Урок русского языка во 2-м классе "Обобщение знаний об имени существительном"

Разделы: Профессия — педагог

Класс: 2

Ключевые слова: имя существительное, Имя существительное как часть речи


Цели урока:

  • обобщить и систематизировать знания об имени существительном, повторить правописание словарных слов, умение распознавать собственные и нарицательные имена существительные;
  • развивать умения и навыки сравнительного анализа, самостоятельной работы, способствовать развитию речи, логического мышления, развивать внимание, наблюдательность, устойчивую мотивацию к процессу обучения;
  • воспитывать внимание к слову, чувства позитивной оценки и самооценки, гигиенических правил письма, уважение к друг другу, необходимое для работы в группе.

Планируемые результаты:

Личностные

  • Проявление творческого отношения к процессу обучения, эмоционольно-ценностного отношения к учебной проблеме.
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности.
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения взаимодействовать в группе.
  • Формирование ответственности перед коллективом.
  • Формирование познавательной потребности.

Познавательные

Умение:

  • Находить в тексте имена существительные;
  • Различать собственные и нарицательные имена существительные;
  • Перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую, обобщать полученную информацию,
  • Давать оценку своим действиям, оценивать результат;
  • Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • Различать слова с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами.

Регулятивные

Умение:

  • Работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке.
  • Формулировать затруднение, с которым столкнулись на уроке, оценивать сложившуюся учебную ситуацию.
  • Наблюдать, выделять общие и существенные признаки, связи, отношения, выделять главное.
  • Готовность слушать и вести диалог.

Коммуниктивные

  • Умение слушать и понимать других;
  • Умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
  • Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Предметные

Умение:

  • Находить в тексте имена существительные;
  • Владение умением проверять написанное;
  • Распознавать имена собственные и нарицательные в тексте;
  • Писать имена собственные с большой буквы.

Межпредметные связи: Литературное чтение, окружающий мир.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Место урока в учебном плане: один из уроков повторения по теме «Имя существительное».

Форма урока: Урок повторно-обобщающий.

Вид урока: нестандартный, игра-путешествие.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы работы: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, практический, игровой, метод взаимоконтроля, самооценки.

Оборудование: Рабочая тетрадь, наглядно-дидактический материал, раздаточный материал, презентация.

Ход урока

I. Организационный момент. Создание мотивации на учебную деятельность

Чтобы наш урок начать,
Всем сначала нужно встать
Подравняться, подтянуться
И друг другу улыбнуться.
Прозвенел уже звонок.
Начинаем наш урок.

- Ребята, к нам на урок пришли гости. Давайте их поприветствуем, улыбнемся и поделимся своим хорошим настроением.

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

- Сегодня у нас необычный урок – урок-путешествие. Наверняка вы любите путешествовать. Посмотрите, пожалуйста, на доску и скажите, что вы видите. (Звездное небо).

– Правильно.

- Догадались, какое путешествие у нас впереди? ( Космическое).

- Ребята, совершим мы это удивительное путешествие в галактику , название которой вы должны будете угадать.

- А как вы понимаете, что такое галактика?

- Галактика - скопление неимоверного количества звёзд, планет солнечной системы вместе с солнцем.

- Я прочитаю вам загадку, а вы подумайте, о какой части речи говорится в ней.

Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам.

- О какой части речи эта загадка?

- Правильно, об имени существительном.

III. Актуализация знаний

а) Определение темы урока

- Итак, путешествовать мы будем по галактике «Имя Существительное». С именем существительным вы давно знакомы. Многое уже знаете об этой части речи. Скажите, какие цели сегодня на уроке мы поставим перед собой? (Повторить, обобщить, систематизировать знания об имени существительном).

- Молодцы! Правильно определили цели.

- А путешествовать мы будем на космическом корабле.

Но мы не случайно отправляемся в космос, ведь в этом году исполняется 60 лет с того момента, когда впервые человек полетел в космос. Это было 12 апреля 1961 года . А знаете ли вы, кто был первым космонавтом? (Юрий Алексеевич Гагарин)

- За нашим полётом будут следить гости.

б) Минутка чистописания. Пальчиковая гимнастика

- Перед тем, как отправиться в путешествие, откройте космические тетради и подготовим пальчики к письму.

- Запишите число полета: 19 февраля. Место старта: Классная работа. Средство полета: К к (образец написания на таблице)

- Пишем красиво, стараемся.

в) Словарная работа

- Прочитайте, пожалуйста, словосочетание космический корабль. Как думаете, что это за слова? (словарные)

- Какая орфограмма в этих словах? (Безударная гласная – о, проверяемая и непроверяемая ударением.)

- Давайте запишем и запомним написание этих слов и подчеркнем безударную гласную – о

- У нас космическое путешествие, давайте составим предложение с этими словами

(1 ученик записывает на доске предложение и разбирает его).

- Подчеркните безударные гласные в словах. Подчеркнуть грамматическую основу.

- Молодцы!

- Во время нашего путешествия мы побываем на планетах и звездах, будем выполнять разные задания. А еще интересно то, что вы сами будете себя оценивать звездочками , которые лежат у вас на партах. За выполненное задание вы будете размещать на свое маленькое небо звезду:

  • желтую – если все правильно,
  • синюю – если 1-2 ошибки,
  • красную – если много ошибок.

- Ну что же, в добрый путь!

- Положите себе звездочку за первое выполненное задание . Оцените себя.

IV. Обобщение и систематизация знаний

1. Повторение признаков имени существительного.

- Но для того, чтобы отправиться в полёт, нам нужно получить доступ к полету и пролететь сквозь Звездные врата . Для этого необходимо кратко назвать все признаки имени существительного.

  1. Что такое имя существительное? (Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предметы, события, явления природы)
  2. Какие бывают имена существительные? (одушевленные и неодушевленные)
  3. Какие еще бывают имена существительные? (собственные и нарицательные.)
  4. Чем они отличаются? (Собственные имена существительные пишутся с большой буквы.)
  5. Как изменяются имена существительные? (изменяются по числам: ед. и мн. числа)

- Мы с вами повторили признаки имени существительного, и те, кто отвечал правильно, может оценить себя.

- Мы очутились в открытом космосе.

2. Космическая разминка

- Сейчас я посмотрю, как вы быстро можете находить имена существительные. Если я произнесу имя существительное, то вы хлопните в ладоши, если другая часть речи, то приседаете.

Собака, смотрит, девочка, небо, школа, смелый, рисует, дерево, красивый, доска, зеленый, татрадь, дом.

- Молодцы. Оцените себя.

3. Место имен существительных среди частей речи.

Мы приближаемся к первой планете «Пряткино»

Задание.

- Перед вами на таблице (на слайде) написаны слова.. Вам необходимо из данных слов выписать только имена существительные, дописав 1-2 слова , ведь наше путешествие посвящено этой части речи.

Птица, плывет, веселый, растет, пчела, вишня, звенит, прекрасный, солнце, стоит. 

Проверка

Птица, пчела, вишня, солнце.

- На какие вопросы отвечают данные слова? (кто? что?)

Как называются такие имена существительные? (одушевленные и неодушевленные).

- Молодцы. Оцените себя.

4. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

Продолжаем наше путешествие.

Нас принимает планета «Эстафетная»

Задание.

- На экране и у вас на партах на карточках мы видим предметные картинки.

Назовите имена существительные. Распределите их на две группы и запишите в 2 столбика:

  • Кто?
  • Что?

(2 ученика будут работать на доске)

Прочитайте свои слова.

- Как называются слова, отвечающие на вопрос кто? (Одушевленные)

- Как называются слова, отвечающие на вопрос что? (Неодушевленные)

- Молодцы. Оцените себя.

Потрудился славно класс.
А сейчас гимнастика для глаз.

5. Собственные и нарицательные имена существительные .

Перед нами планета «Именная»

Задание.

- Прочитайте, пожалуйста, предложения записанные на таблицах.

ВАСЯ РЫБАКОВ БЫЛ У РЫБАКОВ.

ПЁС БУБЛИК ГРЫЗЁТ СУХОЙ БУБЛИК.

- Что интересного вы заметили? (в предложении есть одинаковые слова)

- Какое из одинаковых слов имя собственное, а какое – нарицательное?

- Какие имена существительные пишутся с большой буквы? (правило)

- Запишите предложения по вариантам: 1 в.– первое предложение, 2 в. – второе (или записать оба предложения, 2 человека пишут на доске)

- Проверка.

Вася Рыбаков был у рыбаков.
Пёс Бублик грызёт сухой бублик.

- Молодцы. Оцените себя.

6. Физминутка

- Ребята, вы немного устали, путешествуя в космосе, поэтому немного отдохнем.

7. Изменение имен существительных по числам

Следующая планета «Числовая»

- Ребята, как вы думаете, почему планета так называется?

- Конечно, вы догадались, что имена существительные изменяются по числам. Они бывают единственного и множественного числа. Нам нужно выполнить следующее задание.

Задание.

- У вас на столах есть карточки, выполните задание на них. Записать данные имена существительные во множественном числе. Найдите в них орфограммы, подчеркните их. (Задание выполняется на карточках)

- Немножко подскажу, например слово –чашка - один предмет, изменяем – много – чашки и т.д.

Чашка - _____________, стриж - ____________,
тетрадь - ____________, карандаш - __________,
пенал - _____________, пенал - ____________,
малыш - ______________.

- Молодцы. Оцените себя.

8. Развитие речи. Работа с предложением

Следующая планета «Творческая»

- Жители этой планеты творческие, любят фантазировать и запутывать

Задание.

- Что можно сложить из слов? (Из слов можно сложить предложение)

- Перед вами деформированные предложения. Нужно восстановить и записать эти предложения в тетрадь. Подчеркните, главные члены предложения.

- Работу выполняем по рядам:

  • 1 ряд. Вороны, в, мороз, даже остаются, городе, в.
  • 2 ряд. К, прилетели, кормушке, снегири, красногрудые
  • 3 ряд. Пёстрый, громко, по стволу, дерева, дятел, стучит.

Проверка (на слайдах)

  • Вороны остаются в городе даже в мороз.
  • К кормушке прилетели красногрудые снегири.

  • Пёстрый дятел громко стучит по стволу дерева.

- Итак, назовите главные члены предложения.

- А почему зимой птичкам требуется больше заботы и внимания от людей? (Холодно, голодно, меньше корма)

- Молодцы. Оцените себя.

9. Возвращение на Землю. Самостоятельная работа

- Ну что ж, пришло время покидать галактику «Имя Существительное» и отправляться домой. Нам снова нужно пролететь "Звездные врата” и вспомнить, как мы путешествовали по галактике.

- А сейчас – блиц-опрос:

- Какую часть речи повторяли?

- Что такое имя существительное?

- Что имеет имя существительное?

- Какие бывают имена существительные?

- Как изменяются имена существительные?

- Молодцы. Оцените себя.

V. Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Молодцы, прошли проверку, а значит вернулись домой.

- А сейчас каждый из вас посчитает свои звездочки и оценит всю свою работу на уроке.

У кого преобладают

  • желтые звездочки – оценка «5»
  • Синие – «4»
  • Красные «3»

(выставление оценок)

VI. Итог урока

- Ребята, на уроке вы были умелые, сообразительные, догадливые, внимательные, прилежные, старательные.

- Какую часть речи повторяли? (Имя существительное)

- Понравилось вам путешествовать?

- Мы выполнили много заданий. Повторили, закрепили знания об имени существительном.

Спасибо за работу. Урок закончен.

- Чтобы отчет был полным, необходимо записать домашнее задание (на выбор).

VII. Домашнее задание

1) придумать сказку об имени существительном;

2) записать по 5 существительных одушевленных и неодушевленных, составить предложение с одним словом.