Для воспитания юных патриотов в своей работе мы используем различные технологии, формы, методы и приемы, хорошо известные в практике, а также учитывая современные требования и тенденции педагогической практики внедряем инновационные приемы.
1. Использование календаря тематических дат образовательной программы ГБОУ Школы № 2000 в патриотическом воспитании детей
В календарно-тематическом плане нашего дошкольного отделения предусмотрено, знакомство с основными праздничными датами, отмечаемыми в стране.
Знакомство детей с такими знаменательными датами полезно в контексте нравственно- патриотического воспитания дошкольников.
Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний.
Живой интерес у детей вызывают и мероприятия, приуроченные к тематическим праздникам: «День защитника Отечества», «День Победы» (с применением воинских атрибутов: касок, котелков, фляжек, красочных фотографий, подлинных предметов и вещей). Все это помогает не только обмениваться впечатлениями и знаниями, но и развивает уважение к защитникам Родины. События героической жизни вызывают живой отклик у ребят.
Мир ребёнка начинается с его семьи, впервые он осознаёт себя человеком – членом семейного сообщества. Организованная образовательная деятельность «Что означают наши имена», «О происхождении фамилий», «Моя мама – лучше всех», «Мой папа – солдат» позволяют детям прикоснуться к истории своей семьи. Дидактические игры и упражнения «Мы уже большие», «Кто в доме самый старший», «Помогаем малышам» развивают у детей умение и желание заботиться о малышах, одновременно воспитывают привычку заботиться обо всех окружающих, быть внимательными к людям пожилого возраста.
Мир ребёнка начинается с его семьи. Впервые он осознаёт себя человеком – членом семейного сообщества. Организованная образовательная деятельность, такая как «Что означают наши имена», «О происхождении фамилий», «Моя мама – лучше всех», позволяют детям прикоснуться к истории своей семьи.
Опираясь на календарно-тематическое планирование нашей школы, мы применяем информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в учебно-воспитательном процессе:
- Компьютерные презентации – это удобный и эффективный способ представления познавательной информации.
- В образовательный процесс мы включаем видеолектории - это специально подготовленные видеоматериалы и игровые задания. Тематика видеолекториев может быть обширна, связана с реализуемыми темами и интересами детей, дифференцирована с учетом возраста детей.
- Библиографические ресурсы. Сюда входит книги, журналы, карты, т.д.
А так же в рамках календарно-тематического планирования, мы реализуем интересные проекты.
Реализуя проект «От Чукотки до Кавказа», используя видеопрезентации, совершали путешествие по нашей стране, знакомились с ее особенностями природы, животным многообразием, укладе жизни и национальными традициями разных регионов нашей необъятной Родины. С помощью родителей делились своим впечатлениями о самых запоминающихся местах, где бы дети нашего отделения в рамках данного проекта.
Живой интерес у детей вызывают и мероприятия, приуроченные к тематическим праздникам: «День защитника Отечества», «День Победы» (с применением воинских атрибутов: касок, котелков, фляжек, красочных фотографий, подлинных предметов вещей). Все это помогает не только обмениваться впечатлениями и знаниями, но развивает духовный мир, уважение к защитникам Родины. События героической жизни вызывают живой отклик у ребят.
В результате старшие дошкольники получили знания о том, что в нашей стране живут люди разных национальностей, они имеют свой язык, обычаи, фольклор. Дружеское общение в быту, в труде, в различных играх является первоначальной ступенью воспитания доброжелательности ко всем людям.
2. Использование квиз-технологий в патриотическом воспитании
Очень интересная технология – квиз. КВИЗ в переводе на русский язык – викторина. Это не просто игра, а соревнование. В ходе, которого участники игры отвечают на поставленные им вопросы, и зарабатывают баллы за правильные ответы. Это возможность узнать что-то новое и закрепить уже имеющиеся знания в игровой форме.
Проведение квиза положительно влияет на память, способность ребенка быстро принимать решения и анализировать.
В этом учебном году кафедра нравственно-патриотического воспитания разработала и предложила нам проект «С чего начинается Родина». Это долгосрочный, увлекательный проект, который охватывает несколько разделов. При реализации одного из разделов – «Моя страна – это Родина моя», наши педагоги провели квиз-игру «Россия – родина моя» с целью формирования любви к своей стране, к малой Родине и воспитания у детей нравственно патриотических чувств.
Во время проведения данного квиза дети расширили свое представление о столице России – Москве, познакомились с основными положениями порядка использования государственной символики (бережно хранить, вставать во время исполнения гимна страны).
3. Использование музейной педагогики (музей в детском саду и виртуальное посещение музеев)
Посещение музеев является важным средством формирования патриотизма у дошкольников. Мы провели беседу с детьми, в ходе которой выяснили что большая часть наших воспитанников посещает музей редко, или небыли в них ни разу.
А ведь посещение музея – важное событие в жизни ребенка. Непосредственное знакомство с подлинными историческими экспонатами оказывает огромное эмоциональное воздействие на детей.
По-этому знакомство с музеями мы начинаем с посещений музея «Русская изба», находящемся в нашем здании. Здесь дети знакомятся с убранством русской избы, старинными предметами. Дети смогли представить себе, как жили раньше люди, чем занимались, как такие же дети как они играли, отдыхали, во что были одеты и обуты.
Как показала практика, «виртуальный музей» является одной из эффективных форм работы по патриотическому воспитанию дошкольников, а также одним из источников обогащения детей знаниями о Родине, воспитания любви к ней и формирования нравственных качеств.
Виртуальный музей - это современная реальность, выходящая за рамки традиционного представления о музее. Не покидая здания дошкольного учреждения можно увидеть и узнать много нового и интересного о родном городе, пройтись по залам музея увидеть интересные экспонаты, используя виртуальное пространство.
4. Использованием технологии «Лэпбук» в воспитании любви к своей Родине
Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых современных подходов, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового и поискового взаимодействия в процессе интеллектуального развития дошкольников.
Лэпбук – это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной и самостоятельной деятельности детей, тематической недели, предусмотренной основной образовательной программой дошкольной образовательной организации. Может быть использован при реализации любой из образовательных областей, обеспечивая их интеграцию. При этом лэпбук - это не просто поделка. Это наглядно-практический метод обучения, заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, ребенку нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал.
5. Финансовая грамотность и изучение с помощью юбилейных монет значимых моментов в истории Российского государства
Монеты - часть нашей жизни. Каждый раз, когда мы пользуемся монетами, не подозреваем о том, что держим в руках историю. Россия – страна со своим прошлым и настоящим, ее территорией и природой, культурой и населением. Важно знать прошлое, ведь история помогает разобраться в настоящем и построить планы на будущее.
Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая таким образом экономической информацией на житейском уровне. Дети как губка, впитывают впечатления, знания, стили поведения взрослых, окружающих их.
Дошкольник знакомится со сложными взаимосвязями между финансово-экономическими понятиями: деньги, труд, товар, цена, также и этическими: честность, щедрость, экономность. Изучая историю возникновения денег на Руси дошкольники знакомятся с историей нашей страны. Историю страны, а также географию нам помогут узнать монеты и банкноты банка России.
6. Воспитание бережного и осознанного отношения к природе и окружающей среде
Средством нравственно-патриотического воспитания дошкольников является природа родного края. Она вызывает у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи. Воздействие природы на личность детей формирует ощущение причастности, принадлежности к этому уголку Земли, и принадлежности этого уголка маленькому человеку
Включение занятий по переработке, сохранению и сокращению отходов в дошкольном образовании может помочь привить экологические привычки детям. Нужно рассказывать дошкольникам о важности вторичной переработки и надлежащем разделении материалов, подлежащих вторичной переработке.
Повышая осведомленность детей о сохранении природных ресурсов, таких как вода и энергия, вовлекая детей в обсуждения и мероприятия, которые способствуют ответственному использованию ресурсов, знакомя с методами сохранения их, мы реализовали такие проекты, как «Мусор - это серьезно, «Спасем нашу речку», «Кормушки для птиц» и многие другие.
Конечно, форм работы по патриотическому воспитанию много. Трудно перечислить все, но каждая играет определённую роль. Главное, чтобы они не носили разовый характер, а выстраивались в четкую систему. Чтобы и содержание, и форма соответствовали задачам проводимого мероприятия, вызывали интерес у самих ребят, понимание его значимости, важности, чтобы дети принимали непосредственное участие в подготовке этих мероприятий. Только тогда у них появится чувство любви к семье, близким, к родному краю, а затем и чувство любви и гордости к своей Отчизне. А это и есть главная задача патриотического и гражданского воспитания детей.