Внеурочное занятие. Математика – царица наук

Разделы: Внеклассная работа, Профессия — педагог


Цель: познакомить учащихся с применением математики в повседневной жизни и показать её значимость, формировать умения использовать знания в нестандартных ситуациях, формировать товарищеское доброжелательное отношение друг к другу, учить толерантности, развивать чувства сопереживания результатам труда.

Ход классного часа

Ученик:

Кто сказал, что математика скучна,
Что она сложна, суха, тосклива?..
В этом вы не правы, господа,
Знайте, математика красива!

Ученик: Многие из присутствующих наверняка думают, что математика – это только формулы, задачи, примеры, теоремы, короче скукота. Но если мы посмотрим вокруг, то можно заметить, что без математики обойтись никак нельзя. Например, возьмём сельское хозяйство. Для того чтобы трактора, комбайны вышли на поля, нужно их сконструировать, собрать, только потом выпустить в поле пахать, сеять, убирать урожай.

Ученик: Для того чтобы лечить больных, нужно изготовить лекарство с соответствующей дозировкой. Здесь также присутствует математика. В швейных мастерских, цехах, фабриках также не обойтись без математики: чтобы сшить блузку, юбку, платье, брюки, нужно снять мерки с человека, нарисовать выкройку, нанести её на материал, вырезать, сшить и получим нужное изделие.

Ученик: Чтобы по морям, океанам плавали корабли, ледоколы, пароходы, чтобы в небе летали вертолёты и самолёты, в космос летали ракеты, здесь также необходимо присутствие математики. Она нужна при конструировании плавающих и летающих машин.

Ученик

Вам приятно жить в опрятном доме,
Где у каждой вещи место есть?
Математика создать такой порядок может,
И за это ей хвала и честь!

- Если мы посмотрим вокруг, то увидим в каких красивых домах мы живём.Чтобы построить эти здания, без геометрических знаний и без необходимых вычислений не обойтись. И во всем этом также видна работа с математическими расчётами. А придя в магазин нам не обойтись без подсчёта денег на тот или иной товар. Можно много привести примеров применения математики в жизни, но учащиеся нашей школы покажут совершенно другое применение математики вокруг нас.

Ученик (показывает фото Леонардо да Винчи)

– Ребята, а вы знаете, что Великий Леонардо да Винчи в 16 веке разработал математическую теорию живописи. В своих картинах он использовал законы «золотого сечения», законы перспективы, законы параллельного и прямоугольного проектирования. Его великие картины «Тайная вечеря», портрет Монны Лизы «Джаконда» и многие другие украшают лучшие музеи мира. В числе важнейших предметов при обучении художника является математика.

Ученик (показывает фото Карла Гаусса)

- Оказывается, в юности Карлу Гауссу одинаково нравились древние языки и математика. И если бы не правильный 17-угольник, который он построил с помощью циркуля и линейки в 19 лет, может быть, знали бы его не как математика, а как лингвиста. После знакомства с работами Лобачевского, Гаусс на 62-м году жизни занялся изучением русского языка. И через 2 года уже свободно читал русскую научную и художественную литературу. Ему помог математический склад ума. Сейчас переводами с иностранных языков занимаются специальные машины.

Ученик (показывает фото)

– Многие из вас слышали о машинном переводе, о стихах, сочиненных машинами, о расшифровке математиками языков исчезнувших народов. Это новая наука – МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ЯЗЫКОВЕДЕНИЕ. Есть много фактов соединения художественного и математического талантов некоторых ученых. Ломоносов – гениальный математик и философ, писал прекрасные стихи. Грибоедов, автор «Горе от ума», учился в университете на трех факультетах, в том числе и на физико-математическом. Известный математик Хинчин не стал профессиональным поэтом, хотя еще в юности издал четыре книги своих стихов. А выдающаяся русская женщина – математик Софья Ковалевская написала и издала книги «Воспоминания детства», «Нигилистка» и другие.

Учитель: - Ребята, давайте порассуждаем о значимости математики в жизни человека.

Теперь я хочу предложить вам провести небольшое исследование. Класс делится на группы, каждая группа проводит исследование, приводит примеры и аргументы, убеждает одноклассников, что именно их профессия не может обойтись без математики.

Группы:

  1. Математика в медицине.
  2. Математика в военной технике.
  3. Математика в профессии повара

1. Тема исследования: «Математика в медицине»

Проблема: Какую роль играет математика в медицине?

Действия: Собрать доказательный материал и убедить одноклассников в необходимости изучать математику лучше, заинтересовать их.

2. Тема исследования: «Математика в военной технике»

Проблема: Какую роль играет математика в военной технике?

Действия: Собрать доказательный материал и убедить одноклассников в необходимости изучать математику лучше, заинтересовать их.

3. Тема исследования: «Математика в профессии повара»

Проблема: Какую роль играет математика в профессии повара?

Действия: Собрать доказательный материал и убедить одноклассников в необходимости изучать математику лучше, заинтересовать их.

Учитель: На подготовку дается 10 мин, после чего один или несколько представителей группы представляет свою профессию.

Я предлагаю всем желающим продолжить наши размышления и подготовить презентации на тему «Математика в моей будущей профессии» и через неделю подведем итоги и лучшие работы будут показаны на уроках.

После 10 минут обсуждения, группы ребят начинают предствление своих профессий.

Учитель: - А сейчас, ребята, подготовили для вас сценку «Лист Мебиуса».

Сценка «Лист Мёбиуса»

- Послушай, что бы ты сказал, если бы тебе изготовили рубашку без изнанки?

- Значит, её можно было бы надевать с двух сторон. Это было бы не плохо, Наши хиппи в варёнках просто лопнули бы от зависти.

- Нет, тут дело посложнее: рубашка с одной только стороной.

- Не морочь мне голову, таких рубашек не бывает.

- Конечно я пошутил. Но вообще, оказывается, одностороннюю поверхность можно сконструировать. Вот, например, цилиндр. Он представляет собой двустороннюю поверхность. Если двигаться по одной его поверхности (водит концом маркера по внешней стороне цилиндра), то не пересекая границы нельзя очутиться на другой его стороне, т.е. внутри цилиндра. А теперь смотри (берёт длинную прямоугольную полоску бумаги и склеивает её так, как показано на рисунке).

Я ставлю жирную точку на одной стороне этой линии и буду водить маркером по ней вправо.

- И ты надеешься прийти в ту же точку, но на другой стороне этого листа? Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда.

- Ах, ты, Фома неверующий. Смотри! (Проделывает обход, и все видят, что маркер оказался « с другой стороны»). Если хочешь, убедись сам ( другой ученик тоже проделывает этот опыт, а за ним кто угодно из желающих).

- Такую одностороннюю поверхность впервые рассмотрели независимо друг от друга в 1858-1865 гг. немецкие математики А.Ф.Мёбиус и И.Б.Листинг. Ныне эта кривая поверхность называется листом Мёбиуса. И изучает такие поверхности особая ветвь математики – топология .

Учитель: Итак, мы выяснили, что математика является одним из самых важных достижений культуры и цивилизации. Без нее развитие технологий и познание природы были бы немыслимыми вещами! Хорошо, скажете вы, допустим эта точная наука действительно крайне важна для человечества в целом, но зачем она нужна лично мне? Что она мне даст?

- Математика позволяет развить некоторые важные умственные качества, тренирует память и усиливает быстроту мышления.

- Математика тренирует такие умственные качества, которые формируют каркас и скелет всего вашего мышления! Это, в первую очередь, логические способности.

- Математика сама является воплощением природного порядка и нет ничего удивительного в том, что она упорядочивает ваш ум.

- Знание математики не позволяет вас обмануть!

Ученик: - Делаем вывод, что математика достойна того, чтобы о ней слагали стихи и пели песни.

Сегодня вспомнишь формулу Герона,
Какую ты не раз писал.
Ты вспомнишь также и Ньютона,
Бином которого познал.

Пусть в памяти твоей воскреснет Архимед,
Сраженный за великие творенья.
Пусть вспомнится известный всем Виет,
Открывший формулу для уравненья.

Тебе знаком талантливый Декарт –
Систем координат создатель.
Ты знаешь Лобачевского, он, брат,
Коперник геометрии, творец, ваятель.

Велик и ныне Чебышев – титан,
А Софья Ковалевская – чудесная «русалка»!
Талант могучий им был дан,
Дана была им гениальная смекалка.

Запомни то, что Гаусс всем сказал:
«Наука математика – царица всех наук»,
Не зря поэтому он завещал –
Творить в огне трудов и мук.

Безмерна роль ее в открытии законов,
В создании машин, воздушных кораблей,
Пожалуй, трудно нам пришлось бы без Ньютонов,
Каких дала история до наших дней.

Пусть ты не станешь Пифагором,
Каким хотел бы, может быть!
Но будешь ты рабочим, может и ученым,
И будешь честно Родине служить!

Учитель. Вам предстоит еще много узнать и многому научиться по математике и по другим предметам. И как говорится в народе - “Век живи, век учись”. Вот на этой оптимистической ноте мы заканчиваем наше мероприятие.

Спасибо за внимание!