Окружающий мир. 1-й класс. Тема: "Вода. Свойства воды"

Разделы: Начальная школа

Класс: 1

Ключевые слова: окружающий мир, Вода. Состав. Физико-химические свойства, вода, свойства воды


Цель:

  • познакомить учащихся со свойствами воды, значением воды в жизни человека;
  • познакомить с легендами, пословицами, поговорками и загадками о воде, развивать связную речь, память;
  • воспитывать любовь к природе;
  • учить беречь природные ресурсы.

Планируемые результаты урока:

Личностные результаты:

  • знать, почему вода необходима для жизни на земле;
  • уметь определять свойства воды, проводить несложные исследования;
  • освоить основы экологической грамотности, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей;
  • проявлять интерес к изучению темы;
  • осознавать собственные достижения при освоении учебной темы.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия;
  • формирование положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика».

Познавательные УУД:

  • самостоятельно формулировать цель урока, уметь осознанно и произвольно строить высказывания;
  • расширить кругозор путем популяризации знаний о свойствах воды;
  • осуществлять синтез как составление целого и частей;
  • проводить анализ объектов с целью выделения признаков;
  • решение проблемы, построение логической цепи рассуждений;
  • высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.

Коммуникативные УУД:

  • уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
  • совместно договариваться о правилах работы в группе;
  • слушать и понимать речь других.

Предметные результаты:

  • научиться определять значимость воды;
  • определять с помощью наблюдений и опытов свойства воды;
  • знать значение и роль воды для живых организмов.

Оборудование: сигнальные карточки, рисунок тучки, капель; стакан с водой, железный шарик, сахар, соль, краски, стекло, барабан для игры «Поле чудес», карточки с загадками.

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель:

Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать.
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.

II. Сообщение темы и целей урока

Учитель:

Урок, друзья, сегодня необычный,
Хотя знакомый и привычный.
Живая вода из сказки пришла,
Крошечных капель с собой позвала.
О свойствах воды сегодня узнаем,
Сложные задания все вместе решаем!

(Под мелодию песни А.Евтодьевой «Голубые капельки» в класс заходит Королева Вода с капельками)

Королева Вода:

Вы слыхали о воде?
Говорят, что я везде!
Вы в пруду меня найдёте.
И в сыром лесном болоте.
В луже, в море, океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзаю,
В лес туманом заползаю.
На плите могу кипеть,
Паром в чайнике шипеть.
Без меня вам не умыться!
Смею вам я доложить:
Без меня вам не прожить!

Капелька 1. Я - капелька из океана.

Капелька 2. Я – из водопроводного крана.

Капелька 3. Я – капелька гор и ледников.

Капелька 4. Я – капелька рек, озёр, материков.

Капелька 5. Я – капелька дождя и снега.

Капелька 6. Я - капелька морского брега.

Капельки хором:

Все вместе уживаемся легко,
Возносимся мы в небо высоко.
С осадками на землю выпадаем,
Запас воды всегда мы сохраняем.

(капельки садятся за парты)

Учитель: - Откуда пришла к нам капелька?

Отгадайте загадку:

Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы были корабли -
Жить нельзя нам без….. (воды)

- Да, она оторвалась от воды.

III. Актуализация опорных знаний

Учитель - Ребята, вспомните, где мы встречаем воду в природе?

(в океанах, морях, озёрах, ставках, реках, родниках)

- Какой цвет имеет вода? (бесцветная, прозрачная))

- Какой вкус? Запах? (без вкуса и запаха)

(демонстрация стакана с водой)

Вывод: Вода прозрачная, не имеет вкуса и запаха.

IV. Работа над новым материалом

Королева Вода. - Сейчас мои капельки расскажут вам интересную информацию про воду и её свойства.

1). Опыты

Капелька 1. В воде есть воздух.

(В стакан с водой бросаю железный шарик, и пузырьки поднимаются вверх)

Капелька 2. При нагревании вода превращается в пар.

(Наливаю в стакан горячую воду и накрываю стакан. Пар оседает на крышке в виде капель)

Капелька 3. При замерзании вода превращается на снег, град, иней, лёд.

- В какое время года мы можем за этим наблюдать?

Капелька 4. Вода может растворять вещества, но не все.

(Демонстрирую, что краска, соль, сахар – растворимые, а железо, камень - нет)

V. Закрепление новых знаний

1. Работа в парах

Учитель. А сейчас мы с вами поиграем в игру «Собери каплю».

(У детей на партах лежат части капелек. Из них нужно собрать целую каплю и узнают, в каком состоянии изображена вода. Капли разных цветов:

  • 6 синих с изображением льда, сосульки, снега;
  • 9 зелёных с изображением речки, озера, стакана с водой;
  • 3 жёлтые с изображением водяного пара.

Объединившись в группы по цветам, дети находят общее между своими изображениями. За правильное выполнение пара получает каплю.)

- Встаньте дети, у которых синяя капля. Что общего между льдом, сосулькой и снегом? Когда образуется такое состояние воды? (Они твёрдые. Вода в таком состоянии бывает только зимой)

- Встаньте дети, у которых зелёная капля. Что общего между вашими изображениями? Может ли вода в таком состоянии растворять вещества?

(Вода жидкая, течёт, прозрачная. В таком состоянии вода может растворять вещества.)

- Встаньте дети с жёлтыми капельками. Что общего между вашими капельками? Как образуется такое состояние воды? (Вода в виде пара (капельки), образуется при нагревании)

- Дети, вы любите путешествовать? Наши капельки тоже путешественницы. Послушайте, как путешествовали капельки, пока к нам не попали. Но сначала определим места путешествия капель. Отгадайте загадки:

  • Крутится, вертится, берега держится. (Речка)
  • Голубой платок, красный колобок по платку катается, людям усмехается. (Небо и солнце)
  • Хмурая, мохнатая и водой богатая. Нам не нужно её бить, всё равно ей слезы лить… (Туча)
  • Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадёт. И никуда я не пойду, покуда он идёт. (Дождь)

(За каждый правильный ответ дети получают капельку)

- Давайте образуем из отгадок цепочку

Речка – небо и солнце – туча – дождь

(Учитель читает стихотворение)

Стихотворение «Путешествие капельки»

Вот капелька-малышка
На землю с туч упала.
Бедняжка растерялась,
Что делать ей не знала.
Но мимо пробегал вдруг
Веселый ручеек,
Расстроенную капельку
С собой он уволок.
Куда ее повел он,
То капелька не знала,
Но вскоре миллионы
Таких же увидала,
Похожих друг на друга.
Тут перед ней гигант.
И догадалась капелька,
Что это океан.
Жить в океане тесно
И капелька устала.
Однажды в день чудесный
Так солнце припекало,
Что капелька вдруг стала
Тихонько уменьшаться.
А как уменьшилась она,
Ввысь стала подниматься.
Наверх попала капелька,
А вы узнали вот:
В природе происходит как
Воды круговорот.

- Не любит капелька сидеть на одном месте, всё время путешествует. И так будет всегда.

2. Физминутка (под мелодию песни А.Евтодьевой «Голубые капельки»)

(Дети выполняют движения за капелькой (по телевизору))

3. Работа над пословицами и поговорками

Учитель. - Ребята, послушайте народные пословицы и поговорки о воде. Кто объяснит их смысл, получит капельку.

Запись на доске:

  • Чистая вода для болезни беда. (Нужно чаше мыться и соблюдать правила личной гигиены, чтобы реже болеть)
  • Где вода – там и жизнь. (Вода нужна людям, растениям, животным. Без воды они бы не могли жить)

Вывод: вода – образ чистоты, основа жизни.

5. Игра «Поле чудес»

Учитель и Королева Вода

(В секторы на барабане кладутся карточки с заданием. Кто отгадает – получает капельку)

Без неё ни суп, ни каша не получится уж точно.
Если жажда одолела, нужно выпить её срочно. (Воду)

Нахмурится, насупится,
В слезы ударится – (Туча)

Ничего не останется.
Если плачу – не беда,
Вместо слёз течёт вода.
Я такой плакучий
Из-за серой тучи. (Дождь)

Звездочка, кружась, сверкает,
А в ладошке быстро тает.
Стала капелькой в руке,
Как слезинка на щеке…(Снежинки)

Ранним утром во дворе
Лёд улёгся на траве.
И весь луг стал светло – синий
Серебром сверкает… (иней)

Ничего хорошего –
Белые горошины!
Я ему совсем не рад,
Если с неба сыплет…(Град)

Он без рук, он без ног
Из земли пробиться смог,
Нас он летом, в самый зной,
Ледяной поит водой. (Родник)

5. Экологическое воспитание

Учитель. - Без воды погибнут люди, животные, растения. Но не все понимают её ценность: загрязняют реки, озёра, засыпают мусором. Послушайте, чего больше всего хочет речка:

Королева Вода.

Берегите, люди, воду!

Берегите, люди воду!
Ведь вода, так всем нужна
Вдруг погибнет вся природа?
Жизнь несет с собой вода!
Мусор в речку не бросайте!
Рыбки в речке там живут!
Нефть - заводы, не сливайте!
Чайки песен не споют.

Зря не лейте с крана воду!
Думайте, о всем живом
Без питья воды немного
Мы на свете проживем

А, как выйду рано утром
На траве роса лежит
Это - детка океана
А за ней ручей бежит!
Марина Энтелис

- Чего же хочет речка? (Чтобы её берегли, не загрязняли.)
Вывод: Запомните, вода – родник жизни, символ живого. Она придаёт Земле тот неповторимый вид, который отличает её от других планет Солнечной системы. Вода – среда обитания огромного числа живых организмов.

VI. Итог урока

Учитель. - Наши гости скоро покинут наш класс, отправятся в своё путешествие. Давайте покажем им, что мы запомнили на уроке.

1. Игра «Да – нет»

  • Можно ли бросать мусор в речку?
  • Нужно ли расчищать родники?
  • Нужно ли расчищать от стекла, мусора ставки?
  • Можно ли купаться в грязной воде?
  • Может ли вода замерзать?
  • Вода испаряется?
  • Вода постоянно двигается?
  • Без воды можно прожить?

Королева Вода. - Молодцы, ребята! Вы сегодня были учёными, исследователями.

- Что интересного вы узнали о воде?

- Какие свойства воды вы узнали?

- В каком состоянии встречается вода в природе?

Мне очень понравилось у вас в гостях. Каждый из вас получит награду. (награждение). До свидания и берегите каждую каплю воды.

VII. Рефлексия

Учитель. У вас на партах лежат листочки, нарисуйте на них капельку с улыбкой или недовольную, в зависимости от того какое настроение подарил вам урок.

Спасибо за работу. Урок окончен.