Введение
Чтобы привлечь внимание учеников и создать доброжелательную атмосферу на уроке и другой внеурочной деятельности, можно использовать цитаты знаменитых людей. И сейчас самое время напомнить слова Михайло Васильевича Ломоносова о патриотизме: «Отечество нам – общая мать наша; всем ей поклоняемся, ибо без неё ничего не сделаем».
Насколько точны, правильны и актуальны слова великого русского ученого! Нет ничего важнее Родины. Поэтому нам, педагогам, важно создавать такие условия, в которых дети могут развивать любовь к Родине; уважение к культурному наследию страны; чувство ответственности перед собой, своей семьёй, другими людьми; понимать и чувствовать сопричастность к её истории.
Тема духовно-нравственного воспитания очень важна и актуальна в наше время, в котором много различных ценностей и противоречивых влияний. Важно, чтобы дети имели четкое представление о моральных и этических нормах, которые помогут им ориентироваться в жизни, быть в будущем гармоничной личностью, глубоко уважающей культуру и традиции своей Родины.
Цель проекта – формирование у младших школьников духовно-нравственных ценностей, любви к Родине и чувство гордости за свое Отечество через различные формы урочной и внеурочной деятельности.
Задачи деятельности:
- Развивать интерес детей к изучению истории своей страны, родного края и культурных традиций.
- Формировать у учеников чувство ответственности перед семьей, обществом, уважения в старшим поколениям.
- Воспитывать бережное отношение к природе, к культурным ценностям и историческому наследию.
- Создавать условия и для творческой деятельности в рамках патриотического воспитания.
- Укреплять семейные связи через совместные мероприятия.
Методы:
- Метод личного примера и подражания (добрые поступки, рассказы о героях прошлого и настоящего, о любви, мужестве и долге).
- Игровой (поиск, соревнования, викторины и т.д.).
- Исследовательский (проекты, исследования, создание альбомов, буклетов)
- Творческий (конкурс рисунков, сочинений, стихотворений, изготовление поделок)
- Практический (уборка кабинета, территории; участие в благотворительных акциях, волонтерская деятельность)
- Диалоговый (беседы, дискуссии, например, «Что значит быть патриотом?», встречи с писателями, героями, священниками).
- Экскурсионный (культпоходы, музейные занятия, мастер-классы, выход к памятным местам)
- Мультимедиа (просмотр фильмов, презентаций, онлайн-ресурсов)
- 9.Формирующий (привлечение родителей к совместной деятельности (совместные праздники, выезды, проекты) .
Глава 1. Теоретическая часть. «Актуальные вопросы духовно-нравственного воспитания школьников»
1. Нормативная база
Воспитание – это процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие педагога и воспитуемого. Это одна из сторон образования; деятельность, призванная формировать у детей систему качеств личности, взглядов, убеждений. Если взять шире, то воспитание – это влияние общества на личность, передача от поколения к поколению знаний, умений и навыков социального поведения, нравственных норм.
В России существует ряд документов и законов, регулирующих духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей.
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года
- Статья 87: Определяет, что содержание образования должно быть направлено на формирование у обучающихся духовно-нравственных ценностей, патриотизма, гражданственности и уважения к правам и свободам человека.
- Статья 89: Устанавливает, что органы государственной власти и местного самоуправления обеспечивают условия для духовного и нравственного воспитания обучающихся.
2. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников (2009 год), утвержденная Министерством образования и науки РФ, концепция определяет основные направления и принципы духовно-нравственного воспитания в школах.
3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ № 996-р от 29 мая 2015 года).
Документ направлен на создание условий для гармоничного развития личности, включая духовно-нравственное и патриотическое воспитание. Стратегия предусматривает внедрение программ воспитания, соответствующих традиционным российским духовно-нравственным ценностям.
4.Указ Президента РФ "Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан" (№ ПР-297 от 28 апреля 2011 года).
Он устанавливает основы государственной политики в области правового просвещения, включая воспитание гражданственности и патриотизма.
5. Программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы" (утверждена постановлением Правительства РФ № 1493 от 30 декабря 2015 года). Она предусматривает реализацию мероприятий, направленных на сохранение исторической памяти и формирование у молодежи гордости за свою страну.
В 2020 году программу продлили до 2025 года, утвердив новую редакцию постановления Правительства РФ от 18 февраля 2020 года (№171).
2. Воспитание в семье
Эти и другие документы, законы создают основу для комплексного подхода к духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей в России.
Но первую и основную роль в воспитательном процессе играют родители. Их пример, поведение и отношение к ребенку определяют многие черты будущего взрослого человека.
Воспитание в семье – это сложный и многогранный процесс, который включает передачу ценностей, норм поведения, формирование характера ребенка. Важным аспектом является и авторитет родителей. Ребенок смотрит на них как на образец для подражания. Главное, чтобы родители вели себя ответственно и последовательно, тогда и воспитание будет положительным. Семья закладывает и такие кирпичики как уважение, честность, справедливость, порядочность. Родители должны уделять особое внимание физическому и эмоциональному здоровью ребенка: правильное питание, физические и умственные нагрузки, медицинские обследования, здоровая психологическая атмосфера в семье. Семейные традиции также помогают передать важные культурные и духовные ценности. Важной задачей семейного воспитания является поддержка образования и интеллектуального развития ребенка, его социализация и коммуникация. Итак, семья – это фундамент системы ценностей.
3. Система ценностей
Система ценностей — это совокупность принципов, убеждений, идеалов и норм, которые определяют поведение человека или группы людей, влияют на их мировоззрение и приоритеты. Ценности выступают ориентирами в принятии решений, выборе целей и оценке происходящего.
Они формируются под влиянием культуры, религии, воспитания, личного опыта и социальных факторов. Ценности могут быть личностными, социальными, материальными и, выделю, духовными, которые включают в себя моральные, этические и религиозные ценности (доброта, честность, вера и др.).
Роль системы ценностей в том, что она помогает человеку определять цели и выбирать пути их достижения, служит критерием для оценки собственных действий и поступков других людей, помогает определять, что считать правильным или неправильным, хорошим или плохим, побуждает к достижению значимых целей.
Система ценностей определяет, как человек видит мир, какие цели ставит перед собой и какими средствами их достигает. Она является основой для построения гармоничных отношений с окружающими и способствует личностному росту и развитию.
4. Система ценностей в начальной школе
Формирование системы ценностей - процесс динамичный и продолжается всю жизнь. Первые ценности ребёнок, получает в семье, затем в дошкольных образовательных учреждениях. Далее школа, которая играет ключевую роль в трансляции ценностей, идеалов и мировоззрения. Учитель не только как источник знаний, но и как пример для подражания.
Патриотизм и духовно-нравственное воспитание являются важными составляющими образовательной программы современной школы. Формирование этих качеств у младших школьников я реализую через урочную (литературное чтение, окружающий мир, основы религиозных культур народов России) и внеурочную деятельность («Карелия. Край, в котором я живу», музейно-образовательная программа «Здравствуй, музей!». «Разговоры о важном», классные часы, экскурсии и поездки, благотворительность, конкурсы, конференции, игры, совместные мероприятия с родителями.
Глава 2. Практическая часть. «Формирование у младших школьников духовно-нравственных ценностей, любви к Родине и чувство гордости за свое Отечество»
1. Духовно-нравственное воспитание на уроках литературного чтения
На уроках литературного чтения мы работаем по УМК «Перспективная начальная школа» Н.А.Чураковой. В рамках этой программы большое внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию учащихся через знакомство с произведениями художественной литературы, произведениями искусства (картины). Произведения, включенные в учебник, помогают детям осмыслить такие важные понятия, как доброта, честность, справедливость, уважение к старшим, забота о близких. Например, рассказы Льва Толстого «Косточка», «Два товарища» учат ответственности перед своими поступками, взаимопомощи; рассказы Виталия Бианки – осознавать важность бережного отношения к природе; басни И.А.Крылова – понять, какие поступки заслуживают одобрения, а какие – порицанию, трудолюбию, добродушию, умению, критически мыслить. Много произведений, рассказывающих о любви к Родине, её истории, культуре, что способствует формированию у ребят гордости за свою страну.
В разделе «Поход «Музейный Дом» (урочная деятельность) и «Музей в твоём классе» (внеурочная деятельность) учащиеся знакомятся с шедеврами отечественной и зарубежной живописи, обсуждают этические и эстетические и этические проблемы на материале искусства. В процессе работы мы используем: лупы и специальные рамочки, которые позволяют нам более внимательно рассмотреть именно ту часть картины.
Работа с картинами учит детей видеть в простых вещах нечто необычное, прекрасное. Так, например, в учебнике литературного чтения 4 класса в разделе «Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое Отечество» мы читаем рассказы и стихи о войне, о Родине и работаем с картиной Виктора Попкова «Моя бабушка и её ковер». Рассматривая бабушку, по деталям (какая одежда на ней, расположение ее в композиции, цветовая гамма ковра, кто делал ковер, трудно ли было шить такой ковёр, сколько времени потребовалось), мы узнаем (рассказываем, раскрываем) непростую жизнь бабушки, её характер. Рассматривая ковер (нарядный, дорогой, какое создает настроение, почему он на стене, чем дорог, для кого), подчеркиваем глубину картины, отношение художника к картине, значимость в его жизни. Мы не только рассматриваем, что конечно, развивает наблюдательность, воображение, умение высказывать свое мнение, впечатление, но и задаем проблемные вопросы, что ценно в жизни любить, ценить родителей, жизнь, дружбу. Это особый угол измерения, познание и развитие себя через художественный образ.
Гимназисты учатся понимать, «как сделано» художественное произведение, какие приемы и способы создания художественной картины мира есть у авторов произведений, способны «видеть» авторское слово и любоваться им.
Эти знания и умения учащиеся используют в создании собственных произведений, характеристиках литературных героев, отзывах о прочитанных книгах. (Приложение: примеры детских сочинений). Так происходит становление основных навыков анализа художественного текста, которые станут основой его глубокого и полноценного восприятия. Приобретённые знания учащиеся используют в повседневной жизни, что способствует созданию ситуаций успеха каждого ребенка.
Музей призван удовлетворить интересы личности в изучении и освоении историко-культурного и природного наследия, является средой, сочетающей ценности культурно-исторического наследия и современный художественный опыт. Чтобы полностью погрузить учащихся в историю и культуру реализую дополнительную музейную программу «Здравствуй, Музей!»
2. Духовно-нравственное воспитание во внеурочной деятельности
С 2010г. работаем с детьми по музейно-педагогической программе «Здравствуй, Музей!» (Санкт-Петербург, Русский музей), которая включает посещение МИИ РК: экскурсии по выставкам, мастер-классы с художниками. С методистами музея мы составляем годовой график проведения экскурсий и мастер-классов в МИИ РК (Приложение). Занятия проводятся один раз в неделю согласно календарно-тематическому планированию. (Приложение).
Используя разные подходы к организации учебного процесса, чаще метапредметные способы деятельности, которые помогают ученикам применять знания и умения в разных предметных областях. Например, на уроках литературного чтения в разделе «…отражение древних представлений о мире», изучая древнегреческое сказание «Персей», авторы учебника отправляют нас в «Музейный дом» рассмотреть икону, посвященную поединку Георгия со змием, ответить на вопросы порассуждать. Затем на экскурсии в Музее изобразительных искусств ребятам рассказывают о подвиге во имя православной веры – воине-мученике св. Георгие Победоносце, о спасении им одного древнего города, умертвив страшного и свирепого дракона («Чудо св. Георгия о змие» из дер.Кукасово Пудожского района); на мастер-классе раскрашивают прорись с изображением Георгия. На экскурсии в Александро- Невский кафедральный собор ребята увидели новонаписанную икону великомученика Георгия Победоносца с частицей его мощей. Таким образом, метапредметный подход помогает учащимся эффективней осваивать новые знания, эмоционально их прочувствовать (лучше понять значение подвига, понятия «мужество, стойкость»).
Создание научно-обоснованной системы взаимодействия музея и системы образования (Приложение №1) позволяет объединить усилия музейного педагога и школьного учителя в деле воспитания духовно-нравственной, эстетически развитой, обогащённой художественным опытом и знаниями личности.
2.1 Экскурсии в музеи, церкви, к памятникам
Музеи - это культурное общественное пространство, которое собирает, хранит, исследует и экспонирует материальные свидетельства истории, искусства, науки и природы. Место, где собираются люди разного возраста, социального статуса, что помогает детям легче адаптироваться в разных ситуациях, уважительно относиться к разным культурам и традициям. Мы посещаем музеи: «Карельская изба», «Национальный музей», «Ягоды Карелии», Дом Кантеле, Арт-пространства и др. Благодаря регулярным посещениям музеев, формируются критическое мышление (почему этот предмет так важен? Какое сообщение несет автор/художник?), наблюдательность, расширяет различные области знаний, развивает культурный и личностный рост.
Уроки Основ религиозных культур народов России, окружающего мира (история) помогают формировать такие ценности как любовь к Родине, честность, мужество, справедливость, верность, миролюбие и др.
Значительное влияние на духовно-нравственное развитие влияет посещение с детьми церкви. С согласия родителей и с учетом возраста водить детей в церковь полезно. Такие экскурсии помогают гимназистам лучше понять культурное и историческое наследие нашей страны. Мы с четвероклассниками и сопровождающими родителями посетили Собор Александра Невского. Нас приветливо встретил настоятель собора протоиерей Иоанн. Дети внимательно слушали и узнали об истории возведения церкви, устройстве иконостаса, о св.блгв.кн. Алексанре Невском, о печальной участи заводской церкви в советский период, ее возрождение и сияние православных крестов. Познакомились дети и со Святынями храма – иконами: Божией Матери, святого благоверного князя Александра Невского, великомученика Георгия Победоносца, блаженного Фаддея Петрозаводского. Ребята узнали, что в церкви каждый день молятся за наших воинов-участников СВО. Выходим к памятным местам и памятникам: на День Победы приходим к Мемориалу «Могила Неизвестного солдата», возлагаем цветы и чтим память павших в Великой Отечественной войне; экскурсии к Мемориальному комплексу в честь воинов Карельского фронта, к памятному камню на месте размещения концлагеря №6.
2.2 Благотворительные акции, внеурочные мероприятия
В нашей гимназии проводится очень много акций: «Бессмертный полк», «С Днем добра и уважения» (делаем открытки ветеранам ко всем праздникам – это наша традиция); пишем письма, отправляем рисунки собираем помощь участникам СВО; «Помоги приюту: бездомным животным", «Забота», «Покорми птиц», «Памятная флотилия», «Черный тюльпан», помощь Детскому приюту и др. Участвуем в Торжественных линейках «Воинам –интернационалистам посвящается..», поднимаем Государственный флаг и поем Гимн Российской Федерации; участвуем в конкурсах рисунков «Память сильнее времени», в конкурсах стихотворений о войне «Строчки, опаленные войной», в городском фестивале исследовательских работ и проектов «Загляните в семейный альбом» (Победитель; см. справку). Встречаем гостей на интересные классные беседы: Встреча с Багровой Ниной Ильиничной (малолетний узник), отцом Станиславом, карельскими писателями: Зааловой С.Ю. (прочитали её книгу «Маленький солдат», проиллюстрировали книгу, оформили в папку), Аловой Н.А. – учителем русского языка, которая написала замечательные детские стихотворения; Ильей Полуницыным, Харламовой Е.С. и другими.
Все эти мероприятия интересны ребятам, познавательны и они в большей степени создают целостность системы воспитания, которая способствует формированию патриотизма, духовно-нравственных качеств младших школьников.
Заключение
Система духовно-нравственных ценностей формируется с раннего детства и продолжается всю жизнь. В формировании ценностей у детей школа играет ключевую роль, поскольку она выступает не только как образовательное учреждение, но и социальное, влияющее на мировоззрение порастающего поколения. Ответственна роль и учителя (обучающие семинары в рамках курса ОРКЭС, Сретенские образовательные чтения, экскурсионные поездки), который является для детей, особенно младшего школьного возраста, примером для подражания. Дети копируют поведение взрослого, поэтому учитель должен демонстрировать высокие моральные качества: любовь и уважение, доброту и терпение, честность и открытость. Учитель отвечает за благоприятную атмосферу на уроках и внеклассных мероприятиях, комфортные и безопасные условия, положительные эмоции. Учитель развивает такие качества, как взаимопомощь, взаимовыручка, дружба; воспитывает дисциплинированность и ответственность; учит разрешать конфликты мирным путем. Стараюсь, чтобы каждый мой ученик чувствовал с моей стороны поддержку, одобрение, похвалу. Очень благодарна родителям моих учеников, которые поддерживают меня, моим коллегам, администрации гимназии за помощь в организации учебно-воспитательного процесса.
Для духовно-нравственного воспитания, патриотизма младших школьников, гармоничного развития личности есть много эффективных инструментов, но самое главное любить детей, любить свою Родину, уважать других и быть вместе. Вместе мы душа и сила страны!
Список использованных источников
- Статья «Вопросы, на которые ищут ответы учителя». https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2013/08/09/ls»
- Статья «Путешествие по музейному дому» Белюк С.Б.,учитель начального общего образования, МБОУ СОШ №50 г. Слюдянка.
- Учебники 1-4 класс Чуракова Н.А., Малаховская О.В.
- Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Музей в твоем классе. Наглядное пособие для занятий по развитию речи, ИЗО, МХК. 1-11 класс https://lh3.googleusercontent.com/
- Проект «Ознакомление с изобразительным искусством как средство духовно-нравственного воспитания старших дошкольников. Кирьянова Е.А. https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2022/10/03/proekt-oznakomlenie-s-izobrazitelnym-iskusstvom-kak