План-конспект открытого урока по изобразительному искусству по теме «Пейзаж настроения». 6-й класс

Разделы: МХК и ИЗО, Мастер-класс

Класс: 6

Ключевые слова: пейзаж


Урок изобразительного искусства ФГОС

Программа: «Изобразительное искусство и художественный труд» автора Б.М.Неменского. 6-й класс

Тема урока «Пейзаж настроения»

Цель:

  • создание условий для личностной самореализации каждого обучающегося в процессе овладения живописной техникой рисунка;
  • способствование развитию информационных, коммуникативных, образовательных, регулятивных компетенций у участников образовательного процесса.

Иметь понятие о колорите и некоторых его видах на примере работ Клода Моне, И.Левитана. Уметь выполнять простейшие рисунки в определённом колорите. Овладеть приёмами работы в живописной технике.

Уметь эмоционально воспринимать произведения живописи, уметь выражать своё отношение к ним на примере работ импрессионистов - К.Моне, В.Гога, русских пейзажистов национального жанра - И.Левитана, И.Грабаря, К.Юона.

Задачи:

А главная задача - научить детей работать над общей темой в группах.

Образовательные:

  • Расширить познавательную сферу обучающихся о различных видах изобразительного искусства, гармонии цветовых отношений и живописных материалах.
  • Формировать информационные компетенции через работу с учебником.

Развивающие:

  • Развивать эмоциональную сферу обучающихся через систему воздействия различных видов искусства; рефлексивные умения через проведение анализа результатов урока; речь как показателя общего развития учащегося через представление собственных достижений на уроке;
  • Формировать регулятивные компетенции через умение понимать и принимать учебную задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия.

Воспитывающие:

  • развивать коммуникативные умения учащихся через организацию коллективной и индивидуальной деятельности на уроке.

Универсальные учебные действия:

Личностные УУД:

  • умение использовать образный язык изобразительного искусства в живописном рисунке: цвет, ритм, композицию для достижения своих творческих замыслов,
  • способность моделировать новые образы путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного языка),
  • совершенствовать умение эстетически воспринимать окружающую природу.

Познавательные УУД:

  • самостоятельный поиск и решение художественно-творческой задачи передачи настроения в пейзаже живописными средствами;
  • самостоятельное создание алгоритма деятельности;
  • выбор оснований и критериев для сравнения произведений живописи зарубежных и русских художников.
  • самостоятельное создание способов решения проблемы творческого характера.

Коммуникативные УУД:

  • уметь пользоваться языком изобразительного искусства,
  • уметь выказывать свое мнение,
  • выслушивать мнение свих товарищей

Регулятивные УУД:

  • уметь работать по предложенной учителем последовательности выполнения рисунка,
  • обдумывание замысла, выполнение работы в материале,
  • оценивание результата своего труда.

Материально-техническое обеспечение урока:

  • учебник Л.А.Неменская. Изобразительное искусство («Искусство в жизни человека»), 6-й класс. - М.:Просвещение, 2018;
  • презентация,
  • репродукции пейзажей с изображением природы в разных состояниях;
  • таблицы по цветоведению;
  • схемы построений и этапы выполнения рисунка;
  • №3 Антонио Вивальди (серия «Времена года») в исполнении Михаила Ваймана, скрипка, камерный оркестр Ленинградской филармонии; художественный руководитель Лев Шиндер: Allegro и Adagio molto;
  • мольберты.

Вид занятия: рисунок по заданной теме – тематическое рисование.

Тип урока: комбинированный.

Организация учебного пространства: пространство класса поделено на зоны для теоритической (парты) и практической (мольберты) работы.

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Повторение изученного материала. Сравнительный анализ по картинам К.Мане и И.Левитана. Знакомство с новым направлением пейзажного жанра- ИМПРЕССИОНИЗМ.
  3. Показ последовательности рисования лесного пейзажа при помощи гуаши.
  4. Самостоятельная работа учащихся. Изображение пейзажа «Яркое солнце в лесу» посредством живописных материалов.
  5. На протяжении самостоятельной работы учащихся звучит музыка Антонио Вивальди «Времена года».
  6. Подведение итогов урока. Выставка, коллективное обсуждение детских работ.

Этапы урока

1. Организационный этап

Учитель:

Здравствуй, день!
Здравствуй, дети!
Здравствуйте и улыбнитесь,
Я прошу вас веселей!
Ведь на волю просится
Фантазия скорей!

Пусть и в нашем классе сегодня вспыхнет фейерверк фантазии и творчества.

Послушайте загадку….

Но будьте внимательны отгадав загадку вы сможете приблизиться к теме нашего урока.

Если видишь, на картине
нарисована река,
или ель и белый иней,
или сад и облака,
или снежная равнина,
или поле и шалаш,
обязательно картина называется… (пейзаж)

Вы можете предположить о чем пойдёт речь на нашем уроке………..(Ответы детей)

А точнее тему вы сможете определить после того, как выполните предложенные мною задания.

Давайте попробуем вспомнить формулировку определения что мы называем пейзажем?

Молодцы!!! Конечно же.

Пейзаж – это картина, на которой изображены лес, поле, река, море или город, деревня, железная дорога и т.д.

А познакомиться с точной формулировкой определения пейзаж, было домашнее задание, нам поможет точнее раскрыть понятие (ученик)

Пейза́ж (в переводе с французского — страна, местность) — жанр изобразительного искусства в котором основным предметом изображения является природа. В пейзажном произведении особое значение придаётся построению перспективы и композиции.

Неисчерпаемое многообразие природы породило в изобразительном искусстве различные виды пейзажного жанра.

Какие виды знаете вы? (Вид-это способ изображения, средствами выразительности)

(дети)

  • сельский,
  • городской,
  • парковый,
  • морской,
  • архитектурный,
  • индустриальный пейзаж.

Разнообразие пейзажа по характеру.

(Слайд №) Изображая природу, художник отражает представления людей своей эпохи о прекрасном в окружающей их действительности.

Каждый пейзаж художник трактует по-своему, вкладывая в него определенный смысл.

Существует пять видов характера пейзажа:

  • героический,
  • исторический,
  • эпический,
  • романтический пейзаж,
  • пейзаж настроения.

(СЛАЙД-№) Прежде чем назвать тему нашего урока сравним две работы художников – французского художник-импрессиониста К.Моне и русского художника И.Левитана еще одного направления национального пейзажа.

Что выразили художники в своих работах? Рассмотрите картины где изображён пейзаж.

  • Как вы думаете почему пейзажи написаны в разных цветовых гаммах?
  • Что хотел художник показать цветом?
  • Почему один художник использовал глухие цвета, а другой звонкие?

Сформулируем тему урока конкретнее. Какие предложения?

(Учитель) - Правильно (свое понимание ее красоты, свое личное отношение и видение окружающей действительности, настроение.)

ТЕМА нашего урока "ПЕЙЗАЖ НАСТРОЕНИЯ!"

Цель урока:

  • Получить представление о развитии понимания красоты природы и новых средствах выразительности в живописи 19 в., познакомиться с пейзажем настроения, состоянием в пейзаже, колоритом, освещением, новым направлением пейзажного жанра-импрессионизмом.
  • Приобрести творческий опыт для создания живописного образа природы посредством цветового решения.

Особенно много открытий в жанре пейзажа принес 19 век. Пейзаж обретает равные права с портретом, исторической картиной.

Жанр пейзажа стал необычайно многолик.

Развивалось сразу несколько направлений пейзажного жанра.

РОМАНТИЧЕСКИЙ пейзаж - (мы вспомним с прошлого урока) давал свободу воображению художника, следовал тонким движениям его души. (О.Айвазовский «Девятый вал»).

Вместе с тем общее движение искусства к реализму вело пейзажистов к внимательному наблюдению ландшафтов родной страны, иному восприятию мира.

Во второй половине 19 в. во Франции родилось новое направление в искусстве живописи – ИМПРЕССИОНИЗМ (от фр., означающего «впечатление»).

Живое впечатление было для импрессионистов самым дорогим завоеванием в живописи.

Художники-импрессионисты писали свои картины на открытом воздухе - пленэре, передавая ощущение сверкающего солнечного света, при этом объемные формы как бы растворялись в вибрации света и воздуха. (техника мазка - круговое движение кистью, водная рябь, кирпичик)

Сейчас мы разделимся на группы, работаем в парах.

(СЛАЙД № )Кто назовет быстрее направление пейзажного жанра?(глядя на работу художника).

«Какое настроение выражено в просмотренных пейзажах? Какими средствами художник его выражает?»

(учащиеся) в первую очередь назовут - цвет как главное средство выражения.

Цвет и свет становятся главными героями пейзажа. В картинах Моне мы видим не только впечатление от увиденного, это скорее восторг от цветового богатства мира природы. Импрессионисты открыли такую сторону мира, которую до них почти не замечали художники.

У природы, как и у любого человека, настроение может быть разным. Пейзаж может быть тревожным, грустным, спокойным, радостным.

Такой пейзаж называется пейзажем настроения.

С помощью чего мы можем передать настроение природы?

Дети (цвета)

Вспомните о холодных и тёплых цветах, о тихих(глухих) и звонких. Они помогут вам создать пейзажи с разными состояниями.

И не бойся смешивать краски прямо на поверхности листа. Пусть будут видны смелые мазки кистью.

Большинство картин знаменитых художников находятся в Третьяковской галереи.

И вы наверно обратили внимание что в нашем классе мы тоже создали свою галерею персональную выставку картин разных классов. Только вот беда, ребята, чего не хватает в нашей галереи.

Конечно рисунков.

Чем мы сегодня будем заниматься на нашем уроке.

Мы будем писать картины.

В практической работе будет использован уже знакомый вам вида техники, наложение одного мазка на другой.

Техника вам знакома, технологическая карта с описанием работы над техникой лежат у вас на столе.

Но прежде чем начать работу передайте своё настроение в движении.

ФИЗМИНУТКА

- Сейчас мы с вами не только проведём разминку, но и постараемся представить, что мы осенние деревья. Под музыку А.Вивальди покажите с помощью рук и тела, как "живут" деревья:

- Как у дерева растут ветви?

- Как на них шелестят листочки, когда их трогает ветер?

- Вот ветер стал сильным, клонит все ветки в одну сторону.

- Разыгралась буря. Порывистый ветер налетает на деревья то с одной, то с другой стороны.

- Буря затихла. Снова подул лёгкий и тёплый ветерок, и листья закружились в воздухе.

Молодцы! Я надеюсь, что то, что вы сейчас почувствовали, поможет вам в выполнении ваших практических заданий.

Порядок работы над пейзажем

  1. Выберите настроение, состояние в природе.
  2. Выберите расположение листа.
  3. Если есть необходимость можно выполнить набросок карандашом.
  4. Задание надо начинать с изображения неба и земли, создавая красками только общую цветовую гамму (среду) – общее колористическое настроение.

Не забывайте использовать закон перспективы:

  • Все ближние предметы воспринимаются подробно, а удаленные – обобщенно.
  • Все ближние предметы воспринимаются четко, а удаленные – неопределенно.
  • На большом расстоянии светлые предметы кажутся темнее, а темные – светлее ближних.
  • Все ближние предметы видятся нам объемными, а все дальние – плоскими.
  • Помните, что надо выразить состояние природы, передать настроение, а не перечислять предметы и деревья.

Приступаем к работе изображаем пейзаж-настроение

Практическая работа

Мастер-класс – «Яркое солнце в лесу»

Пока работы подсыхают оцените практическую деятельность.

После урока я посмотрю написанные вами картины, оценочные листы и выражу своё впечатление на следующем уроке.

Выразите своё настроение цветом, перед вами таблица обозначение цветов, выберите цвет соответствующий вашему настроению, наберите краску на кисть и проведите линию.

счастье
радость
спокойствие и уверенность
грусть, тоска
печаль
гнев, злость, горе

Мне очень приятно, что после урока вы испытываете радость, счастье, уверенность.

Оформляем выставку картин.

– Какие картины вы сегодня создали?

– За что похвалите себя и своих одноклассников?

– Кому и какой совет дадите?

– Я очень рада, что у всех у вас получились рисунки. Молодцы. Ваши лучшие работы пленяют зрителя своим лиризмом. В каком-то пейзаже чувствуешь себя уютно, другие рождают созерцательное настроение. Но главное, что ни одна из ваших работ не оставляет зрителя равнодушным.

Домашнее задание: Найти картины в интернет сетях и составить презентации на тему Пейзаж-настроение (подпишите слайды, какое настроение по вашему показал художник в данной картине.)

Заключительное слово

Природа – это книга мудрости.

Прочитать эту книгу, овладеть драгоценным богатством, заложенным в ней, помогает пейзаж.

Он изображает природу в отдельных ее проявлениях и поэтому может постепенно открывать ее сокровенный смысл.

Природа учит и воспитывает нас непосредственно, ежедневно и глубоко.

Лист самооценки

Фамилия Имя

Работа в группах, определение вида пейзажа

Определение жанра «Пейзаж» цифровой код

Выбор цветовой гаммы

Правильно выполнена композиция

Владение техникой

Аккурат -
ность

Кол-во балов

Оценка

1 2

1 2 3 4

1 2

1 2

1 2

1 2

   

14-12 балов-5;
11-9 балов-4;
8-6 балов-3;
5-б балов-2.