Информационная переработка текста. Сочинение-рассуждение

Разделы: Русский язык

Класс: 9


Написание сочинения-рассуждения в формате ОГЭ № 13.2 по русскому языку

Тип урока: комбинированный.

Этапы урока:

  • Актуализация опорных знаний по структуре сочинения-рассуждения
  • Диагностическая работа включает метод проблемного изучения материала, используя разные приёмы мыслительной деятельности
  • Самостоятельная работа, применение изученного материала
  • Подведение итогов: анализ, сравнение, систематизация

Форма работы: групповая.

Цель: учиться находить в исконном тексте необходимую аргументацию, применяя разные способы поиска.

Задачи:

  • Применить алгоритм работы по написанию сочинения-рассуждения.
  • Сформулировать тезис.
  • Применить различные способы поиска аргументации с использованием средств ИКТ и ИИ.
  • Оформить сочинение-рассуждение по композиционному плану.
  • Следить за речевым оформлением своих высказываний.
  • Проявить дружеские качества в групповой работе.

Ход урока

I. Организационный момент

  1. Сообщение темы, цели и задач урока.
  2. Настрой на активную совместную работу обучающихся.

II. Актуализация опорных знаний

Презентация

Беседа.

- Что такое «информационная переработка текста»? Слайд № 4.

Ответы:______________

- Сегодня мы с вами поработаем над сочинением-рассуждением в формате ОГЭ № 13.2. Слайд № 5.

Это сочинение связано с объяснением смысла ключевого фрагмента исходного текста. Чтобы это сделать, наша цель - найти в тексте два аргумента, подтверждающих смысл данного фрагмента.

- Сегодня мы попробуем применить разные способы поисковой работы с текстом.

- Мы уже знаем алгоритм работы по данному заданию.

- Вспомним его.

Алгоритм работы с сочинением 13.2. Слайд № 6.

  1. Читаем исходный текст. Определяем его тему.
  2. Внимательно читаем задание к сочинению 13.2.
  3. Осмысливаем выделенную цитату с помощью ключевых слов.
  4. Формулируем тезис, объясняя смысл цитаты.
  5. Находим в тексте два примера-аргумента, иллюстрирующих тезис.
  6. Делаем вывод вышесказанному.

III. Диагностическая работа

ШАГ 1.

  1. Чтение и осмысление. (Чтение текста вслух)
  2. Создание тезиса. (Слайд №7)
  3. Самостоятельная работа обучающихся.
  4. Проверка.

ШАГ 2.

Основная часть текста. АРГУМЕНТАЦИЯ. Слайд № 8,9.

Аргумент

- Что это такое?

- Как строится аргумент?

Аргумент – это высказывание, являющееся доказательством главной мысли текста, заключённое отдельным абзацем.

(микротема в вашем сочинении, логически встроенная в текст, который вы создаёте)

Ссылка на номер предложения

+ описание этого предложения своими словами

+ ваш комментарий, как пример доказывает ваше объяснение фрагмента текста.

IV. Распределение работы по группам

Слайд № 10

Первая команда «Традиционалисты»

  • Найти в тексте аргументы, обосновать их классическим способом (номер предложения + комментарий)

Вторая команда «Тезисники»

  • Выписать из текст аргументы-тезисы, не ссылаясь на номер предложения (цитирование, в том числе частичное) + комментарий

Третья команда «Визуализаторы»

  • Создать интеллект-карту (mind map) на бумаге или в простом онлайн-конструкторе (например, MindMeister).

Четвёртая команда «Инноваторы»

  • Использовать ИИ для первичной обработки текста, а затем доработать результат.

Инструкция:

  1. Скопируйте текст в ChatGPT с запросом: «Выдели ключевые идеи и составь 2 аргумента, выбранных из этого текста».
  2. Проанализируйте полученный от ИИ ответ. Проверьте и дополните по исходному тексту. Возможно, что-то важное ИИ упустил.
  3. На основе проведённой работы создайте интеллект-карту.

Примечание: Применение четвёртого способа возможно только на этапе подготовки на уроке или в домашних условиях, на экзамене этот способ недопустим. Но это эффективнее, чем списывание готовых ответов. Посмотрим, сможет ли ИИ создать аргументы в том виде, в котором нам надо.

1. Самостоятельная работа.

2. Проверка по итогу работы обучающихся.

Один представитель из группы показывает свои аргументы.

3. Вывод: анализ, сравнение, систематизация. Слайд № 11.

- Какой способ самый быстрый?

- Какой способ самый наглядный?

- Что было сложнее всего?

- Насколько вам помог ИИ? Пришлось ли его исправлять?

- Какой способ будете применять на экзамене?

4. Задание для всего класса. Слайд № 12.

- Попробуем создать ОБРАЗ ТЕКСТА по его проблематике.

Используя нейросеть для генерации изображения (например, Кандинский 3.1), создайте визуальную метафору и получите изображение. Как изображение помогает понять суть проблемы в тексте?

Ответы: _________________

V. Работа над выводом

Слайд № 13.

- Для формулировки вывода можно использовать следующие фразы:

  • В заключение отмечу, что…
  • Итак, …
  • Следовательно, …
  • Таким образом, …
  • Мне удалось доказать, что …
  • Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что …

- Соотнесите вывод, которым вы завершаете свои рассуждения, с вашим объяснением смысла фрагмента.

Проверка итоговой части.

VI. Рефлексия

Слайд № 14.

- Вы довольны результатом своей работы?

- Были ли полезными сегодняшние приёмы работы с текстом?

- Что понравилось на уроке?

VII. Сдача работ. Выставление оценок

- Переписать текст в бланк №2 и сдать на проверку.