Целевая аудитория: педагогический коллектив.
Цель: гармонизация внутреннего состояния, восстановление психоэмоционального состояния педагогов посредством арт-терапии.
Задачи:
- самопознание и самоисследование в безопасной среде;
- нормализация эмоционального фона, высвобождение негативных эмоций;
- расширение диапазона личностного творческого потенциала;
- профилактика эмоционального выгорания;
- знакомство с новым способом борьбы с эмоциональными перегрузками и снижением эмоционального фона.
Материальные ресурсы: акриловые краски разнообразных цветов, кисти разных размеров, заготовки мандал, стаканчики с водой, салфетки.
Ход занятия
Профессия педагог - одна из самых почетных профессий в мире. Именно педагог своими руками и сердцем формирует будущее поколение. Сколько знаний, умений, сил и здоровья физического и психического требуется в этом благородном, но очень непростом деле. Поэтому наша сегодняшняя встреча посвящена сохранению внутренней гармонии учителя.
Сегодня вы познакомитесь с одним из простых и приятных направлений арт-терапии (исцеление искусством), который позволит вам улучшить эмоциональное состояние и снять напряжение – это мандала-терапия.
Теоретическая часть
Мандала в переводе с санскрипта означает круг. Этот круг может быть абсолютно по- разному заполнен: он может быть нарисован карандашами, красками, мелками или «насыпан» песком, крупой или специями, выложен из мозаики или сплетен из нитей.
Самое главное, чтобы сохранилась форма круга. Считается, что круг, является самым безопасным пространством для психики. Созданная мандала, отражает состояние ее автора. Это «контейнер», в который можно вылить все самые тяжелые эмоции, состояния, переживания, проблемы».
Рисунок в круге, по восточным верованиям, обладает целительными свойствами. Люди давно научились успокаивать свой ум и душу с помощью изображений в круге.
Релаксация
Сядьте поудобнее и закройте глаза. Дышите через нос. Вдох…выдох. Вдох…выдох. Почувствуйте, легкий холодок от проникающего воздуха…На несколько секунд задержите дыхание… Сделайте спокойный выдох и постарайтесь почувствовать, что выходящий воздух уже теплый. Вдох… Выдох…
Сосредоточьтесь на своих чувствах… Где они находятся в вашем теле…на что похожи…какого они цвета…
Вдох…Выдох… прохладный воздух вновь наполняет ваше тело, вам легко и приятно…
Когда я досчитаю до 5, вы откроете глаза и спокойно вернетесь из глубины себя в наш кабинет.
Перед вами на доске находятся разные заготовки мандал, выберите ту, которая вам больше всего откликается, и без слов приступайте к раскрашиванию. На то у нас есть 10-12 минут.
Раскрашивание мандалы.
Саморефлексия.
- Нравится ли вам то, что получилось?
- Как бы вы назвали свой рисунок?
- Какие чувства вы испытывали при рисовании?
- Давайте «погуляем» по вашей мандале.
- Какие цвета являются доминирующими, а какие вспомогательными?
Напротив, каждого цвета напишите возникающие с ним ассоциации, образы, воспоминания, чувства.
Если бы рисунок мог говорить, чтобы он сказал вам?
Что бы вы ответили?
Работа с цветовыми таблицами
Теперь давайте рассмотрим характеристики цветов, которую дают психологи. Согласны ли вы с этим? Есть ли совпадения.
Так как сегодня мы знакомимся с новым способом борьбы с эмоциональными перегрузками, то вы сегодня имеете прекрасную возможность лучше понять свое актуальное состояние и в дальнейшем оказать себе помощь, если это необходимо.
Релаксационное упражнение «Полёт к звезде»
Когда рождается человек, то на небе загорается его звезда, чтобы светить ему весь его век. Она горит так ярко, что её спасательной энергии хватает на долгие-долгие годы, она оберегает нас, спасает, даёт надежду и силы.
И сейчас я предлагаю совершить вам путешествие, но это будет необычное путешествие, мы совершим полёт к звезде, к своей звезде.
Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и выдох…
Вы чувствуете, как ваши ноги постепенно отрываются от земли, а тело становится невесомым, очень лёгким… и вы начинаете медленно-медленно подниматься вверх, к небу. Посмотрите вниз: всё, что раньше вас окружало (дома…, улицы…, деревья…, парки…, машины…) всё становится маленьким, едва заметным.
А если вы поднимите голову вверх, то увидите всё то, что раньше казалось недосягаемым, далёким. Вот - приближающееся небо. Вы летите сквозь пушистые облака, потрогайте их руками, пусть их прохлада останется на ваших ладонях. Вы стремительно летите мимо холодных комет, а сейчас пролетаете мимо солнца. Почувствуйте его приятное тепло, пусть оно согреет вас. Вы путешествуете по огромному небесному миру, встречаете различные звёзды… А где же Ваша звезда?.. Вот…она… Посмотрите, какая она? Большая или маленькая? Холодная как лёд или горячая, как пламя костра? Какого она цвета? Может быть голубая, жёлтая, красная?.. Кокой она формы? Круглая или остроконечная?
Дотроньтесь до своей звезды и попросите у неё всё то, в чём вы нуждаетесь, что вам так необходимо: попросите добра, счастья, спокойствия, здоровья, умиротворения, хорошего настроения…
А теперь обязательно улыбнитесь ей и поблагодарите свою звезду за всё: за то, что она просто существует, она ваша, светит только для вас, что она сопровождает вас всю жизнь, что она даёт вам силы и энергию…
А теперь нам необходимо возвращаться домой. Попрощайтесь со своей звездой и пообещайте, что теперь, в минуты грусти, отчаяния, тревоги вы будете помнить, что у вас есть ОНА…, вы будете помнить, что это - источник сил, энергии, света, добра…
Почувствуйте, как постепенно тяжелеют ваши ноги, а тело становится грузным… вы начинаете свой путь обратно, домой. Вы летите сквозь пушистые облака, потрогайте их руками, пусть их прохлада останется на ваших ладонях. Вы стремительно летите мимо холодных комет, а сейчас пролетаете мимо Солнца.
Если вы поднимите голову вверх, то увидите всё то, что раньше казалось огромным, могущественным (звёзды, кометы, планеты, облака), постепенно становится всё меньше и меньше… Вот – приближающаяся Земля. Реки, озёра, луга, парки, дома, люди… всё - становится более крупным, более заметным…
Сохраните в памяти эти чувства, которые вы испытали сегодня… И пусть ваша звезда далеко, но каждый раз, как только вы устали, или у вас грустное настроение, или вам просто нужны свежие силы…просто навестите ее, совершите это необычное путешествие…
Когда я досчитаю до 5, вы сможете открыть глаза и снова оказаться в этой комнате…
Сейчас вам необходимо посмотреть еще раз на свою мандалу и попробовать в ней что-то изменить, чтобы она нравилась вам еще больше, вы можете ее дорисовать или изменить цвет, если это возможно.
Также вы можете выбрать точно такую же заготовку и раскрасить ее по-другому. Или полностью сделать новую. Все в ваших руках. На это у нас есть 15 минут.
Раскрашивание мандалы.
Саморефлексия.
- Сейчас нравится ли вам то, что вы изобразили?
- Если вдруг не нравится, то вам нужно вернуться к вашему «кругу» и изменить его так, чтобы он нравился.
- Как бы вы назвали этот рисунок?
- Изменилось ли ваше состояние в процессе рисования этого рисунка?
- Как вы думаете с чем это может быть связано?
- Изменилась ли цветовая гамма?
- Отражает ли он ваши ресурсы?
- Что сейчас, по-вашему мнению, говорит вам рисунок?
- Что бы вы ему ответили?
Подведение итогов
Сегодня мы познакомились с новым способом воздействия на свое эмоциональное состояние. На своем опыте вы убедились, что работа с разными цветами и формами может дать вам то самочувствие и настроение, которое вы хотите.
Используемая литература