Конкурсное движение как одна из эффективных форм педагогического взаимодействия учителя-филолога и родителей

Разделы: Работа с родителями

Классы: 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


«Как можно меньше вызовов в школу
матерей и отцов для моральных нотаций
детям, - и как можно больше
такого духовного общения
детей с родителями, которое приносит
радость матерям и отцам».
В.А. Сухомлинский

Обязательным атрибутом современной школьной жизни являются конкурсы, олимпиады разных уровней, проектная деятельность обучающихся и другие мероприятия, включенные в конкурсное движение.

Конкурсное движение – неотъемлемая часть современного образования, является одной из целей стандартов в образовании, способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей школьников, для педагога сопровождение обучающихся в подобных мероприятиях – это один из уровней проявления своего профессионализма, способ саморазвития.

Смысл этих мероприятий – помочь обучающимся поверить в свои силы, дать возможность проявить свои таланты и способности.

Для педагога сопровождение обучающихся в подобных мероприятиях – это один из уровней проявления своего профессионализма.

Самая главная задача учителя (на мой взгляд, и самая сложная) – это настроить своего ученика на участие в конкурсе, сделать так, чтобы участие в конкурсных мероприятиях стало для него потребностью, приносило моральное удовлетворение и радость.

Как это сделать? Один из способов: активно взаимодействовать с семьей ребенка.

Формы взаимодействия могут быть разными:

  • классные родительские собрания;
  • индивидуальные беседы (очно и дистанционно);
  • обмен опытом участия родителей в подготовке к конкурсам своих детей;
  • сопровождение ребенка на конкурсное мероприятие;
  • оказание помощи в организации поездки и др.

В процессе взаимодействия до родителей нужно донести мысль, что их участие в жизни школы необходимо, и важно это не потому, что так хочет учитель, а потому что это важно для развития их ребенка.

Что может сказать учитель-предметник родителям, придя на классное родительское собрание?

Учитель может рассказать о пользе конкурсов, олимпиад, проектов в жизни ребенка вообще и по конкретному предмету:

  • Участие в конкурсах – одно из условий формирования личностных качеств подростка. Ребенок учится адекватно воспринимать победы и поражения, у него воспитывается соревновательный дух, он растет более смелым, решительным, стрессоустойчивым. Он привыкает к ситуациям конкурентности, к тому, что не всегда получается выигрывать, что для победы нужно прикладывать усилия и развиваться.
  • Участие в подобных мероприятиях – это хороший стимул в учебе: накапливается и углубляется багаж специальных предметных знаний и умений, развиваются коммуникативные, познавательные, регулятивные навыки, необходимые в учебной работе на каждом уроке, повышается уровень читательской грамотности (умение найти и извлечь информацию из текста; умение интегрировать и интерпретировать текст, то есть связывать части текста и толковать их; умение осмыслить прочитанное и оценивать его (соотносить содержание текста с собственным опытом, опираться на внетекстовое знание, на внетекстовую информацию).

Ещё один важный момент – конкурсы воспитывают в человеке умение работать.

  • Таким детям легче сдавать ОГЭ или ЕГЭ, результаты экзаменов высокие.
  • Появляется возможность съездить в другую школу, город.
    (Например, мои ученики и их родители, которые приняли активное участие в подготовке своих детей к конкурсам, имели возможность посетить в рамках конкурсного движения историко-краеведческий музей в с. Аракаево, Нижнесергинского района, учебные классы и лаборатории, оснащенные высокотехнологичным оборудованием и уникальным программным обеспечением для проведения экспериментов и опытов во Дворце технического творчества «Кванториум» г. Верхняя Пышма). Это интересно, полезно, расширяется кругозор ребят, создаются условия для формирования важных ценностей таких, например, как приобщение к духовному наследию нашей страны, привитие интереса и стремления к знаниям.

Также необходимо обратить внимание родителей и на "минусы" участия в конкурсах, олимпиадах, проектах:

  • Повышенный стресс. Дополнительная нагрузка требует от ученика большей собранности, проявления силы воли, нервов. Переживания за свой успех — это ещё большая нагрузка на ребёнка в психологическом плане.
  • Процесс отбора учеников (олимпиада). Чтобы попасть на всероссийскую олимпиаду, которая и даёт дополнительные привилегии, важно сначала пройти все уровни. Это школьный конкурс, городской и областной. Каждый из них требует высокой подготовки, дополнительно нагружает ребёнка, повышает уровень стресса.
  • Сложный уровень заданий. Олимпиада требует очень большой подготовки и лучших знаний, чем дают в школе. Главное - не выгореть!
  • Перегрузка обучающихся, ведь исследовательская работа (проекты) – это кропотливый труд. Требуется много времени и сил для того, чтобы найти необходимую литературу, выбрать подходящие источники, проанализировать написанное и сделать соответствующие выводы. К тому же зачастую обучающимся требуется представить свои работы в виде презентации или доклада, что для многих обучающихся является очень сложной задачей.
  • Необъективность оценки (сочинения, конкурс чтецов). Творчество — это не точная наука, где оценка может быть полностью объективной. Часто на конкурсах оценка подвержена субъективности судей.
  • Организационные проблемы. На конкурсах не всегда всё идёт гладко. Возможны организационные сбои, проблемы с заявками, звуком, освещением и прочим.
  • Финансовые затраты. Часто требуются финансовые вложения, особенно если конкурс имеет серьёзный статус.
  • Ограничения по количеству участников. Когда дети выходят в финал, многие из талантливых и способных ребят остаются в стороне из-за нехватки мест.

Родителям надо рассказать о формах участия в мероприятиях: очно, заочно, дистанционно, с предоставлением видео выступления, компьютерной презентации, буктрейлеров (можно продемонстрировать образцы конкурсных работ).

Родителей надо познакомить со списком творческих и интеллектуальных мероприятий по своему предмету, обязательно назвать цели данных мероприятий, указать ссылки для того, чтобы родители могли самостоятельно прочитать Положение конкурса, знать систему оценки.

Образец:

Всероссийский конкурс сочинений 2024 года (Стартует в мае, проводится в два этапа: региональный – с 22 мая по 11 октября 2024 года; федеральный – с 14 октября по 30 ноября 2024 года; Конкурса проводится среди 5 возрастных групп обучающихся, разные тематические направления, одно из направлений приурочено Году семьи «Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро» В.А. Сухомлинский).

Цель: повышение читательской активности детей и подростков, формирование положительного отношения к русскому языку и литературе как важнейшим духовным ценностям, повышение в глазах молодежи престижа грамотного владения русским языком и знания художественной литературы (https://vks.apkpro.ru/).

Всероссийский конкурс сочинений «Без срока давности»

Цель: сохранение и увековечение памяти о событиях и жертвах Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, трагедии мирного населения СССР – жертвах военных преступлений нацистов и их пособников в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. (https://ec.memory45.su/).

Всероссийский конкурс юных чтецов «Живая классика»

Цель: повышение интереса к чтению у школьников (https://ec.memory45.su/).

ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования» конкурс «Читатель года»

Цель: выявление талантливых, творческих читателей среди школьников; выявление лучших практик пропаганды литературного чтения среди учителей; обсуждение актуальных проблем руководства детским чтением (https://www.irro.ru/ ).

Муниципальный конкурс «Фестиваль любимых книг».

Цель: развитие творческих способностей обучающихся.

Рассказывая родителям о конкурсном движении, учитель может привести пример из истории «конкурсной жизни» своих учеников.

Перед вами пример истории «конкурсной жизни» одного ученика (демонстрация фотографий, конкурсных работ и др.).

ФИО - выпускник 11 класса в 2024 году, результат ЕГЭ по русскому языку – 89 баллов; принимал активное участие в разных конкурсах (олимпиады, творческая, проектная деятельность) на протяжении всех лет обучения в школе, занимал призовые места. Рядом с ним всегда был не только сопровождающий педагог, но и родители. Мама принимала очень активное участие на всех этапах конкурсов (репетиция защитного слова для представления творческого проекта, вместе придумывали названия для стихотворений, сочинений, составляли сценарий для буктрейлера, поиск необходимой информации, организация поездки и сопровождение в Верхнюю Пышму в Дворец технического творчества «Кванториум», на базе которого проводился областной этап научно-практической конференции обучающихся Свердловской области и др.). С полным правом можно сказать, что мама сделала очень много для интеллектуального и творческого развития своего ребенка.

Для чего проводится такая работа учителем?

  • Родители, став союзниками педагога, помогают мотивировать на участие в конкурсах большее количество обучающихся.
  • Родители начинают относиться к конкурам, олимпиадам, проектной деятельности серьезно и ответственно.
  • Родители становятся более инициативными (например, могут посоветовать ребенку приемлемый вариант конкурса с учетом его индивидуальных особенностей).
  • Зная цели, задачи и условия конкурса (проекта) родители выбирают тему с учётом потребностей, интересов ребенка, возможностей своей семьи.
  • Родители вместе с детьми проживают все этапы конкурса или олимпиады, это сплачивает семью, в итоге все радуются, получают моральное удовлетворение, у членов семьи есть общие приятные воспоминания.

Таким образом, взаимодействие педагога с родителями позволяет учителю решить следующие задачи:

  • формировать у родителей педагогическую культуру по подготовке и поддержке своего ребенка, формировать у них правильное представление о своей роли в воспитании ребенка;
  • расширять социальное и образовательное пространство для обучающихся;
  • создавать условия для приобретения социального опыта участия школьников в конкурсном движении;
  • формировать у обучающихся позитивное отношение к предмету, интерес и стремление к знаниям, к научной деятельности;
  • расширять кругозор, обогащать словарный запас у обучающихся.