Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Конфликтология»

Разделы: Школьная психологическая служба

Класс: 8


Пояснительная записка

Изменения, происходящие сегодня в обществе, ведут к серьезным качественным и структурным его изменениям. Они сопровождаются разрушением старых социальных структур и созданием новых. Новые отношения означают состязательность, конкуренцию, признания различия в потребностях, интересах. Для рыночных отношений, демократических условий конфликт стал естественным состоянием. Проблема состоит не в игнорировании, сглаживании конфликтов, тем более подавлении конфликтов насильственным путем, но в признании их существования, поиске эффективных методов разрешения конфликтов и признания различия интересов конфликтующих субъектов, в достижении взаимоприемлемых решений проблем. Проблема кризиса, конфликтов, трудностей - одна из самых сложных и острых в развитии и воспитании подростков.

Программа разработана на основе следующих нормативных документов:

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.22 №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  3. Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации»;
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 года N 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
  5. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 №09-3242);
  6. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, адаптированные к системе образования Московской области кафедрой дополнительного образования и сопровождения детства ГБОУ ВО МО «Академия социального управления» (Письмо Министерства образования Московской области № Исх-3597/21в от 24.03.2016).
  7. Письмо Минобрнауки РФ от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»).
  8. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 ").
  9. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
  10. Образовательная программа МАОУДО Центр «Диалог»;
  11. Учебный план МАОУДО Центр «Диалог».

Направленность программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Конфликтология» имеет социально-гуманитарную направленность.

Актуальность программы

Конфликт является неотъемлемой частью нашей жизни, поскольку, взаимодействуя с другими людьми, мы ежедневно сталкиваемся с противоречиями во мнениях и различиями в интересах. Чаще всего конфликт ассоциируется с агрессией, спорами, враждебностью. Однако если конфликт разрешается конструктивно, то это способствует принятию обоснованных решений, развитию взаимоотношений, помогает выявить скрытые проблемы. Поэтому согласно современной точке зрения избежать конфликтов невозможно, нужно учиться их разрешать. Подростковый возраст является переходным и потому конфликтным по своей природе. Желание доказать свою взрослость, отстоять свое право на независимость, стремление проявить себя перед сверстниками - все это нередко становится поводом для конфликтных ситуаций. Поскольку опыт разрешения конфликтов у подростков минимальный, а предмет конфликта очень значим, конфликтная ситуация, как правило, сопровождается ярко выраженными эмоциями, что затрудняет ее разрешение. Конечно, взрослея, большинство подростков становится все более компетентными в конфликте. Однако приобретение опыта методом «проб и ошибок» является процессом длительным и может привести к формированию так называемой конфликтобоязни: человек будет стараться вообще избегать взаимодействия с другими людьми, чтобы исключить возможность возникновения конфликта.

Цель программы: повышение общей социально-психологической адаптированности обучающихся, формирование установки и накопление соответствующих ресурсов для конструктивного отношения к конфликтам, обеспечивающего неагрессивное, неразрушительное поведение при разрешении трудных жизненных ситуаций.

Задачи программы. Данный курс ставит основной задачей овладение обучающимися психологическими знаниями и активное использование их в своей практической деятельности:

обучающие:

  • Формирование у обучающихся представлений о видах конфликтов и их функциях.
  • Обучение приемам описания и анализа конфликтных ситуаций.
  • Обучение навыкам самоанализа, самооценки, самоконтроля и самореализации.
  • Овладение различными способами действия с психологической реальностью.

развивающие:

  • Развитие способности конструктивно строить свои взаимоотношения с окружающими;
  • Способствовать формированию навыков социально приемлемого самовыражения.
  • Формирование навыков анализа ситуаций, мотивов, интересов. Поступков других людей;

воспитательные:

  • Воспитание в личности обучающегося эмпатии, рефлексии, стрессоустойчивости и коммуникабельности.
  • Развитие чувства общественной конъюнктуры (умения ориентироваться в быстро меняющихся условиях общественной жизни).

Данная программа направлена на развитие способности строить бесконфликтные отношения в социальном общении. В проведении курса занятий большое внимание уделяется принятию обучающимися положительной Я – концепции. Только уважающий себя человек сможет научиться конструктивно решать конфликты. Именно на положительной Я – концепции основано обучение.

Отличительной особенностью дополнительной образовательной общеразвивающей программы от существующих является то, что обучающиеся приходят на неё с неким багажом психологических знаний полученных ранее в курсе «Основы конструктивного общения», обучаясь в Центре «Диалог» в многогодичных многопрофильных объединениях «Компьютерная школа» и «Школа экономики и предпринимательства». Несомненным преимуществом данной программы является ее технологичность, то есть овладение обучающимися практическими умениями. Например, самоанализом конфликтных различных ситуаций, техникой аргументации, приемами психологической самозащиты в конфликте и способами саморегуляции поведения, навыком продуктивного эмпатического слушания.

Адресат программы: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Конфликтология» предназначена для освоения обучающимися 14-15 лет.

Подростковый возраст — самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе c тем, это самый ответственный период, т. к. именно в этот период закладываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные c активным стремлением к личностному самосовершенствованию — это самопознание, самовыражение и самоутверждение.

Объем и срок освоения программы. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения общеобразовательной общеразвивающей программы «Конфликтология» 54 часа за один учебный год.

Формы обучения: очная.

Особенности организации образовательного процесса. Данная программа предполагает занятия в группе с основным составом обучающихся одного возраста. Состав группы - постоянный.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий. Общее количество учебных часов в год - 54. Одно занятие в неделю. Продолжительность одного занятия 1,5 академических часа (40 минут + 10 минут перерыв + 20 минут).

Формы организации учебной деятельности: методика обучения, используемая в реализации данной программы, представляет собой единство различных форм и методов: бесед-диалогов, практических и творческих заданий, конкурсов, элементов лекций, метода групповых заданий, использование активных и игровых форм обучения, обсуждение психологических сказок, притч и рассказов. Она должна способствовать формированию у подростков собственного мнения, умению его высказывать и обосновывать, приобретению опыта работы в группе. Выполнение коллективных заданий позволит подросткам приобрести дополнительные навыки общения.

Планируемые результаты:

Компетенции и личностные качества, которые могут быть приобретены, сформированы и развиты по итогам освоения дополнительной общеобразовательной, общеразвивающей программы «Конфликтология».

Личностные:

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
  • формирование познавательной и информационной культуры;
  • формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
  • формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Метапредметные:

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
  • формирование осознанной адекватной и критической оценки своей деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументировано обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности;

Образовательные:

  • умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;
  • умение извлекать информацию из различных источников;
  • умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с позицией партнёров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.

А также будут формироваться следующие УУД:

  • регулятивные - обеспечивая умения решать проблемы, возникающие в ходе общения, при выполнении ряда заданий в ограниченное время;
  • познавательные - при необходимости извлекать информацию из различных источников, делать логические выводы;
  • коммуникативные - при использовании диалога, совместной творческой деятельности, за счёт обучения аргументировано отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы.

Ожидаемые результаты реализации программы

  • 1-й уровень - приобретение обучающимся социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни: о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о принятых в обществе нормах поведения и общения; о толерантности к другим людям; о взаимопомощи.
  • 2-й уровень - формирование позитивного отношения обучающегося к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом.
  • 3-й уровень - приобретение обучающимся опыта самостоятельного социального действия: опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими обучающимися.

В результате прохождения программы у обучающихся должны быть сформированы следующие умения:

  • Умение комфортно общаться;
  • Умение нахождения многовариантных решений различных конфликтных ситуаций;
  • Умение проводить рефлексию, самоанализ;

навыки:

  • Навыки гибких моделей поведения;
  • Навыки самоутверждения в среде сверстников через синтонное поведение;
  • Навыки стрессоустойчивости, управлять своим уровнем тревожности, быть устойчивым к экстремальным ситуациям

Формы аттестации обучающихся.

Аттестация обучающихся проводится в соответствии с «Положением об итоговой и промежуточной аттестацией обучающихся в МАОУДО Центре «Диалог». Основной формой аттестации считается зачет-незачет по общеобразовательной общеразвивающей программе, который складывается из следующих составляющих:

  • самостоятельная работа,
  • анкетирование,
  • практические задания,
  • работа в группах,
  • индивидуальные занятия,
  • участие в мероприятиях.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов.

  • журнал посещаемости;
  • аналитический материал;
  • материалы анкетирования, тестирования;
  • фото, видеоматериалы;
  • статьи;
  • анкеты – отзывы на пройденный курс.

Материально-техническое обеспечение.

  • Оборудование: Помещение для занятий. Конференц-зал. Канцтовары. Столы, стулья.
  • Технические средства: Интерактивная доска. Компьютер: 1 шт. персональный компьютер Pentium CPU 8gb RAM 128Fb SSD, 1 шт. интерактивный дисплей 85" с поддержкой сенсорного ввода. Проектор и экран. Музыкальный центр. Компьютерный класс №3: 10 шт. персональные компьютеры Pentium CPU 8gb RAM 128Gb SSD 19" Monitor
  • Дидактические материалы: Методические/дидактические материалы. Тестовый раздаточный материал.

Информационное обеспечение.

Для занятий по программе необходим высокоскоростной Интернет для участия обучающихся в дистанционных конкурсах различного уровня, а также возможности использования дистанционной формы проведения занятий в системе moodle.dialog-el.ru/. (moodle - система управления курсами (электронное обучение) или виртуальная обучающая среда). а также для доступа к дистанционным образовательным ресурсам. 

Список литературы для педагогов

  1. Данакин Н.С., Дятченко Л.Я., Сперанский В.И. Конфликты и технология их предупреждения. — Белгород, 1995.
  2. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. — М., 1995.
  3. Микляева А.В. Я - подросток. Программа уроков психологии.-Санкт-Петербург «Речь», 2006.
  4. Шевченко М.Ф. Как стать успешным? Санкт-Петербург «Речь»,2007.
  5. Землянушкина О.О. Конфликты между детьми и их решение. Занятие для подростков. // Школьный психолог, №43, 2001.

Список литературы для обучающихся и родителей

  1. Козлов Н. Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день / 3-е изд. перераб. и доп. – М.: АСТ – ПРЕСС, 1998.

Приложение 1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ

Приложение 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА ПРОГРАММЫ

Приложение 3. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Приложение 4. ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Приложение 5. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК (примерный)