Урок изобразительного искусства ФГОС
Программа: «Изобразительное искусство и художественный труд» автора Б.М.Неменского. 6-й класс
Тема урока «Пейзаж настроения»
Цель:
- создание условий для личностной самореализации каждого обучающегося в процессе овладения живописной техникой рисунка;
- способствование развитию информационных, коммуникативных, образовательных, регулятивных компетенций у участников образовательного процесса.
Иметь понятие о колорите и некоторых его видах на примере работ Клода Моне, И.Левитана. Уметь выполнять простейшие рисунки в определённом колорите. Овладеть приёмами работы в живописной технике.
Уметь эмоционально воспринимать произведения живописи, уметь выражать своё отношение к ним на примере работ импрессионистов - К.Моне, В.Гога, русских пейзажистов национального жанра - И.Левитана, И.Грабаря, К.Юона.
Задачи:
А главная задача - научить детей работать над общей темой в группах.
Образовательные:
- Расширить познавательную сферу обучающихся о различных видах изобразительного искусства, гармонии цветовых отношений и живописных материалах.
- Формировать информационные компетенции через работу с учебником.
Развивающие:
- Развивать эмоциональную сферу обучающихся через систему воздействия различных видов искусства; рефлексивные умения через проведение анализа результатов урока; речь как показателя общего развития учащегося через представление собственных достижений на уроке;
- Формировать регулятивные компетенции через умение понимать и принимать учебную задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия.
Воспитывающие:
- развивать коммуникативные умения учащихся через организацию коллективной и индивидуальной деятельности на уроке.
Универсальные учебные действия:
Личностные УУД:
- умение использовать образный язык изобразительного искусства в живописном рисунке: цвет, ритм, композицию для достижения своих творческих замыслов,
- способность моделировать новые образы путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного языка),
- совершенствовать умение эстетически воспринимать окружающую природу.
Познавательные УУД:
- самостоятельный поиск и решение художественно-творческой задачи передачи настроения в пейзаже живописными средствами;
- самостоятельное создание алгоритма деятельности;
- выбор оснований и критериев для сравнения произведений живописи зарубежных и русских художников.
- самостоятельное создание способов решения проблемы творческого характера.
Коммуникативные УУД:
- уметь пользоваться языком изобразительного искусства,
- уметь выказывать свое мнение,
- выслушивать мнение свих товарищей
Регулятивные УУД:
- уметь работать по предложенной учителем последовательности выполнения рисунка,
- обдумывание замысла, выполнение работы в материале,
- оценивание результата своего труда.
Материально-техническое обеспечение урока:
- учебник Л.А.Неменская. Изобразительное искусство («Искусство в жизни человека»), 6-й класс. - М.:Просвещение, 2018;
- презентация,
- репродукции пейзажей с изображением природы в разных состояниях;
- таблицы по цветоведению;
- схемы построений и этапы выполнения рисунка;
- №3 Антонио Вивальди (серия «Времена года») в исполнении Михаила Ваймана, скрипка, камерный оркестр Ленинградской филармонии; художественный руководитель Лев Шиндер: Allegro и Adagio molto;
- мольберты.
Вид занятия: рисунок по заданной теме – тематическое рисование.
Тип урока: комбинированный.
Организация учебного пространства: пространство класса поделено на зоны для теоритической (парты) и практической (мольберты) работы.
План урока
- Организационный момент.
- Повторение изученного материала. Сравнительный анализ по картинам К.Мане и И.Левитана. Знакомство с новым направлением пейзажного жанра- ИМПРЕССИОНИЗМ.
- Показ последовательности рисования лесного пейзажа при помощи гуаши.
- Самостоятельная работа учащихся. Изображение пейзажа «Яркое солнце в лесу» посредством живописных материалов.
- На протяжении самостоятельной работы учащихся звучит музыка Антонио Вивальди «Времена года».
- Подведение итогов урока. Выставка, коллективное обсуждение детских работ.
Этапы урока
1. Организационный этап
Учитель:
Здравствуй, день!
Здравствуй, дети!
Здравствуйте и улыбнитесь,
Я прошу вас веселей!
Ведь на волю просится
Фантазия скорей!
Пусть и в нашем классе сегодня вспыхнет фейерверк фантазии и творчества.
Послушайте загадку….
Но будьте внимательны отгадав загадку вы сможете приблизиться к теме нашего урока.
Если видишь, на картине
нарисована река,
или ель и белый иней,
или сад и облака,
или снежная равнина,
или поле и шалаш,
обязательно картина называется… (пейзаж)
Вы можете предположить о чем пойдёт речь на нашем уроке………..(Ответы детей)
А точнее тему вы сможете определить после того, как выполните предложенные мною задания.
Давайте попробуем вспомнить формулировку определения что мы называем пейзажем?
Молодцы!!! Конечно же.
Пейзаж – это картина, на которой изображены лес, поле, река, море или город, деревня, железная дорога и т.д.
А познакомиться с точной формулировкой определения пейзаж, было домашнее задание, нам поможет точнее раскрыть понятие (ученик)
Пейза́ж (в переводе с французского — страна, местность) — жанр изобразительного искусства в котором основным предметом изображения является природа. В пейзажном произведении особое значение придаётся построению перспективы и композиции.
Неисчерпаемое многообразие природы породило в изобразительном искусстве различные виды пейзажного жанра.
Какие виды знаете вы? (Вид-это способ изображения, средствами выразительности)
(дети)
- сельский,
- городской,
- парковый,
- морской,
- архитектурный,
- индустриальный пейзаж.
Разнообразие пейзажа по характеру.
(Слайд №) Изображая природу, художник отражает представления людей своей эпохи о прекрасном в окружающей их действительности.
Каждый пейзаж художник трактует по-своему, вкладывая в него определенный смысл.
Существует пять видов характера пейзажа:
- героический,
- исторический,
- эпический,
- романтический пейзаж,
- пейзаж настроения.
(СЛАЙД-№) Прежде чем назвать тему нашего урока сравним две работы художников – французского художник-импрессиониста К.Моне и русского художника И.Левитана еще одного направления национального пейзажа.
Что выразили художники в своих работах? Рассмотрите картины где изображён пейзаж.
- Как вы думаете почему пейзажи написаны в разных цветовых гаммах?
- Что хотел художник показать цветом?
- Почему один художник использовал глухие цвета, а другой звонкие?
Сформулируем тему урока конкретнее. Какие предложения?
(Учитель) - Правильно (свое понимание ее красоты, свое личное отношение и видение окружающей действительности, настроение.)
ТЕМА нашего урока "ПЕЙЗАЖ НАСТРОЕНИЯ!"
Цель урока:
- Получить представление о развитии понимания красоты природы и новых средствах выразительности в живописи 19 в., познакомиться с пейзажем настроения, состоянием в пейзаже, колоритом, освещением, новым направлением пейзажного жанра-импрессионизмом.
- Приобрести творческий опыт для создания живописного образа природы посредством цветового решения.
Особенно много открытий в жанре пейзажа принес 19 век. Пейзаж обретает равные права с портретом, исторической картиной.
Жанр пейзажа стал необычайно многолик.
Развивалось сразу несколько направлений пейзажного жанра.
РОМАНТИЧЕСКИЙ пейзаж - (мы вспомним с прошлого урока) давал свободу воображению художника, следовал тонким движениям его души. (О.Айвазовский «Девятый вал»).
Вместе с тем общее движение искусства к реализму вело пейзажистов к внимательному наблюдению ландшафтов родной страны, иному восприятию мира.
Во второй половине 19 в. во Франции родилось новое направление в искусстве живописи – ИМПРЕССИОНИЗМ (от фр., означающего «впечатление»).
Живое впечатление было для импрессионистов самым дорогим завоеванием в живописи.
Художники-импрессионисты писали свои картины на открытом воздухе - пленэре, передавая ощущение сверкающего солнечного света, при этом объемные формы как бы растворялись в вибрации света и воздуха. (техника мазка - круговое движение кистью, водная рябь, кирпичик)
Сейчас мы разделимся на группы, работаем в парах.
(СЛАЙД № )Кто назовет быстрее направление пейзажного жанра?(глядя на работу художника).
«Какое настроение выражено в просмотренных пейзажах? Какими средствами художник его выражает?»
(учащиеся) в первую очередь назовут - цвет как главное средство выражения.
Цвет и свет становятся главными героями пейзажа. В картинах Моне мы видим не только впечатление от увиденного, это скорее восторг от цветового богатства мира природы. Импрессионисты открыли такую сторону мира, которую до них почти не замечали художники.
У природы, как и у любого человека, настроение может быть разным. Пейзаж может быть тревожным, грустным, спокойным, радостным.
Такой пейзаж называется пейзажем настроения.
С помощью чего мы можем передать настроение природы?
Дети (цвета)
Вспомните о холодных и тёплых цветах, о тихих(глухих) и звонких. Они помогут вам создать пейзажи с разными состояниями.
И не бойся смешивать краски прямо на поверхности листа. Пусть будут видны смелые мазки кистью.
Большинство картин знаменитых художников находятся в Третьяковской галереи.
И вы наверно обратили внимание что в нашем классе мы тоже создали свою галерею персональную выставку картин разных классов. Только вот беда, ребята, чего не хватает в нашей галереи.
Конечно рисунков.
Чем мы сегодня будем заниматься на нашем уроке.
Мы будем писать картины.
В практической работе будет использован уже знакомый вам вида техники, наложение одного мазка на другой.
Техника вам знакома, технологическая карта с описанием работы над техникой лежат у вас на столе.
Но прежде чем начать работу передайте своё настроение в движении.
ФИЗМИНУТКА
- Сейчас мы с вами не только проведём разминку, но и постараемся представить, что мы осенние деревья. Под музыку А.Вивальди покажите с помощью рук и тела, как "живут" деревья:
- Как у дерева растут ветви?
- Как на них шелестят листочки, когда их трогает ветер?
- Вот ветер стал сильным, клонит все ветки в одну сторону.
- Разыгралась буря. Порывистый ветер налетает на деревья то с одной, то с другой стороны.
- Буря затихла. Снова подул лёгкий и тёплый ветерок, и листья закружились в воздухе.
Молодцы! Я надеюсь, что то, что вы сейчас почувствовали, поможет вам в выполнении ваших практических заданий.
Порядок работы над пейзажем
- Выберите настроение, состояние в природе.
- Выберите расположение листа.
- Если есть необходимость можно выполнить набросок карандашом.
- Задание надо начинать с изображения неба и земли, создавая красками только общую цветовую гамму (среду) – общее колористическое настроение.
Не забывайте использовать закон перспективы:
- Все ближние предметы воспринимаются подробно, а удаленные – обобщенно.
- Все ближние предметы воспринимаются четко, а удаленные – неопределенно.
- На большом расстоянии светлые предметы кажутся темнее, а темные – светлее ближних.
- Все ближние предметы видятся нам объемными, а все дальние – плоскими.
- Помните, что надо выразить состояние природы, передать настроение, а не перечислять предметы и деревья.
Приступаем к работе изображаем пейзаж-настроение
Практическая работа
Мастер-класс – «Яркое солнце в лесу»
Пока работы подсыхают оцените практическую деятельность.
После урока я посмотрю написанные вами картины, оценочные листы и выражу своё впечатление на следующем уроке.
Выразите своё настроение цветом, перед вами таблица обозначение цветов, выберите цвет соответствующий вашему настроению, наберите краску на кисть и проведите линию.
|
счастье |
Мне очень приятно, что после урока вы испытываете радость, счастье, уверенность.
Оформляем выставку картин.
– Какие картины вы сегодня создали?
– За что похвалите себя и своих одноклассников?
– Кому и какой совет дадите?
– Я очень рада, что у всех у вас получились рисунки. Молодцы. Ваши лучшие работы пленяют зрителя своим лиризмом. В каком-то пейзаже чувствуешь себя уютно, другие рождают созерцательное настроение. Но главное, что ни одна из ваших работ не оставляет зрителя равнодушным.
Домашнее задание: Найти картины в интернет сетях и составить презентации на тему Пейзаж-настроение (подпишите слайды, какое настроение по вашему показал художник в данной картине.)
Заключительное слово
Природа – это книга мудрости.
Прочитать эту книгу, овладеть драгоценным богатством, заложенным в ней, помогает пейзаж.
Он изображает природу в отдельных ее проявлениях и поэтому может постепенно открывать ее сокровенный смысл.
Природа учит и воспитывает нас непосредственно, ежедневно и глубоко.
Лист самооценки
| Фамилия Имя | |||||||
Работа в группах, определение вида пейзажа |
Определение жанра «Пейзаж» цифровой код |
Выбор цветовой гаммы |
Правильно выполнена композиция |
Владение техникой |
Аккурат - |
Кол-во балов |
Оценка |
1 2 |
1 2 3 4 |
1 2 |
1 2 |
1 2 |
1 2 |
||
14-12 балов-5; |
|||||||
