Написание сочинения-рассуждения в формате ОГЭ № 13.2 по русскому языку
Тип урока: комбинированный.
Этапы урока:
- Актуализация опорных знаний по структуре сочинения-рассуждения
- Диагностическая работа включает метод проблемного изучения материала, используя разные приёмы мыслительной деятельности
- Самостоятельная работа, применение изученного материала
- Подведение итогов: анализ, сравнение, систематизация
Форма работы: групповая.
Цель: учиться находить в исконном тексте необходимую аргументацию, применяя разные способы поиска.
Задачи:
- Применить алгоритм работы по написанию сочинения-рассуждения.
- Сформулировать тезис.
- Применить различные способы поиска аргументации с использованием средств ИКТ и ИИ.
- Оформить сочинение-рассуждение по композиционному плану.
- Следить за речевым оформлением своих высказываний.
- Проявить дружеские качества в групповой работе.
Ход урока
I. Организационный момент
- Сообщение темы, цели и задач урока.
- Настрой на активную совместную работу обучающихся.
II. Актуализация опорных знаний
Беседа.
- Что такое «информационная переработка текста»? Слайд № 4.
Ответы:______________
- Сегодня мы с вами поработаем над сочинением-рассуждением в формате ОГЭ № 13.2. Слайд № 5.
Это сочинение связано с объяснением смысла ключевого фрагмента исходного текста. Чтобы это сделать, наша цель - найти в тексте два аргумента, подтверждающих смысл данного фрагмента.
- Сегодня мы попробуем применить разные способы поисковой работы с текстом.
- Мы уже знаем алгоритм работы по данному заданию.
- Вспомним его.
Алгоритм работы с сочинением 13.2. Слайд № 6.
- Читаем исходный текст. Определяем его тему.
- Внимательно читаем задание к сочинению 13.2.
- Осмысливаем выделенную цитату с помощью ключевых слов.
- Формулируем тезис, объясняя смысл цитаты.
- Находим в тексте два примера-аргумента, иллюстрирующих тезис.
- Делаем вывод вышесказанному.
III. Диагностическая работа
ШАГ 1.
- Чтение и осмысление. (Чтение текста вслух)
- Создание тезиса. (Слайд №7)
- Самостоятельная работа обучающихся.
- Проверка.
ШАГ 2.
Основная часть текста. АРГУМЕНТАЦИЯ. Слайд № 8,9.
Аргумент
- Что это такое?
- Как строится аргумент?
Аргумент – это высказывание, являющееся доказательством главной мысли текста, заключённое отдельным абзацем.
(микротема в вашем сочинении, логически встроенная в текст, который вы создаёте)
Ссылка на номер предложения
+ описание этого предложения своими словами
+ ваш комментарий, как пример доказывает ваше объяснение фрагмента текста.
IV. Распределение работы по группам
Слайд № 10
Первая команда «Традиционалисты»
- Найти в тексте аргументы, обосновать их классическим способом (номер предложения + комментарий)
Вторая команда «Тезисники»
- Выписать из текст аргументы-тезисы, не ссылаясь на номер предложения (цитирование, в том числе частичное) + комментарий
Третья команда «Визуализаторы»
- Создать интеллект-карту (mind map) на бумаге или в простом онлайн-конструкторе (например, MindMeister).
Четвёртая команда «Инноваторы»
- Использовать ИИ для первичной обработки текста, а затем доработать результат.
Инструкция:
- Скопируйте текст в ChatGPT с запросом: «Выдели ключевые идеи и составь 2 аргумента, выбранных из этого текста».
- Проанализируйте полученный от ИИ ответ. Проверьте и дополните по исходному тексту. Возможно, что-то важное ИИ упустил.
- На основе проведённой работы создайте интеллект-карту.
Примечание: Применение четвёртого способа возможно только на этапе подготовки на уроке или в домашних условиях, на экзамене этот способ недопустим. Но это эффективнее, чем списывание готовых ответов. Посмотрим, сможет ли ИИ создать аргументы в том виде, в котором нам надо.
1. Самостоятельная работа.
2. Проверка по итогу работы обучающихся.
Один представитель из группы показывает свои аргументы.
3. Вывод: анализ, сравнение, систематизация. Слайд № 11.
- Какой способ самый быстрый?
- Какой способ самый наглядный?
- Что было сложнее всего?
- Насколько вам помог ИИ? Пришлось ли его исправлять?
- Какой способ будете применять на экзамене?
4. Задание для всего класса. Слайд № 12.
- Попробуем создать ОБРАЗ ТЕКСТА по его проблематике.
Используя нейросеть для генерации изображения (например, Кандинский 3.1), создайте визуальную метафору и получите изображение. Как изображение помогает понять суть проблемы в тексте?
Ответы: _________________
V. Работа над выводом
Слайд № 13.
- Для формулировки вывода можно использовать следующие фразы:
- В заключение отмечу, что…
- Итак, …
- Следовательно, …
- Таким образом, …
- Мне удалось доказать, что …
- Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что …
- Соотнесите вывод, которым вы завершаете свои рассуждения, с вашим объяснением смысла фрагмента.
Проверка итоговой части.
VI. Рефлексия
Слайд № 14.
- Вы довольны результатом своей работы?
- Были ли полезными сегодняшние приёмы работы с текстом?
- Что понравилось на уроке?
VII. Сдача работ. Выставление оценок
- Переписать текст в бланк №2 и сдать на проверку.