Составитель:
Горшенин Егор,
ученик 7 классаНаучный руководитель:
Севч И.А.,
учитель английского языка
Введение
В наш информационный век можно найти ответы на любые вопрос: как приготовить вкусный пирог, как прививки влияют на детей, кто был первым правителем на Руси и так далее. С этим никто не будет спорить. Но также никто не может гарантировать, что ответы будут правильными.
Открывая очередной сайт, мы можем наткнуться на невидимые мифы. Некоторые сидят прямо в заголовках, другие в неприметных абзацах и ссылках, третьи — в привлекающих внимание картинках. Глуп тот, который считает, что мифы можно встретить только в интернете. На самом деле они встречаются в книгах, СМИ. Да, там они более редки, но это не отменяет того факта, что даже в самых надёжных источниках информации иногда проскакивают заблуждения.
Во времена каменного века люди вели полуголодное существование. Они умирали даже от тех заболеваний, которые мы сегодня считаем пустяковыми. Обычный перелом и кишечное расстройство могло привести к смерти. Любое живое существо могло убить наших предков с помощью когтей, зубов, яда. Сегодня же человеку подвластны небеса, горы, леса, реки и так далее. В наших домах зимой дают нам тепло обогреватели, а летом нас спасают от жары кондиционеры. Самолёты, поезда, автомобили и другой транспорт способны перенести нас в далёкие дали. Космические аппараты летают туда, где не был ещё никто, и проникают туда, где ничто живое никогда не было. Мы овладели энергией атома, можем использовать эту энергию для созидания, но мы также можем использовать эту энергию, чтобы уничтожить всё живое. Колоссальное отличие — человек первобытной эпохи и человек современного века. Но на самом деле мы, анатомически, физиологически, даже психически, ничем не отличаемся. Наше единственное отличие, которое и создаёт это разительное отличие — знание. А именно количеством, а главное качеством информации мы и добиваемся таких огромных успехов в жизни. И чем лучше, правдивее будут эти знания, тем лучше мы будем жить.
Поэтому каждому необходимо научиться критическому мышлению, ведь человек не может нормально прожить без получения новой информации. Да, в теории можно как-то прожить в информационном вакууме. Но будет ли эта жизнь полноценной?
Именно этой теме и посвящён мой проект.
Актуальность: Проект может помочь людям узнать правду. Как выше говорилось, информация и её правдивость очень важна людям. А так как именно этой теме и посвящён мой проект, то актуальность его определённо не равна нулю.
Проблема: Как выяснить верность информации? Как проверить новость на то, что всё сказанное в ней, правда.
Объект: Правда и миф.
Предмет проекта: Выяснение истины и разоблачение лжи.
Цель: Научить широкие массы искать истину.
Задачи:
- Найти основные приёмы критического мышления
- Провести опрос
- Сделать выводы
1. Теоретическая часть
1.1. Как определить фальшивую новость
Методы определения фальшивой информации существуют. Здесь будут перечислены основные и более или менее рабочие.
Во-первых, изучите источник. Перейдите с новости на главную страницу сайта, изучите его миссию и контактную информацию. Очень хорошо будет, если вы изучите полностью весь сайт. Если вы найдёте во время поиска сомнительные факты, то у вас появятся серьёзные поводы насторожиться.
Во-вторых, прочитайте целиком. Заголовки могут быть скандальными, чтобы привлечь внимание. Прочитайте информацию полностью. Так, если вы прочитаете новость не полностью, то вы можете не так понять новость и войти в заблуждение.
В-третьих, проверьте автора. Поищите информацию об авторе, можно ли ему доверять, реальный ли это человек?
В-четвёртых, ссылки в новости. Пройдите по ссылкам, определите, действительно ли приведённая информация соответствует новости.
В-пятых, проверьте дату. Повторение старых новостей не означает, что они сохранили актуальность.
В-шестых, проверьте, что это не шутка. Если новость очень странная, она может быть сатирической заметкой. Просмотрите сайт и информацию об авторе, чтобы не ошибиться.
В-седьмых, оценивайте непредвзято. Подумайте, не могут ли ваши убеждения повлиять на восприятие информации.
Примерно такие же действия можно применять и по отношению к газетам, телевидению, книгам. Необходимо понимать, что для всего этого нужно время и внимание, которое не всегда может быть у вас. А время и внимание мы зачастую тратим на бесполезную информацию – информационный шум. Кроме умения проверять информацию на истинность, необходимо также умение выбирать какую информацию потреблять, а какую нет.
1.2. Как потреблять информацию
Есть несколько советов, чтобы читать и смотреть, но при этом получать удовлетворение, не уставать и при этом расти как человек благодаря новым знаниям.
Необходимо ограничивать время, при котором вы сидите в интернете и смотрите телевизор. Ведь потребление информации — это не отдых, вполне трудное действие, которое затрачивает нашу умственную энергию. Также во время перерывов вы можете осмыслять ту информацию, которую получили и лучше сохранять её в памяти.
Также старайтесь отдавать предпочтение чтению длинных текстов, ведь так вы тренируете концентрацию и учитесь не отвлекаться. Так можно даже медитировать, ведь медитация — это процесс концентрации на одном деле. Но не забывайте первый совет и отдыхайте.
И помните, что существует реальная жизнь. Вы можете гулять на улице, говорить с любимыми, путешествовать. Ведь именно живя настоящим моментом, человек по-настоящему отдыхает умственно и может потом вернуться в информационный мир полным сил.
2. Практическая часть
2.1. Исследование информационного окружения школьников
В ходе создания своего проекта, я провёл опрос в своей школе. В опросе принимали школьники среднего звена. Учащимся была предложена анкета (Приложение №1), целью проведения которой было следующее:
- определить круг источников информации, которыми пользовались школьники и насколько часто они их используют (интернет, телевизор, газеты, книги);
- узнать у школьников их личное мнение насчёт распространения в их среде мифов и заблуждений.
- выяснить с какой частотой они проверят информацию на достоверность.
В анкетировании принимали участие 17 человек.
В ходе опроса выяснилось, что школьники, принявшие участие в опросе, в большинстве своём не читают газет. Многие опрошенные смотрят телевизор и читают книги, но не очень часто. А вот интернетом пользуются почти все. (Приложение №2, первая диаграмма)
Также выяснилось, что мнения насчёт распространения мифов среди школьников у опрошенных весьма разные. Интересно, что никто из 17 человек не выбрал вариант «6» (Приложение №3, вторая диаграмма)
Довольно необычным стал для меня результат, приведённый в последнем приложении. Я ожидал, что многие выберут варианты «Никогда» и «Редко», а на самом деле, многие выбрали ответы «Часто» и «Всегда». Я предполагаю, что свою роль сыграло то, что последний вопрос был эмоционально окрашен. Нелегко признаться себе в том, что ты почти никогда не проверяешь информацию на достоверность. Поэтому многие опрошенные выбрали варианты «Часто» и «Всегда». (Приложение №4)
2.2. Результаты исследования
1. Интернет занимает доминирующее значение в информационной жизни школьников. С одной стороны, это способствует к распространению мифов среди школьников. С другой же, именно в интернете можно гораздо быстрее и легче проверять информацию на истинность за счёт возможности самостоятельно выбирать информацию.
2. Судя по ответам, можно предположить, что школьники довольно часто проверяют информацию на истинность. Однако, если они все проверяют информацию на истинность, почему же они предполагают, что заблуждения среди них же довольно распространены. Вполне возможно, что они ошибаются, предполагая, что мифы среди них довольно распространены. Также возможно, что они на самом деле не проверяют информацию на истинность, просто стесняются признаться. Возможны и другие варианты.
Заключение
В заключение я хотел зарезюмировать всё вышесказанное. Каждый текст, каждый фильм, каждую книгу необходимо проверять на истинность. Для этого полезно использовать специальные методы. Также, надо помнить, что проверка на истинность — трудозатратный процесс, для него нужно много умственной энергии. Её нельзя растрачивать попусту.
На самом деле, тема правды и лжи очень интересна. Мифы и заблуждения — очень интересные явления, т.к. многое говорят про нас самих. Есть множество людей, которое посвящает всю свою жизнь этой теме. Одних двигает природное любопытство, желание узнать то, что скрыто. Других же привлекают тайны и загадки. Третьи же хотят помочь людям, ведя их из тёмного леса.
Литература
- Брайан Клегг Кому верить? — 2015 — 421 с. ISBN 978-5-00100-236-9
- Нассим Талеб Одураченные случайностью — Random House, 2001 — 316 с. ISBN 978-0-8129-7521-9
- Джордан С.Э. Как не ошибаться — Penguin Group, 2014. — 468с. ISBN 978-1-59420-522-4
- По Бронсон, Эшли Мерринсон Мифы воспитания. Наука против интуиции — 2009 — 260 с. ISBN 978-5-91657-405-0