сталинград, Севастополь и Одесса в приказе Верховного Главнокомандующего 1 мая 1945 года.
Список городов-героев: Москва, Ленинград (ныне Санкт-Петербург), Новороссийск, Тула, Смоленск, Мурманск, Волгоград (бывший Сталинград), Одесса, Керчь, Севастополь, Киев, Минск, Брестская крепость-герой. (Приложение 4)
5. Кармашек с открытками «Животные - герои Великой Отечественной войны». Победа далась нелегко, использовались все возможные ресурсы. В тяжелые годы рядом с солдатами на фронте воевали и те, кого мы называем нашими меньшими братьями: звери и птицы. Им не давали орденов, они не получали званий. Они совершали подвиги, не зная этого. Они просто делали то, чему их научили люди – и гибли, как и люди. Но, погибая, они спасали тысячи человеческих жизней. Самыми верными помощниками солдат в годы Великой отечественной войны были, конечно, собаки.
У нас уважают собаку недаром,
Собака на фронте была санитаром,
Связистом, сапёром. Порою собаки
На танки бросались во время атаки.
Да, на войне получалось и так,
Что «тигры», «пантеры» боялись собак.
Голубиная почта существовала ещё со времён глубокой древности, но с приходом радио казалось, что её век окончен. Но первые бои в Великой Отечественной войне показали, что проводная связь действовала только на расстоянии 3 км, радио – 5 км. Зачастую техника выходила из строя. Поэтому во время войны наша армия использовала почтовых голубей.
Несмотря на то, что Вторую мировую войну называли войной моторов, немаловажную роль играли в ней лошади. Мы должны помнить тех, кто погиб, дав нам возможность видеть чистое небо над головой. Но нужно вспоминать и добрых друзей человека, помогавших ему на трудном пути к победе. (Приложение 5)
6. Список произведений о детях в Великой Отечественной войне (гармошка)
Юные погибшие герои,
Юными остались вы для нас.
Мы - напоминание живое,
Что Отчизна не забыла вас.
Жизнь иль смерть - и нету середины
Благодарность вечная вам всем,
Маленькие стойкие мужчины,
Девочки, достойные поэм…
Великая Отечественная война – одно из самых ужасных испытаний, выпавших на долю русского народа. Ее тяжести и кровопролитие оставили огромный отпечаток в сознании людей и имели тяжелые последствия для жизни целого поколения. Но в годы Великой Отечественной войны испытывали страдания и горе не только взрослые, но и дети. Дети и война – два несовместимых понятия. Война ломает и калечит судьбы детей. Но дети жили и работали рядом с взрослыми, своим посильным трудом старались приблизить победу… (Приложение 6)
7. Ордена и медали (на откидных листочках представлена информация о самых известных наградах, присуждаемых во время Отечественной войны).
В период Великой Отечественной войны правительство особое внимание уделяло вопросу награждения орденами и медалями солдат, матросов, сержантов, старшин, офицеров, генералов и адмиралов Вооруженных сил, партизан и участников подполья, сражавшихся с врагом, как на фронте, так и во вражеском тылу. Здесь собраны сведения о наградах, учрежденных во время Великой Отечественной войны . (Приложение 7)
8. Мини-книжка «Военная техника»
Чтобы одолеть сильного врага, необходимо было хорошо вооружить наши войска.
Танк Т-34 - лучший среди танков тех героических лет. Высокая скорость и замечательные боевые характеристики сделали его самым массовым советским танком. Он сыграл решающую роль в победе. А бронетранспортеры были хорошей и надежной опорой для пехоты. На них доставлялись снаряды на поле боя.
Таким же легендарным стало артиллерийское орудие, которое солдаты ласково называли «сорокапяткой». Эта противотанковая пушка также была самым массовым орудием войны. Укороченные пушки назывались гаубицами, чаще всего их использовали при взятии городов, для крушения вражеских укреплений.
В самом начале войны советские конструкторы создали боевую ракету – снаряд для знаменитого миномета «Катюша».
Штурмовик ИЛ-2 атаковал с воздуха не только живую силу, но и различную военную технику противника. А у бомбардировщика Пе-2 на бору находились 4 пулемета и до 1000 кг бомб. Эти самолеты участвовали в сражениях на всех фронтах. Эта техника принесла нам победу в войне. (Приложение 8)
9. Книжка-раскладушка «Маленькие герои большой войны»
Дети военных, огненных лет!
До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья. Пришёл час-они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нём священная любовь к родине и ненависть к её врагам. (Приложение 9)
10. Конверт с раскрасками к 9 мая поможет проявить творчество и самостоятельно изготовить открытки к празднику. (Приложение 10)
Почему мы выбрали форму - лэпбук?
- Благодаря этой форме дети многое узнают о Дне Победы и о Великой отечественной войне.
- Он помогает первокласснику по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал.
- Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребята могут просто открыть лэпбук и повторить пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.
- Лэпбук хорошо подходит для занятий и уроков в группах, где одновременно будут заняты несколько детей. Можно выбрать задания под силу.
- Работа с лэпбуком позволит приобщить ребят к истории своего государства, сформировать основы патриотического сознания, повысить их познавательный интерес.
Список используемых источников
- Федеральный электронный ресурс «Подвиг народа» - http://podvignaroda.mil.ru/
- Л.Кассиль «Памятник солдату», «Твои защитники»; С.Баруздин «Рассказы о войне»; С.Михалков «День Победы»
- Картинки https://yandex. ru/images/ clid=1872363&win=138&redircnt=1428259088. 1&uinfo=sw-1093-sh-614-ww-1093-wh-514-pd-1. 25-wp-16x9_1366x768
- https://www.maam.ru/
- https://vsesvoimirykami.ru/kak-sdelat-lepbuk-svoimi-rukami/
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/10/13/chto-takoe-lepbuk
1941 год
- 22 июня – Вероломное нападение фашистской Германии на СССР.
- 22 июня – конец июля – Героическая оборона Брестской крепости.
- 23 июня – Создание Ставки Верховного Главнокомандования.
- 30 июня – Создание Государственного Комитета Обороны.
- 3 июля – Выступление по радио И.В. Сталина с обращением к советскому народу.
- 10 июля – 10 октября – Смоленское сражение.
- 10 июля - 13 января 1944 года – Героическая оборона Ленинграда.
- 5 августа – 18 августа – Героическая оборона Одессы.
- 30 октября – 4 июля 1942 года – Героическая оборона Севастополя.
- 5 декабря – Начало контрнаступления Красной Армии под Москвой.
1942 год
- 30 мая – Создание Центрального Штаба партизанского движения.
- 17 июля – 2 февраля 1943 года – Битва под Сталинградом.
- 19 ноября – начало контрнаступления Красной Армии под Сталинградом.
- 23 ноября – Окружение 330 тысячной группировки немецко-фашистских войск под Сталинградом.
1943 год
- 8 марта – Первый бой 1-го чехословацкого батальона под Харьковом у деревни Соколово.
- 5 июля – 23 августа – Битва под Курском.
- 12 июля – Встречное танковое сражение под Прохоровкой.
- 3 августа – 4 ноября – «Рельсовая война» советских партизан.
- 6 ноября – Освобождение столицы Украины Киева.
- 28 ноября – 1 декабря – Тегеранская конференция руководителей антифашистской коалиции.
1944 год
- 27 января – Освобождение Ленинграда от вражеской блокады.
- 26 марта – Войска 1-го Украинского фронта вышли на Государственную границу СССР.
- 9 мая - освобождение Севастополя.
- 6 июня – Открытие второго фронта в Европе.
- 23 июня – 29 августа – Освобождение Белоруссии.
- 3 июля – Освобождение столицы Белоруссии Минска.
- 13 июля – Освобождение столицы Литвы Вильнюса.
- 18 августа – В Бухенвальде убит вождь немецких коммунистов Эрнст Тельман.
- 24 августа – Освобождение столицы Молдавии Кишенева.
- 22 сентября – Освобождение столицы Эстонии Таллина.
- 13 октября – Освобождение столицы Латвии Риги.
- 20 октября – Освобождение столицы Югославии Белграда.
- 16 декабря 1944 г. = 28 января 1945 г. – наступление немецко-фашистских войск в Арденнах.
1945 год
- 17 января – Освобождение столицы Польши Варшавы.
- 4 – 11 февраля – Крымская конференция руководителей антифашисткой коалиции.
- 13 апреля – взятие столицы Австрии Вены.
- 16 апреля – 8 мая – Берлинская операция войск Красной Армии.
- 2 мая – капитуляция немецко-фашистских войск, окруженных в Берлине
- 8 мая – Подписание Акта о безоговорочной капитуляции Германии.
- 9 мая – День ПОБЕДЫ.
- 9 мая – Освобождение столицы Чехословакии Праги.
- 24 июня – Парад ПОБЕДЫ в Москве.
- 26 июня – Создание Организации Объединенных Наций.
- 9 августа – 2 сентября – Разгром империалистической Японии.
- 2 сентября – Подписание Акта о капитуляции Японии.
- 20 ноября 1945 года – 1 октября 1946 года – Нюрнбергский процесс над главными военными преступниками Германии.