Цели урока:
- обобщить и систематизировать знания об имени существительном, повторить правописание словарных слов, умение распознавать собственные и нарицательные имена существительные;
- развивать умения и навыки сравнительного анализа, самостоятельной работы, способствовать развитию речи, логического мышления, развивать внимание, наблюдательность, устойчивую мотивацию к процессу обучения;
- воспитывать внимание к слову, чувства позитивной оценки и самооценки, гигиенических правил письма, уважение к друг другу, необходимое для работы в группе.
Планируемые результаты:
Личностные
- Проявление творческого отношения к процессу обучения, эмоционольно-ценностного отношения к учебной проблеме.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения взаимодействовать в группе.
- Формирование ответственности перед коллективом.
- Формирование познавательной потребности.
Познавательные
Умение:
- Находить в тексте имена существительные;
- Различать собственные и нарицательные имена существительные;
- Перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую, обобщать полученную информацию,
- Давать оценку своим действиям, оценивать результат;
- Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Различать слова с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами.
Регулятивные
Умение:
- Работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке.
- Формулировать затруднение, с которым столкнулись на уроке, оценивать сложившуюся учебную ситуацию.
- Наблюдать, выделять общие и существенные признаки, связи, отношения, выделять главное.
- Готовность слушать и вести диалог.
Коммуниктивные
- Умение слушать и понимать других;
- Умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
Предметные
Умение:
- Находить в тексте имена существительные;
- Владение умением проверять написанное;
- Распознавать имена собственные и нарицательные в тексте;
- Писать имена собственные с большой буквы.
Межпредметные связи: Литературное чтение, окружающий мир.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
Место урока в учебном плане: один из уроков повторения по теме «Имя существительное».
Форма урока: Урок повторно-обобщающий.
Вид урока: нестандартный, игра-путешествие.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы работы: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, практический, игровой, метод взаимоконтроля, самооценки.
Оборудование: Рабочая тетрадь, наглядно-дидактический материал, раздаточный материал, презентация.
Ход урока
I. Организационный момент. Создание мотивации на учебную деятельность
Чтобы наш урок начать,
Всем сначала нужно встать
Подравняться, подтянуться
И друг другу улыбнуться.
Прозвенел уже звонок.
Начинаем наш урок.
- Ребята, к нам на урок пришли гости. Давайте их поприветствуем, улыбнемся и поделимся своим хорошим настроением.
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности
- Сегодня у нас необычный урок – урок-путешествие. Наверняка вы любите путешествовать. Посмотрите, пожалуйста, на доску и скажите, что вы видите. (Звездное небо).

– Правильно.
- Догадались, какое путешествие у нас впереди? ( Космическое).
- Ребята, совершим мы это удивительное путешествие в галактику , название которой вы должны будете угадать.
- А как вы понимаете, что такое галактика?
- Галактика - скопление неимоверного количества звёзд, планет солнечной системы вместе с солнцем.
- Я прочитаю вам загадку, а вы подумайте, о какой части речи говорится в ней.
Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам.
- О какой части речи эта загадка?
- Правильно, об имени существительном.
III. Актуализация знаний
а) Определение темы урока
- Итак, путешествовать мы будем по галактике «Имя Существительное». С именем существительным вы давно знакомы. Многое уже знаете об этой части речи. Скажите, какие цели сегодня на уроке мы поставим перед собой? (Повторить, обобщить, систематизировать знания об имени существительном).
- Молодцы! Правильно определили цели.
- А путешествовать мы будем на космическом корабле.
Но мы не случайно отправляемся в космос, ведь в этом году исполняется 60 лет с того момента, когда впервые человек полетел в космос. Это было 12 апреля 1961 года . А знаете ли вы, кто был первым космонавтом? (Юрий Алексеевич Гагарин)

- За нашим полётом будут следить гости.
б) Минутка чистописания. Пальчиковая гимнастика
- Перед тем, как отправиться в путешествие, откройте космические тетради и подготовим пальчики к письму.
- Запишите число полета: 19 февраля. Место старта: Классная работа. Средство полета: К к (образец написания на таблице)
- Пишем красиво, стараемся.
в) Словарная работа
- Прочитайте, пожалуйста, словосочетание космический корабль. Как думаете, что это за слова? (словарные)
- Какая орфограмма в этих словах? (Безударная гласная – о, проверяемая и непроверяемая ударением.)
- Давайте запишем и запомним написание этих слов и подчеркнем безударную гласную – о
- У нас космическое путешествие, давайте составим предложение с этими словами

(1 ученик записывает на доске предложение и разбирает его).
- Подчеркните безударные гласные в словах. Подчеркнуть грамматическую основу.
- Молодцы!
- Во время нашего путешествия мы побываем на планетах и звездах, будем выполнять разные задания. А еще интересно то, что вы сами будете себя оценивать звездочками , которые лежат у вас на партах. За выполненное задание вы будете размещать на свое маленькое небо звезду:
- желтую – если все правильно,
- синюю – если 1-2 ошибки,
- красную – если много ошибок.

- Ну что же, в добрый путь!
- Положите себе звездочку за первое выполненное задание . Оцените себя.
IV. Обобщение и систематизация знаний
1. Повторение признаков имени существительного.
- Но для того, чтобы отправиться в полёт, нам нужно получить доступ к полету и пролететь сквозь Звездные врата . Для этого необходимо кратко назвать все признаки имени существительного.
- Что такое имя существительное? (Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предметы, события, явления природы)
- Какие бывают имена существительные? (одушевленные и неодушевленные)
- Какие еще бывают имена существительные? (собственные и нарицательные.)
- Чем они отличаются? (Собственные имена существительные пишутся с большой буквы.)
- Как изменяются имена существительные? (изменяются по числам: ед. и мн. числа)
- Мы с вами повторили признаки имени существительного, и те, кто отвечал правильно, может оценить себя.
- Мы очутились в открытом космосе.
2. Космическая разминка
- Сейчас я посмотрю, как вы быстро можете находить имена существительные. Если я произнесу имя существительное, то вы хлопните в ладоши, если другая часть речи, то приседаете.
Собака, смотрит, девочка, небо, школа, смелый, рисует, дерево, красивый, доска, зеленый, татрадь, дом.
- Молодцы. Оцените себя.
3. Место имен существительных среди частей речи.
Мы приближаемся к первой планете «Пряткино»
Задание.
- Перед вами на таблице (на слайде) написаны слова.. Вам необходимо из данных слов выписать только имена существительные, дописав 1-2 слова , ведь наше путешествие посвящено этой части речи.
Птица, плывет, веселый, растет, пчела, вишня, звенит, прекрасный, солнце, стоит.
Проверка
Птица, пчела, вишня, солнце.
- На какие вопросы отвечают данные слова? (кто? что?)
Как называются такие имена существительные? (одушевленные и неодушевленные).
- Молодцы. Оцените себя.
4. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
Продолжаем наше путешествие.
Нас принимает планета «Эстафетная»
Задание.
- На экране и у вас на партах на карточках мы видим предметные картинки.

Назовите имена существительные. Распределите их на две группы и запишите в 2 столбика:
- Кто?
- Что?
(2 ученика будут работать на доске)
Прочитайте свои слова.
- Как называются слова, отвечающие на вопрос кто? (Одушевленные)
- Как называются слова, отвечающие на вопрос что? (Неодушевленные)
- Молодцы. Оцените себя.
Потрудился славно класс.
А сейчас гимнастика для глаз.
5. Собственные и нарицательные имена существительные .
Перед нами планета «Именная»
Задание.
- Прочитайте, пожалуйста, предложения записанные на таблицах.
ВАСЯ РЫБАКОВ БЫЛ У РЫБАКОВ.
ПЁС БУБЛИК ГРЫЗЁТ СУХОЙ БУБЛИК.
- Что интересного вы заметили? (в предложении есть одинаковые слова)
- Какое из одинаковых слов имя собственное, а какое – нарицательное?
- Какие имена существительные пишутся с большой буквы? (правило)
- Запишите предложения по вариантам: 1 в.– первое предложение, 2 в. – второе (или записать оба предложения, 2 человека пишут на доске)
- Проверка.
Вася Рыбаков был у рыбаков.
Пёс Бублик грызёт сухой бублик.
- Молодцы. Оцените себя.
6. Физминутка
- Ребята, вы немного устали, путешествуя в космосе, поэтому немного отдохнем.
7. Изменение имен существительных по числам
Следующая планета «Числовая»
- Ребята, как вы думаете, почему планета так называется?
- Конечно, вы догадались, что имена существительные изменяются по числам. Они бывают единственного и множественного числа. Нам нужно выполнить следующее задание.
Задание.
- У вас на столах есть карточки, выполните задание на них. Записать данные имена существительные во множественном числе. Найдите в них орфограммы, подчеркните их. (Задание выполняется на карточках)
- Немножко подскажу, например слово –чашка - один предмет, изменяем – много – чашки и т.д.
Чашка - _____________, стриж - ____________,
тетрадь - ____________, карандаш - __________,
пенал - _____________, пенал - ____________,
малыш - ______________.
- Молодцы. Оцените себя.
8. Развитие речи. Работа с предложением
Следующая планета «Творческая»
- Жители этой планеты творческие, любят фантазировать и запутывать
Задание.
- Что можно сложить из слов? (Из слов можно сложить предложение)
- Перед вами деформированные предложения. Нужно восстановить и записать эти предложения в тетрадь. Подчеркните, главные члены предложения.
- Работу выполняем по рядам:
- 1 ряд. Вороны, в, мороз, даже остаются, городе, в.
- 2 ряд. К, прилетели, кормушке, снегири, красногрудые
- 3 ряд. Пёстрый, громко, по стволу, дерева, дятел, стучит.
Проверка (на слайдах)
- Вороны остаются в городе даже в мороз.
- К кормушке прилетели красногрудые снегири.
- Пёстрый дятел громко стучит по стволу дерева.
- Итак, назовите главные члены предложения.
- А почему зимой птичкам требуется больше заботы и внимания от людей? (Холодно, голодно, меньше корма)
- Молодцы. Оцените себя.
9. Возвращение на Землю. Самостоятельная работа
- Ну что ж, пришло время покидать галактику «Имя Существительное» и отправляться домой. Нам снова нужно пролететь "Звездные врата” и вспомнить, как мы путешествовали по галактике.
- А сейчас – блиц-опрос:
- Какую часть речи повторяли?
- Что такое имя существительное?
- Что имеет имя существительное?
- Какие бывают имена существительные?
- Как изменяются имена существительные?
- Молодцы. Оцените себя.
V. Рефлексия учебной деятельности на уроке
- Молодцы, прошли проверку, а значит вернулись домой.
- А сейчас каждый из вас посчитает свои звездочки и оценит всю свою работу на уроке.
У кого преобладают
- желтые звездочки – оценка «5»
- Синие – «4»
- Красные «3»
(выставление оценок)
VI. Итог урока
- Ребята, на уроке вы были умелые, сообразительные, догадливые, внимательные, прилежные, старательные.
- Какую часть речи повторяли? (Имя существительное)
- Понравилось вам путешествовать?
- Мы выполнили много заданий. Повторили, закрепили знания об имени существительном.
Спасибо за работу. Урок закончен.
- Чтобы отчет был полным, необходимо записать домашнее задание (на выбор).
VII. Домашнее задание
1) придумать сказку об имени существительном;
2) записать по 5 существительных одушевленных и неодушевленных, составить предложение с одним словом.