Ключевые слова: числовой ряд, число из двух меньших чисел, сколько всего.
Задачи.
- Уточнять понимание детьми отношений между числами в числовом ряду от 0 до 10.
- Закреплять умение составлять число пять из двух меньших.
- Учить детей выстраивать ряд из десяти предметов, различающихся по длине на 1 см.
- Учить детей при ответе на вопросы «Сколько всего?» и «Какой по счету?» пользоваться соответственно порядковыми и количественным и числительными.
- Упражнять детей в различении правой и левой стороны своего тела.
- Закреплять знание детьми дней недели, развивать умение ориентироваться во времени.
Материалы, инструменты, оборудование. Демонстрационный материал:
- Числа от 0 до 10.
- Кубик, в основе которого лежит квадрат со стороной около 6 см, на каждой стороне изображены кружки (диаметром 1 см каждый): от одного до шести.
- Природный материал (камушки или желуди и т.п.).
- 10 разноцветных полосок (из картона, бумаги, пластика) шириной 2,5-3,0 см, самая длинная — 30 см (разница в длине полосок - 1 см).
Раздаточный материал:
- 10 разноцветных полосок для каждого из детей, ширина - 3 см, самая длинная — 20 см (разница в длине полосок 1 см).
- Счетная карточка (длина 30 см, ширина 20 см), расстояние между линиями 5 см, от третьей линии до нижнего края — 4 см.
Содержание занятия
В начале занятия воспитатель уточняет с детьми, какой сегодня день недели, и дату (число, месяц, год).
В верхней части доски перед детьми заранее выложен ряд из чисел от 0 до 10, который постоянно находится на доске.
Игра с кубиком
Воспитатель договаривается с детьми о правилах игры. Он будет подбрасывать и ловить кубик, и, держа его в руках, показывать детям «выпавшую» сторону с тем или иным количеством кружков. Дети называют увиденное число и вспоминают его «соседей».
Чтобы игра была похожа на игру, воспитатель задает быстрый игровой темп и просит детей отвечать кратко и энергично: «Назвать увиденное число и тут же его «соседей», сначала меньшее, а потом большее число».
Например, воспитатель подбросил кубик и показал детям сторону с пятью кружками.
Дети: «Пять!» Воспитатель указывает на кого-нибудь из детей, тот называет «соседей»: «Четыре и шесть». Сторона с одним кружком.
Дети: «Один». Произвольно выбранный ребенок: «Ноль и два».
Если кто-то из детей ошибется, называя «числа-соседи», воспитатель делает паузу, обращая тем самым внимание на ответ ребенка, дети, заметившие ошибку, дают правильный ответ.
После трех-четырех подбрасываний кубика воспитатель спрашивает у детей: «Почему?» Модель ответа детей на этот вопрос следующая:
«Три. Потому что три на один больше двух и на один меньше четырех».
Воспитатель подбрасывает кубик не менее семи раз, следя за тем, чтобы дети всегда в начале называли увиденное количество кружков, и только затем «соседей» числа, начиная с меньшего.
Воспитатель держит на ладони пять камушков (желудей). Дети убеждаются, что их пять. Пряча руки за спиной, воспитатель раскладывает камушки в две руки.
Например, три и два. Показывая детям сжатые кулачки, просит их угадать, в какой руке сколько. Воспитатель постоянно подсказывает детям с помощью жеста (без слов), что начинать называть вариант состава числа следует с ее правой руки.
Дети предполагают различные варианты, например, четыре и один.
Воспитатель: «Очень хорошо. Так может быть. Но у меня по-другому».
Дети: «Два и три». Воспитатель: «Очень хорошо. Так может быть.
Но у меня по-другому». Наконец, кто из детей угадывает вариант воспитателя: «три и два». Воспитатель показывает на открытых ладонях свой вариант (три и два).
Выигравший ребенок становится водящим. Он сам выбирает любое число (или три, или четыре, или пять) и называет его детям. Также за спиной раскладывает камушки в две руки. Ребенок говорит «на ушко» воспитателю свой вариант. Воспитатель придерживает правую руку ребенка, чтобы дети видели с какой руки нужно начитать отгадывать вариант состава загаданного числа. Отгадавший становится водящим. Желательно, чтобы дети выбирали для загадывания не только число пять.
Игра повторяется четыре-пять раз.
Методика выстраивания ряда из предметов, различающихся по длине на 1,0 см, представлена в предыдущем занятии. На текущем занятии увеличивается количество полосок с пяти до десяти и, в случае, если дети недостаточно ориентируются в названиях цветов, при анализе ряда определяются по длине только самая длинная и самая короткая полоска.
Игра «Лево-право»
В непринужденной беседе воспитатель просит детей вспомнить, какой сегодня день недели; какой день недели был вчера. Например, вчера была среда.
Воспитатель: «А что было в среду. Что ты запомнил? А ты что запомнил? А ты?» - показывая произвольно на разных детей. После того как несколько детей выскажутся, воспитатель подытоживает для всех высказывание последнего ребенка. Например, ребенок сказал: «Я пускал кораблик в луже».
Воспитатель: «Вчера, в среду, Андрюша пускал кораблик. Да?
А завтра, какой будет день недели?»
Дети: «Пятница».
Воспитатель: «А что может случиться завтра, в пятницу».
Дети предполагают.
Воспитатель шутит: «Я думаю, что завтра, в пятницу, мы все вместе полетим на Луну».
Дети смеются и тоже фантазируют.
Воспитатель: «Возможно все это произойдет когда-нибудь, в какую-нибудь пятницу».
После чего воспитатель просит детей назвать подряд три дня недели, не называя их имен и чисел. Дети рассуждают, предлагают различные варианты.
Правильный ответ: вчера, сегодня, завтра.