Цель: расширить представление детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг; развивать умения дружить и дорожить дружбой; развивать умение учащихся вести рассуждения; формировать нравственные качества учащихся: умение дружить, беречь дружбу; воспитывать чувства взаимовыручки, уважения к другу, любовь к ближнему.
Оборудование: конверты “Законы дружбы”, наборы пословиц, музыкальное сопровождение, корабль, головные уборы матросов, солнышко и лучики, круги красного, желтого и синего цветов, слайды по теме.
І. Организационный момент (приветствие)
- Здравствуйте уважаемые гости, ребята! Я рада вас видеть на нашем занятии.
- Ребята , поприветствуйте, пожалуйста, гостей кивком головы, прошу садитесь.
- Ребята, Посмотрите, пожалуйста, у вас на партах лежат кружочки, обозначающие ваше настроение:
- красный – отличное настроение,
- желтый - хорошее настроение,
- зеленый – немного грустное настроение.
- Выберите, подходящее вашему настроению круг, поднимите, пожалуйста, и покажите.
- Хорошо, молодцы. Итак, у вас у всех хорошее и отличное настроение. Я рада.
ІІ. Сообщение темы занятия
1) Вступительная беседа
- Сегодня мы будем говорить на очень интересную тему, а что это за тема, я надеюсь, вы догадаетесь сами и скажите.
- Посмотрите на экран и послушайте песню (до слов: «Дружба – это не работа…»)

- Итак, вы посмотрели фрагмент мультфильма, и кто же догадался, о чем пойдет сегодня наш разговор? (о дружбе, друзьях)
- Правильно, молодцы! Сегодня тема нашего занятия «Дружба начинается с улыбки»
2) Беседа «Что такое дружба, кто такой друг»
- А как вы понимаете, что такое дружба? (ответы детей)
- Когда люди дружат, они хотят быть вместе, они интересуют друг друга. Настоящие друзья понимают тебя и уважают твои интересы.
- А вот как объясняется это слово в словаре С.Ожегова. (Слайд 1)

(Дружба — это «близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов» (Толковый словарь Ожегова).
- А кто такой друг?
- это тот, кто может выслушать в трудную минуту;
- это тот, кто понимает тебя тогда, когда никто не понимает;
- это тот, кто принимает тебя таким, какой ты есть
- это тот, кто может простить то, что никогда не простит другой;
- Ребята, в толковом словаре написано, что друг – это тот, кто связан с кем-нибудь дружбой. (слайд 2)

- А вы – дружные ребята? А почему вы так считаете? (помогаете, общаетесь, общие интересы)
- Молодцы!
- А скажите, с чего начинается дружба? (люди встречаются, начинают дружить, знакомятся, с улыбки) (слайд 3)

- Молодцы, вы много знаете о дружбе. А бывает ли так, что друзья иногда ссорятся? А как вы думаете, почему это происходит и что нужно делать, чтобы друзья не ссорились?
- Нужно извиняться, не обижаться, не обзываться и т.д.
- Молодцы, ребята. Я думаю, что если будете соблюдать эти правила, у вас никогда не будет ссор. Ведь дружба – это когда не ссорятся, это – улыбки друзей. Дружба – это когда людям вместе интересно, весело и хорошо.
ІІІ. Работа по теме занятия. Путешествие на остров «Дружба»
- А сегодня, ребята, мы отправимся в путешествие. А путешествовать будем вот на этом корабле. Отправляясь в путешествие люди берут с собой все свои знания, старательность, наблюдательность и хорошие отношения между собой. Не забудьте и вы взять все это вместе с собой. На каждом корабле есть капитан и его команда матросов. Сегодня я буду капитаном, а вы – моей командой. Согласны?
- Тогда давайте наденем головные уборы матросов. А поплывем мы с вами на остров «Дружба». (слайд 4)

- Но, чтобы доплыть до этого острова, нам нужно будет преодолеть много препятствий. Волшебный остров ждет нас.
- Ну что? Вы готовы? Тогда в добрый путь! (гудок корабля)
1) Препятствие: качества друга
- Итак, ребята, мы проплыли с вами совсем немного и впереди у нас с вами препятствие – это скалы.

Чтобы обойти ее, нам нужно назвать те качества, которыми хороший друг не должен обладать. Давайте их уберем и оставим только хорошие качества. (на доске плохие и хорошие качества: честность, верность, скромность, отзывчивость, зависть, равнодушие, хвастовство, злость, доброта, жадность, грубость, трусость, смелость)
- Молодцы, ребята! Итак, преодолели 1 препятствие, плывем дальше.
- Посмотрите, над нами проплывает чайка в небе (Слайд 5)

- Она нам прислала письмо. Давайте прочитаем, что в этом письме (на столе письмо: «Дорогие ребята! Я знаю, что вы плывете на остров «Дружба», но чтобы туда добраться, вам нужно выполнить задание, чтобы вы могли плыть дальше.»
2) Помогите сказочным героям найти своих друзей
- Итак, задание. В сказках есть персонажи, которые очень дружны и таких сказок очень много. (слайд 6)

Помогите им найти своих друзей (Винни Пух и. …, Малыш и …, Буратино и …, Крокодил Гена и …, Герда и …)
3) Угадать мелодию
- Молодцы, ребята, мы опять с вами выполнили задание, вы хорошо знаете сказочных героев и их друзей. Мы преодолели свами препятствия . Я предлагаю вам немного поиграть. Слово «дружба» встречается не только в сказках, но и в песнях. Существует много песен о дружбе. Давайте поиграем в игру «Угадай мелодию» (звучат отрывки песен, а дети должны напеть и вспомнить песню)
4) Физминутка
- Молодцы, знаете песни о дружбе. А теперь я предлагаю отдохнуть
(«Если весело живется, делай так…»)
5) Игра «Собери пословицу»
- Молодцы, вы отлично знаете песни о дружбе. Слово «дружба» , оказывается , встречается не только в сказках и песнях, но и в пословицах.
- Теперь я предлагаю поиграть в игру «Собери пословицу». На доске слева написано начало пословицы, а справа – конец ее. Вы должны соединить части пословиц и прочитать. (на листах написаны части пословиц и прикреплены на доску, дети выходят по очереди к доске и находят пословицу, соединяют ее части)
- Перед вам на доске слова из рассыпанных пословиц. Ваша задача – их собрать.
- Нет друга - ищи,…….а нашёл – береги.
- Старый друг лучше……новых двух
- Человек без друзей,…..что дерево без корней
- Один за всех,… и все за одного.
- Крепкую дружбу… топором не разрубишь.
- Сам погибай, …. а товарища выручай
- Друг познается ….. (в беде)
- Молодцы, ребята!
6) Качества настоящего друга
- Итак, мы справились с еще одним препятствием. Но, что случилось? Поднялся ветер, начинается шторм. (слайд 7)
- Но, чтобы море успокоилось, выглянуло солнышко, вам нужно сделать вот что. Глазки закрыли, задайте себе вопрос: Какой я? Могу ли я быть настоящим другом?
Подумали? Открыли глазки У каждого из вас на парте лежит лучик солнышка. Напишите, пожалуйста, на нем 1-2 хороших качества, которыми вы обладаете. Вы можете использовать слова, которые есть на доске. В центре лучика напишите свое имя. (проверка нескольких)
- А теперь попрошу добавить ваши лучики к нашему солнышку «Дружбы»
(на доске вокруг солнышка появляются лучики: честность, верность, скромность, отзывчивость, доброта, смелость)
7) Задания на острове «Дружба»
- Итак, ребята, море успокоилось и мы с вами преодолели все препятствия и приплыли на остров «Дружба». (слайд 8)

- А кто это там нас встречает? (Входят Незнайка и Знайка)
Незнайка. - Здравствуйте, ребята!
Знайка. - Вы нас узнаете?
Незнайка. - Я – Незнайка, а это мой друг – Знайка. Все жители нашего острова – настоящие друзья.
Знайка. - В чем же секрет, спросите вы?
Незнайка. - А секрет - в правилах, которые мы соблюдаем.
Знайка. - Эти правила мы оставляем Вам в подарок.
(Незнайка раздает листики с правилами (Письмо от жителей острова «Дружба»), а Знайка – воздушные шарики.
Незнайка. - Ребята, соблюдайте эти правила и тогда вы тоже будете настоящими друзьями.
- Помогай другу в беде.
- Умей с другом разделить радость.
- Не смейся над недостатками друга.
- Останови друга, если он делает что-то плохое.
- Не обманывай друга.
- Не предавай друга.
- Относись к другу как к себе.
- Доверяй другу.
- Всегда выполняй свои обещания.
- Умей хранить чужие секреты.
- Умей прощать и сам просить прощенье
- Дружба должна быть бескорыстной
Знайка. - Ребята, а вы знаете песню о дружбе? Давайте споем ее вместе (слова на экране и песня 1 куплет: Дружба крепкая…)
Незнайка. - Молодцы, ребята! До свидания!
Знайка. - До новых встреч!
(корабль с гудком на море)
- Ребята, а нам с вами пора возвращаться домой. (слайд 9) и гудок корабля)
- Вот мы свами и вернулись. На этом наше путешествие закончилось (Можно снять головные уборы.)
ІV. Итог мероприятия
- Итак, что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?
- А что помогало преодолевать все эти препятствия? (дружба)
- А закончить наше занятие мне бы хотелось словами известного героя мультфильма Кота Леопольда. (на слайде ребята, давайте жить дружно!)
V. Рефлексия
- Итак, ребята, возвращаемся к нашим кругам. Покажите свое настроение.
- Молодцы!
- Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы. Существует много законов дружбы. Если вы будете соблюдать эти правила, то станете настоящими друзьями.