Проект "В мире детства с Агнией Барто"

Разделы: Работа с дошкольниками


Паспорт проекта

Актуальность

Пишут поэты стихи для детей. Знаем, и помним мы этих людей.

Много лет прошло и пусть...
Но одна из поэтесс вызывает интерес.
Ее стихи известны миру, хранят веселую сатиру.
Вы узнали это кто?

Это Агния Барто!

Детская литература занимает особое место в жизни ребёнка. Книга – это средство всестороннего развития ребёнка. Она способствует развитию у детей любви к Родине, к родной природе, родному языку, развивает и обогащает детское воображение. Мы смотрим в книгу, как в зеркало и находим в ней отражение того, что происходит с нами, как бы со стороны видим поступки и их последствия. Всё это оказывает большое влияние на развитие ребёнка как личности. Слабое знание детьми творчества детских писателей, увлечение детьми компьютером, недопонимание родителями важности ознакомления детей с художественной литературой и привития любви к книге – это проблема нашего времени.
Читая стихи Агнии Барто, ребенок обязательно увидит, кому следует подражать, а на кого лучше не быть похожим. Поэтесса создает выразительные портреты детей, раскрывает глубину их переживаний, подмечая черты детской психологии. На произведениях А.Барто выросло не одно поколение детей. Осмысливая её произведения, ребенок учится жить, мыслить и оценивать свои поступки.

Тип проекта: творческий, информационный.

Продолжительность проекта – краткосрочный.

Срок реализации проекта: 17.03.2025-21.03.2025г.

Руководители проекта: Струкова Ю.В., Артемьева Т.И.

Участники проекта: воспитатели, воспитанники средней группы, родители (законные представители) воспитанников.

Тема проекта

«В мире детства с Агнией Барто»

Цель проекта

Формирование интереса и потребности в чтении через произведения А.Л.Барто.

Задачи проекта

-расширять знания о творчестве А.Л.Барто
- развивать способность понимать и чувствовать настроение произведения, элементарно анализировать его содержание; - развивать память, художественно-речевые умения
- воспитывать любовь к чтению, бережное отношение к книге
- укрепление сотрудничества педагогов ДОУ и родителей
- умение обыгрывать сюжеты произведений.

Новизна проекта

заключается в обновлении содержания партнёрской деятельности ДОУ, семьи и детской библиотеки в соответствии с условиями современной социокультурной среды маленького города.

Принципы реализации проекта

Принцип научности: отбор содержания образования в соответствии с современным уровнем развития науки и техники; формирование умений наблюдать и анализировать, обобщать, экспериментировать, делать выводы, рассуждать, рассказывать и т.д.
Принцип доступности и нарастающей трудности: правильный переход от близкого к далекому, от легкого к более трудному, от известного к неизвестному. Учет уровня развития каждого воспитанника и индивидуальной скорости продвижения при овладении новыми знаниями и умениями.
Принцип системности и последовательности заключается в передаче нового материала в неразрывной последовательности, чтобы все сегодняшнее закрепляло вчерашнее и прокладывало дорогу для завтрашнего (Я.А.Коменский).
Принцип демократизации: индивидуально- ориентированный характер образовательного процесса; взаимное уважение, такт и терпение во взаимодействии педагогов и воспитанников; вовлечение родителей (родители равноправные участники педагогического процесса) в организацию жизнедеятельности воспитанников в ДОУ.
Предметно-средовый принцип: организация среды, соответствующей потребностям деятельного ребенка. Пространство группы организуется в виде зон (центров, уголков), оснащенных большим количеством развивающих материалов. Все предметы доступны детям. Оснащение центров изменяется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
Принцип учета возрастных особенностей.
Принцип взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и семьи.

Формы реализации проекта

-совместная деятельность в режимных моментах;
-самостоятельная поисковая деятельность;
-творческая деятельность в малой подгруппе;
-совместная деятельность родителей и детей.

Ожидаемый
результат

Воспитанник:
- знающий творчество А.Барто;
- имеющий знания о прочитанных стихах.
- умеющий узнавать стихи по загадке, иллюстрации, содержанию, описанию событий;
- умеющий использовать различные средства выразительности при заучивании стихов.

Родители:
- проявляющие интерес к совместной деятельности по знакомству с творчеством А.Барто;
- поддерживают традиции семейного чтения;

Содержательная часть

Этапы работы

I. Подготовительный этап

- обсуждение цели и задач;
- создание необходимых условий для реализации проекта (подбор методической литературы и наглядно-дидактического материала для реализации проекта; организация развивающей среды в группе, разработка конспекта занятия);
- консультации для родителей: «Как научить ребенка запоминать стихи», «Если ребенок не хочет учить стихотворение?»

II этап проекта: основной (практический)

- оформление книжного уголка по теме проекта
- создание альбома для рассматривания по теме: «Стихи А.Л.Барто в картинках»
- чтение произведений: «Игрушки» А.Барто
- рассказ воспитателя «Наши игрушки в группе»
- заучивание наизусть стихотворений
- рассматривание иллюстраций
- отгадывание загадок про игрушки
- продуктивно творческая деятельность
- пальчиковые игры: «Козленок», «Мяч», и т.д.

III этап. Заключительный

- оформление книжек - малышек игрушек по стихам А.Л.Барто
- организация выставки «Моя любимая игрушка»
- организация выставки книг А.Л.Барто
- организация выставки рисунков детей

Создание необходимых условий для реализации проекта: подготовить иллюстрации, наборы карандашей, фломастеров, альбомные листы, пластилин, литературу, клей.

Оборудование:

  • книги А.Л.Барто
  • картинки с иллюстрациями
  • игрушки по возрасту

Дидактические игры

«Узнай игрушку по описанию»

Взрослый загадывает предмет и предлагает малышу узнать по описанию, что он загадал. Загадывать можно игрушки, которые есть у ребенка, а потом переходить на предметы. Например: «Отгадай, пожалуйста, что за игрушку я загадала. Она большая, коричневая, с глазками и носиком. Она мягкая, может сидеть и лежать, ее можно брать на руки». Если малыш быстро догадывается, что это его любимый мишка, то предложить теперь ему загадать игрушку, а если не догадался, продолжить: «У этой игрушки есть лапы и уши, ее купил тебе папа на день рождения».

"Узнай на ощупь"

На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др., которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.

«Угадай, что звучит?»

Наглядный материал: барабан, молоточек, колокольчик, ширма.

Воспитатель показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, молоточек, называет их и просит повторить. Когда малыши запомнят названия предметов, педагог предлагает послушать, как они звучат: играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит по столу молоточком; еще раз называет игрушки. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. “Что звучит?» - спрашивает он детей. Дети отвечают, и воспитатель снова звенит колокольчиком, стучит молоточком и т.д. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название.

Игра-импровизация по стихотворению Агнии Барто «Воробей»

- Давайте на время превратимся в маленьких воробышков. В этом нам поможет стихотворение Агнии Барто «Воробей».

Воробей по лужице
Прыгает и кружится.
Перышки взъерошил он,
Хвостик распушил.
Погода хорошая!
Чив-чив-чив

Дидактическая игра «Путаница»

- А сейчас мы с вами поиграем. Я буду читать стихи Агнии Барто, а вы внимательно слушайте. Если заметите ошибку, топайте ногами.

1.Спать пора! Уснул волчок, (бычок)
Лег в коробку на бочок.
Сонный ежик (мишка) лег в кровать,
Только слон не хочет спать.
Головой кивает слон,
Он ежихе (слонихе) шлет поклон.

2.Зайку бросила лентяйка,- (хозяйка)
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.

3.Матросская шапка,
Веревка в руке,
Тяну я кораблик
По быстрой реке,
И скачут котята (лягушки)
За мной по пятам,
И просят меня:
- Прокати капитан!

4.Вертолет (самолет) построим сами,
Понесемся над лесами.
Понесемся над лесами,
А потом вернемся к маме.

5.Нет, напрасно мы решили
Прокатить слона (кота) в машине:
Слон (кот) кататься не привык -
Опрокинул грузовик.

6.Горит на солнышке
Цветок, (флажок)
Как будто я
Огонь зажег.

7.Я люблю свою кроватку, (лошадку)
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.

Любитель-рыболов

С утра сидит на озере
Любитель-рыболов,
Сидит, мурлычет песенку,
А песенка без слов:
"Тра-ля-ля,
Тра-ля-ля,
Тра-ля-ля",
Озеро глубокое,
Удачным будет лов.
Сейчас поймает окуня
Любитель-рыболов.
"Тра-ля-ля,
Тра-ля-ля,
Тра-ля-ля".
Песенка чудесная -
И радость в ней, и грусть,
И знает эту песенку
Вся рыба наизусть.
"Тра-ля-ля,
Тра-ля-ля,
Тра-ля-ля".
Как песня начинается,
Вся рыба расплывается...
"Тра-ля!"

Консультации для родителей

«Как научить ребенка запоминать стихи?»

Многие родители считают, то заучивание и чтение стихов – это бесполезное умение, которое нужно только учителям, и в жизни никогда не пригодится. На самом деле это не так. Стихотворения в жизни малыша играют значимую роль. Малыши ведь пополняют словарный запас, тренируют память и развивают чувство ритма, которое не раз пригодится им в жизни. Но как же научить ребенка учить стихи?

Во-первых, нужно понять, что он к этому готов. Учить ребенка стихам можно и в раннем возрасте, но главное – ребенок должен уже хорошо говорить. Если малыш может из нескольких слов сложить предложение, значит, он будет в состоянии повторять за вами строки из стихотворений.

Для того, чтобы научить ребенка запоминать и читать стихи, вам помогут следующие методы заучивания:

  1. Стихотворение должно ребенку понравиться. А если у вас нет выбора - постарайтесь найти в стихотворении и донести до ребенка, чем лично оно нравится вам.
  2. Делите стихотворение на смысловые части. Даже если вы решили выучить с ребенком маленькое четверостишие, поделите его на две части. Пусть ребенок выучит сначала две строчки, а потом, еще две. Позже повторите с ним по две строчки стихотворения с интервалом в несколько часов. Затем попробуйте сложить их воедино.
  3. Постепенно увеличивайте объем стихотворений. Но не нужно торопить события – всему свое время.
  4. Читайте стихи с интонацией. Старайтесь с самого начала не только прививать малышу любовь к стихам, но и учить чувствовать их.
  5. Объясняйте значения слов в стихотворении.
  6. Попробуйте нарисовать стихотворение. Этот способ не только поможет в выучивании, но и будет способствовать развитию образного мышления у ребенка.
  7. Если что-то не складывается с рисованием, можно использовать ритм. Помочь в этом может обычный мяч, марширование или танцы. Главное, не забывать про основную цель и постоянно проговаривать стихотворение. Таким образом, незаметно произойдет превращение учебы в игру.

А чтобы ребенок запоминал стихи быстро, пойте с ребенком песенки. Слушая их ежедневно, ребенок будет запоминать слова песен и напевать их вместе с вами. Во время игр с малышом старайтесь говорить с ним стихами. Поиграйте в игру «рифмовки». Пусть ребенок скажет слово, а вы подберите другое, созвучное ему. И наоборот, пусть попробует это сделать сам малыш. Прогуливаясь на улице, вспоминайте небольшие стихи или их небольшие части, о природе. Показывайте ребенку, о чем вы рассказываете. Дети, которым интересно учить стихи, быстрее учатся запоминать их.

Очень важно научиться запоминать. Поэзия сможет обогатить духовный мир маленького человечка, разовьет у него чувство прекрасного, а сам процесс заучивания хорошо натренирует память.

Если ребенок не хочет учить стихотворение?

Бывает, что ребенок отказывается учить стихотворение. Как правило, причиной нежелания оказывается попытка оградить себя от информационной перегрузки. В этом случае помогают несколько маленьких хитростей.

  1. В первую очередь, если ваш ребёнок сопротивляется, надо успокоить ребенка. "Хорошо, – соглашаемся мы, – учить стихотворение мы не будем. Давай просто я буду рассказывать, а ты за мной повторяй". Обязательно рассказывайте только по одной строчке стихотворения, чтобы ребенок не чувствовал информационного стресса.
  2. Выясните, есть ли в стихотворении слова или фразы, которые непонятны ребенку. Определить это довольно просто: при повторении малыш будет либо путать непонятное слово, либо вообще откажется повторять строчку, где есть непонятная для него фраза. Объясните ребенку, что значит это слово или фраза, и приведите примеры, где и как еще можно употребить его.
  3. Можно воспользоваться особенностью памяти: легко запомнить то, что очень часто повторяется. Начинайте декламировать стихотворение в присутствии ребенка сами для себя. Читайте с выражением, передавая интонациями настроение стиха.
  4. Можно брать игрушки и устраивать представления: сажаете их в круг, одну игрушку берете на "сцену" – пусть она расскажет стихотворение для остальных. А потом каждая игрушка будет повторять одну-две строчки своим, отличным от остальных, голосом. В конце концов ребенок включится в игру.
  5. Для заучивания стихотворения можно использовать мячик: вы говорите строчку и бросаете мячик ребенку, он повторяет строчку и бросает мяч вам обратно. Когда ребенок познакомится со стихотворением поближе, можно бросать мяч на каждое слово.
  6. Не стоит учить с ребенком больше двух строчек в один день, потому что память должна приучаться к работе постепенно. Неделя – вполне нормальный срок для того, чтобы выучить к празднику нужное стихотворение.

Список литературы

  1. Антипина Е.А. «Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии». М.: ТЦ Сфера, 2003.
  2. Битютская Н.П. - автор-составитель. «Система педагогического проектирования: опыт работы, проекты». Издательство «Учитель». Волгоград, 2012.
  3. Джежелей О.В. «Колобок. Литературные игры и забавы». М.: «Просвещение», 1994.
  4. Доронова Т.Н. «Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: Метод. пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения.» - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2005.
  5. Малова В.В. «Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуре». - М. «ВАЛДОС», 2013.
  6. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. «Мини - музей в детском саду». - М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2008.
  7. Кудрявцева Н.Ю. «Готовимся к празднику. Методика изготовления костюмов, кукол, декораций для детского спектакля». - М.: Школьная Пресса, 2011.
  8. Маханева М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения». - М.: ТЦ «Сфера», 2001.
  9. Науменко Г.М. «Народное детское творчество: сборник фольклорных материалов». - М.: ЗАО Изд. Центрполиграф, 2001.
  10. Поляк Л.Я. «Театр сказок: сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок». - СПб.: «Детство-пресс», 2008.
  11. Смирнова О.Д. «Метод проектирования в детском саду. Образовательная область «Чтение художественной литературы». - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011.
  12. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой: конспекты занятий». - М.: ТЦ Сфера, 2001.