Направление - экологическое воспитание.
В настоящее время экологическое и гражданское образование становятся фактором, обеспечивающим развитие общества в целом, одним из средств преодоления глобального экологического кризиса, и являются основой формирования нового образа жизни, характеризующегося гармонией в отношениях человека с окружающей средой.
Экологическое воспитание – одно из приоритетных направлений в моей педагогической деятельности. Но не менее актуально гражданское воспитание учащихся. Экологическое образование имеет педагогические возможности для формирования гражданина. Оно воспитывает экологическую нравственность, гражданскую ответственность человека не только перед ближайшим окружением, но и по отношению ко всей действительности, способствует самореализовываться в социуме. Экологическая культура общества и человека является основой здоровой и мирной жизни на земле, а также основой гражданской культуры. Экологическое сознание формирует как этическую норму поведения человека, так и мотив гражданской активности. Актуальность опыта обусловлена противоречиями между:
- между необходимостью формирования гражданственности обучающихся и недостаточным использованием потенциала экологического образования в формировании гражданственности у них;
- большим потенциалом экологического образования в решении локальных социальных проблем подростков и недостаточным его использованием;
Актуальность и противоречия определили тему педагогического опыта - «Формирование гражданственности у школьников средствами экологического образования».
Объект исследования: формирование гражданственности учащихся в школе.
Предмет исследования: экологическое образование как средство формирования гражданственности учащихся в школе.
Цель исследования: создать условия процесса формирования гражданственности учащихся средствами экологического образования в школе
Задачи исследования:
- Выяснить современные педагогические подходы к организации и содержанию экологического образования, выявить возможности его использования в формировании гражданственности учащихся.
- Выявить условия, факторы, определяющие успешность формирования гражданственности средствами экологического образования в школе.
- Привлекать учащихся к работе по возрождению и сохранению духовно-нравственных ценностей родного села через овладение технологией эколого-социального проектирования
Перспективность опыта вижу в том, что и ФГОС и Концепция модернизации образования выделяют экологическое и гражданское воспитание в обучении как одни из значимых. Перспективность данного опыта связываю с возможностью практического применения полученных результатов в школе. Формирование у учащихся экологического и гражданского мышления является одним из требований, предъявляемых к выпускникам ОУ в соответствии с ФГОС среднего (полного) общего образования.
Ответственное эколого-гражданское поведение учащихся предполагает овладение ими системой нравственных как экологических, так и гражданских норм как обобщенных требований общества к личности. Знание и усвоение учениками эколого-гражданских норм является одним из необходимых условий формирования осознанных нравственных эколого - гражданских взглядов, вне которых не может быть сформировано ответственное эколого-гражданское поведение. Эколого-гражданское образование обеспечивает осознание каждым учащимся важности эколого-гражданской норм и содействует формированию у школьников положительного отношения к определенной нравственной эколого-гражданской норме, глубокой внутренней потребности и готовности следовать ей в своей повседневной жизни.
Эколого-гражданское образование рассматривается как «общую область экологического и гражданского образования, которая обеспечивает формирование общественного сознания, на уровне отдельной личности - тип мышления, мировоззрения, основанного на понимании неразрывной взаимосвязи человека и природы, взаимозависимости деятельности человека и ее последствий для природы и условий проживания самого человека». В содержание эколого-гражданского образования входят не все экологические и не все гражданские знания, а только те, которые составляют общую область: взаимодействия человека и природы, условия их взаимосвязи и взаимоотношений. Таким образом, общим единым содержанием эколого-гражданского образования является идея о взаимосвязи и взаимодействии человека (общества) и природы.
Мною были определены задачи, принципы, содержание и методы организации экологического образования в моей педагогической практике.
Задачи:
- формирование интереса и мотивации учащихся к экологической деятельности;
- приобщение учащихся к экологической деятельности и включение в нее.
Принципы:
- субъект-субъектное взаимодействие, последовательное формирование экологических и гражданских ценностей на основе наращивания содержания экологической деятельности;
- проведение регулярного мониторинга формирования ценностей.
Формирование экологических и гражданских ценностей учащихся требует соответствующей развивающей среды, для создания которой я учитываю следующие условия:
- интеграция урочной и внеурочной форм обучения;
- системность методов, этапов организации и форм организации экологической деятельности учащихся;
- сотрудничество школы с Самарским областным эколого-биологическим центром, с вузами (в рамках программы «Взлет»), СДК, ФАП, администрацией нашего поселения
Педагогические подходы:
- связанные с направленностью на развитие личности: аксиологический, личностно ориентированный, системно-деятельностный;
- связанные с построением уроков: интегративный
С учетом идеи перехода современной цивилизации к устойчивому развитию ведущая идея моей деятельности- подход к экологическому образованию как процессу обучения, развития и воспитания личности одновременно.
Идея приоритетности средств экологического образования как составной части гражданского воспитания заложена в модели экологической культуры личности учащегося (табл.1)
Таблица 1. Модель экологической культуры учащегося
Модель экологической культуры учащегося |
||
Социологическое исследование личности школьника |
Цели и задачи программы по экологическому воспитанию |
Мероприятия по экологическому воспитанию школьника |
Приоритет материальных ценностей над духовными. |
Формировать нравственные начала ученика, уметь найти смысл жизни самореализоваться в социуме |
Акция милосердия «Спешите делать добро», экологические марафоны, факультатив «Традиции народов нашего села», Экологическое образование на занятиях по биологии и химии. Внеурочное экологическое образование (кружки «Экологическая тропа» Юный исследователь») |
Недостаточный уровень сформированности экологических ценностей |
Формировать понятие, что экологическая культура человека и общества – основы здоровой и мирной жизни на земле, основа гражданской культуры |
Социально-экологическое проектирование по проблеме загрязнения природных объектов села,утилизации вредных и опасных ТБО |
Невысокий уровень физического развития учащихся (55% учащихся страдают хроническими заболеваниями) |
Учить овладевать навыками здорового образа жизни. |
Здоровьесберегающие технологии. Пропаганда здорового образа жизни, походы, экологический туризм. Кружок «Формула здорового питания» Предметные декады. Исследовательские проекты по антропометрии и физиологии учащихся |
Психологические травмы: |
Воспитать экологическую нравственность, гражданскую ответственность ученика |
Тренинги общения, система тематических часов «Поиск своего Я», встречи с врачами, представителями власти |
Недостаточное развитие эмоционально-волевой сферы, целеполагания. |
Формировать экологическое |
Праздники Знаний, беседы, тематические |
Применяю активные формы воспитательной деятельности с учетом вида и цели этой деятельности
- Познавательная деятельность (цель - формирование потребности в экологическом образовании, интеллектуальное развитие): экскурсии (в библиотеку, музей, на предприятие), конкурсы, устный журнал, экологические турниры, олимпиады, учебные конференции, эколого-социальное проектирование)
- Трудовая деятельность (формирование уважительного отношения к материальным ценностям как средству существования человека): «трудовые десанты», «операции», «акции», летняя практика на пришкольном участке.
- Общественная деятельность (содействует социализации учащихся, включает их в сопереживание проблемам общества, экологии, приобщает к активному преобразованию действительности): встречи с главой администрации села, работниками социальной службы, волонтерская работа по оказанию помощи ветеранам труда и просто пожилым людям, проведение концертов в больнице, дискуссии.
- Ценностно-ориентировочная деятельность (цель - осмысление общечеловеческих и экологических ценностей, на осознание личностной причастности к миру во всех его проявлениях): уроки культуры поведения, диспут на нравственные темы, практикум по самоанализу, семинары "Экология ее проблемы и значение?", "Законы дружбы»
- Оздоровительная деятельность (цель - культивирует здоровый образ жизни): квесты, практикумы, дни здоровья, спортивные празднники.
На классных часах и тематических внеклассных мероприятиях рассматриваем с учениками вопросы и характер взаимодействия гражданина и гражданского общества, проблемы государства и права.
В организации экологического образования проявляю творческий подход:
- экологические знания выступают как основа творческого освоения мира;
- учебный процесс строится как поиск;
- самостоятельность учащихся, развитие творческого мышления;
- процесс экологического обучения включает все элементы деятельности учащихся;
- каждый урок обеспечивает развитие мыслительных операций у учащихся;
- создание условий для формирования познавательных интересов и для развития мышления у учащихся.
Цель моей деятельности как педагога согласуется с целью деятельности учащихся, что и приводит к педагогике сотрудничества.
Методы, приемы: понимание, откровение, поддержка, внимание, забота, совет, принятие, сопереживание, инициация.
Условия проведения работы:
- Разработка модели экологической культуры учащегося, программы экологизации всей педагогической деятельности: экологизация биологии, химии, а также становление системы внеклассной экологической деятельности. Мной разрабатываются методические пособия, рекомендации по экологии, проводятся экологические праздники, игры, викторины.
- Повышение своего профессионального уровня через участие в НПК разного уровня, обучение на курсах экологической направленности.
- По мере формирования эколого-гражданских ценностей успешно развивается сотрудничество с Самарским экобиологичеким центром, вузами в рамках программы «Взлет»
- Активное применение проектно-исследовательской технологии эколого-социальной направленности
Содержание экологического образования в школе вырабатываю в соответствии с современными подходами к пониманию как проблем окружающей среды, так и проблемам здоровьесбережения учащихся.
Таким образом, система применяемых мной методов, приемов выводит ученика на переживание, осмысление, оценивание собственной позиции. Высвечивается путь, как учащемуся стать личностью, готовой к выполнению системы социальных ролей.
Хочу сказать о наиболее успешных экологических подходах в моей работе, которые способствуют формированию активной гражданской позиции учащихся.
1. В системе биологического и химического образования возможно значительно расширить экологическое содержание. Так, например, традиционные виды природопользования в культуре разных народов, по мнению современных ученых, наиболее экологичны, т.к. в них особое внимание уделено окружающей природной среде и ее сохранению. Поэтому формирование экологических ценностей у школьников осуществляю на основе традиций природопользования наших прадедушек и прабабушек: соблюдение правил поведения; бережливость, безотходность, сезонность использования природных ресурсов; строгое соблюдение сроков промысловой деятельности; Этот блок содержания имеет большое значение для воспитания гражданина, а в будущем рачительного хозяина, руководителя производства, рабочего. Кем бы в будущем ни стал сегодняшний школьник, тезис «Не навреди окружающей среде» он будет помнить всегда.
2. Моя методическая задача заключается в формировании у школьников личной ответственности за состояние окружающей среды, среды своего обитания, индивидуальной экологической культуры и проверке этих результатов, т.е нужно сформировать такую установку в процессе работы, которая бы включала:
- понимание ответственности каждого ученика как члена общества за оптимизацию экологических воздействий, связанных с развитием общественного производства;
- экологическую культуру каждого члена общества во взаимоотношениях с природой;
- навыки, связанные с экологически здоровым образом жизни;
- любовь к природе как источнику жизни и красоты
Для реализации этих задач необходимо расширить такие экологические темы (с примененим практических методов обучения), как
- возможности экологически устойчивого развития человечества;
- особенности экологического мышления и экологической культуры;
- экологически здоровый образ жизни
- принципы и виды мониторинга по охране природы;
- принципы - экологической экспертизы проектов; пути экономии энергии, воды, древесины, полезных ископаемых;
- вредные воздействия на окружающую среду отдельных отраслей экономики (промышленности, сельского хозяйства, транспорта) и пути их сокращения;
- виды загрязнения Земли и методы борьбы с этими загрязнениями
- влияние хозяйственной деятельности человека на процессы опустынивания,
- уменьшения площади лесов и сокращения генофонда планеты;
- возможности охраны и рационального использования лесов и земель;
3. Экологические ценности для устойчивого развития должны стать ведущим компонентом содержания на всех этапах обучения биологии и химии, т.к. именно ценности являются ориентиром для выбора целей деятельности, определения личностных жизненных позиций, осознанного выбора норм и правил поведения в окружающей среде. Для их достижения рассказываю с показом презентации биографии великих ученых, с ознакомлением их открытий, идей, их высказываний о человеке как части природы. С этой точки зрения важно говорить не о том, как поступают или поступали люди, а о том как они должны поступать.
4. Изучение экологические факторы среды на основе средового подхода, при этом природные сообщества рассматриваю как систему, состоящую из взаимообусловленных компонентов, взаимосвязанных в своём размещении и развивающихся во времени как части целого. Равнозначное рассмотрение биотических и абиотических факторов обеспечивает логику более тесной связи биоты со средой обитания и тех последствий, которые могут быть вызваны деятельностью человека по изменению одного из звеньев этой системы. Средовый подход рассматривает факторы среды как необходимое условие жизнедеятельности, факторов жизнеобеспечения, влияющих на здоровье человека, его самочувствие. а ресурсный подход направлен прежде всего на изучение возможностей хозяйственного использования этих факторов
5. Правила и ориентиры экологических ценностей закрепляются в различных видах деятельности обучающихся. Ведущие виды деятельности - это биологическое, химическое, экологическое моделирование, проектно-исследовательская деятельность. В первую очередь, это практические работы на местности и экскурсии. Их выполнение позволяет обучающимся непосредственно участвовать в практической экологонаправленной деятельности. Она предусматривает проведение фенологических наблюдений и т.п. с целью описания живых объектов и сравнения. Кроме того, учащиеся знакомятся с использованием простейших приборов и инструментов для проведения наблюдений.
6. Идея локализации - переход от глобального к местному - является очевидным решением. Локализация означает сокращение расстояния между производителями и потребителями, где это возможно, баланс между торговлей и сохранением местного производства. Не стоит приобретать сельскохозяйственную продукцию за тысячи километров, если её можно произвести в радиусе сорока километров (решение задач с таким содержание)
7. Создаю творческие проекты, направленные на изучение, сохранение и популяризацию культурных ценностей разных национальностей наших сельчан
8. Проекты, созданные на основе культурологического подхода. Например, проблема «замусоривания», русского языка? Цель проекта заключалась в том, чтобы доказать, что русский язык, подобно живому организму, самой Природе, нуждается в сохранении и бережном отношении. Работая над проектом ребята увидели задачу сохранения родного языка.
9. В последние годы активно применяю и такой подход к обучению школьников, как использование личных подсобных и фермерских хозяйств родителей в качестве материальной базы. О результативности такого подхода свидетельствуют проекты моих учеников, представляемые на конкурс «Юннат» в номинации «Личное подсобное и фермерское хозяйство»
Проекты позволяет уже в период учебы в школе сформировать у подростков устойчивый интерес к ценностям сельского образа жизни, привлечь их внимание к перспективе получения образования в Самарской сельскохозяйственной академии.
Проведенный анализ результатов данных по методикам Дерябо С.В. и В.Я.Ясвина позволил оценить динамику формировании экологически ориентированных ценностей у учеников нашей школы как положительную (см. табл.1).
Таблица 1. Уровень сформированности экологических ценностных ориентаций у учащихся 7-11 классов
|
Уровни |
Информационно- |
Эмоционально- |
Операционально- |
Уровень экологических |
Э6-7 |
достаточный |
6,8% |
18,3% |
60,6% |
28,56% |
средне-достаточный |
55,8% |
51,9% |
36,5,% |
48,14% |
|
недостаточный |
37,4% |
29,8% |
2,9% |
23,3% |
|
Э8-9 |
достаточный |
8,35% |
23,15% |
42,15% |
24,55% |
средне-достаточный |
55,6% |
55,55% |
43,9% |
51,68% |
|
недостаточный |
36,05% |
21,3% |
13,95% |
23,77 % |
|
К10-11 |
достаточный |
32,6% |
38,95% |
45,1% |
38,88% |
средне-достаточный |
59,7% |
50,6% |
41,5% |
50,6% |
|
недостаточный |
7,7% |
10,45% |
13,4 % |
10,52% |