Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: старшая группа, числовой ряд


Ключевые слова: числовой ряд, число из двух меньших чисел, сколько всего.

Задачи.

  • Уточнять понимание детьми отношений между числами в числовом ряду от 0 до 10.
  • Закреплять умение составлять число пять из двух меньших.
  • Учить детей выстраивать ряд из десяти предметов, различающихся по длине на 1 см.
  • Учить детей при ответе на вопросы «Сколько всего?» и «Какой по счету?» пользоваться соответственно порядковыми и количественным и числительными.
  • Упражнять детей в различении правой и левой стороны своего тела.
  • Закреплять знание детьми дней недели, развивать умение ориентироваться во времени.

Материалы, инструменты, оборудование. Демонстрационный материал:

  • Числа от 0 до 10.
  • Кубик, в основе которого лежит квадрат со стороной около 6 см, на каждой стороне изображены кружки (диаметром 1 см каждый): от одного до шести.
  • Природный материал (камушки или желуди и т.п.).
  • 10 разноцветных полосок (из картона, бумаги, пластика) шириной 2,5-3,0 см, самая длинная — 30 см (разница в длине полосок - 1 см).

Раздаточный материал:

  • 10 разноцветных полосок для каждого из детей, ширина - 3 см, самая длинная — 20 см (разница в длине полосок 1 см).
  • Счетная карточка (длина 30 см, ширина 20 см), расстояние между линиями 5 см, от третьей линии до нижнего края — 4 см.

Содержание занятия

В начале занятия воспитатель уточняет с детьми, какой сегодня день недели, и дату (число, месяц, год).

В верхней части доски перед детьми заранее выложен ряд из чисел от 0 до 10, который постоянно находится на доске.

Игра с кубиком

Воспитатель договаривается с детьми о правилах игры. Он будет подбрасывать и ловить кубик, и, держа его в руках, показывать детям «выпавшую» сторону с тем или иным количеством кружков. Дети называют увиденное число и вспоминают его «соседей».

Чтобы игра была похожа на игру, воспитатель задает быстрый игровой темп и просит детей отвечать кратко и энергично: «Назвать увиденное число и тут же его «соседей», сначала меньшее, а потом большее число».

Например, воспитатель подбросил кубик и показал детям сторону с пятью кружками.

Дети: «Пять!» Воспитатель указывает на кого-нибудь из детей, тот называет «соседей»: «Четыре и шесть». Сторона с одним кружком.

Дети: «Один». Произвольно выбранный ребенок: «Ноль и два».

Если кто-то из детей ошибется, называя «числа-соседи», воспитатель делает паузу, обращая тем самым внимание на ответ ребенка, дети, заметившие ошибку, дают правильный ответ.

После трех-четырех подбрасываний кубика воспитатель спрашивает у детей: «Почему?» Модель ответа детей на этот вопрос следующая:

«Три. Потому что три на один больше двух и на один меньше четырех».

Воспитатель подбрасывает кубик не менее семи раз, следя за тем, чтобы дети всегда в начале называли увиденное количество кружков, и только затем «соседей» числа, начиная с меньшего.

Воспитатель держит на ладони пять камушков (желудей). Дети убеждаются, что их пять. Пряча руки за спиной, воспитатель раскладывает камушки в две руки.

Например, три и два. Показывая детям сжатые кулачки, просит их угадать, в какой руке сколько. Воспитатель постоянно подсказывает детям с помощью жеста (без слов), что начинать называть вариант состава числа следует с ее правой руки.

Дети предполагают различные варианты, например, четыре и один.

Воспитатель: «Очень хорошо. Так может быть. Но у меня по-другому».

Дети: «Два и три». Воспитатель: «Очень хорошо. Так может быть.

Но у меня по-другому». Наконец, кто из детей угадывает вариант воспитателя: «три и два». Воспитатель показывает на открытых ладонях свой вариант (три и два).

Выигравший ребенок становится водящим. Он сам выбирает любое число (или три, или четыре, или пять) и называет его детям. Также за спиной раскладывает камушки в две руки. Ребенок говорит «на ушко» воспитателю свой вариант. Воспитатель придерживает правую руку ребенка, чтобы дети видели с какой руки нужно начитать отгадывать вариант состава загаданного числа. Отгадавший становится водящим. Желательно, чтобы дети выбирали для загадывания не только число пять.

Игра повторяется четыре-пять раз.

Методика выстраивания ряда из предметов, различающихся по длине на 1,0 см, представлена в предыдущем занятии. На текущем занятии увеличивается количество полосок с пяти до десяти и, в случае, если дети недостаточно ориентируются в названиях цветов, при анализе ряда определяются по длине только самая длинная и самая короткая полоска.

Игра «Лево-право»

В непринужденной беседе воспитатель просит детей вспомнить, какой сегодня день недели; какой день недели был вчера. Например, вчера была среда.

Воспитатель: «А что было в среду. Что ты запомнил? А ты что запомнил? А ты?» - показывая произвольно на разных детей. После того как несколько детей выскажутся, воспитатель подытоживает для всех высказывание последнего ребенка. Например, ребенок сказал: «Я пускал кораблик в луже».

Воспитатель: «Вчера, в среду, Андрюша пускал кораблик. Да?

А завтра, какой будет день недели?»

Дети: «Пятница».

Воспитатель: «А что может случиться завтра, в пятницу».

Дети предполагают.

Воспитатель шутит: «Я думаю, что завтра, в пятницу, мы все вместе полетим на Луну».

Дети смеются и тоже фантазируют.

Воспитатель: «Возможно все это произойдет когда-нибудь, в какую-нибудь пятницу».

После чего воспитатель просит детей назвать подряд три дня недели, не называя их имен и чисел. Дети рассуждают, предлагают различные варианты.
Правильный ответ: вчера, сегодня, завтра.