"Золотое кольцо России". Урок окружающего мира. 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Символы наших городов

Класс: 3

Ключевые слова: Золотое кольцо России


Цель урока. Познакомить обучающихся с интересными городами нашей Родины и некоторыми её достопримечательностями; развивать речь, память, мышление, воображение, умение слушать.

Планируемые результаты.

Учащиеся научатся:

  • находить на карте города Золотого кольца России;
  • уметь пользоваться картой с целью поиска информации;
  • приводить примеры достопримечательностей этих городов;
  • рассказывать интересные факты о памятниках культуры России;
  • бережно относиться к памятникам истории и культуры;
  • соотносить исторические события с историческим периодом;
  • уметь выбирать источник информации с учетом поставленной учебной задачи;
  • выполнять правила совместной работы в группах.

Тип урока: открытие новых знаний.

Оборудование.

  • Презентация с фотографиями городов России, их символами и достопримечательностями;
  • Рабочие листы для каждого ученика;
  • Распечатки филвордов для работы в группах.

Этап урока

Описание этапа урока

Время

Самоопределение к деятельности

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Нужно многое узнать!

1 мин

Открытие нового раздела учебника.
Сообщение темы урока

- Мы начинаем изучать новый раздел учебника.
(Учащиеся читают название раздела: «Путешествие по городам и странам». Стр. 85 учебника)
- Что нового вы узнаете, изучая этот раздел?
- Отгадайте загадку.

Что за чудо – жёлтый дом!
Ребятишек много в нём.
Носит обувь из резины
И питается бензином! (автобус)

- Правильно это автобус. На нём мы отправимся в путешествие по древним русским городам России, которые расположены на маршруте, названном «Золотым кольцом России»?

1 мин

Актуализация знаний

- Что вы знаете о городах России?
- В каких городах мы уже побывали в прошлом учебном году?
- С какими городами и их достопримечательностями познакомились на уроках окружающего мира во 2 классе? (Москва, Санкт-Петербург, Саратов)
Рассматривание карты.
- В путешествие по Золотому кольцу мы отправимся из Москвы.
- Покажите на карте столицу нашей Родины?
- Кто был в Москве?
- Какие остались впечатления? Что особенно запомнилось?
- А вы знаете, кто основал Москву? (Юрий Долгорукий)
- Какой год является годом основания Москвы? (1147 г.)
- Какие символы города Москвы вы знаете? (герб, флаг)
- Что символизирует герб? Что изображено на флаге?
- Флаг, герб и гимн это официальные символы нашей столицы, но есть еще и достопримечательности города. Их можно назвать неофициальными символами, брендом города. (учащиеся называют Московский Кремль, Красную площадь, Храм Христа Спасителя, Покровский собор (храм Василия Блаженного) и др.)

2 мин

Целеполага-ние

- Какие поставим перед собой цели?
Цель:
- узнать, что такое Золотое кольцо;
- познакомиться с городами Золотого кольца России и их символами,
- научиться находить города на карте,
- приводить примеры достопримечательностей этих городов.

- Рассмотрим карту. Отправимся в путешествие по автомобильной дороге. Путешествие начнём из Москвы на северо-восток по древним русским городам.
- Кто догадался, почему такое название у маршрута?
- Почему этот маршрут назван кольцом? А почему Золотым?
- Думаю, что в конце урока вы сможете ответить на эти вопросы.

2 мин

Открытие новых знаний

- Итак, мы поедем по известному туристическому маршруту, составленному советским журналистом Юрием Бычковым в 1967 году и названном «Золотое кольцо России». Журналист писал очерки о старинных городах, хранящих историю Руси. Маршрут Юрия Бычкова включал 8 городов:
Сергиев Посад
Переславль-Залесский
Ростов Великий
Ярославль
Кострому
Иваново
Суздаль
Владимир
- В настоящее время список городов Золотого кольца расширился. В маршрут включены города Углич и Плёс.

- Какой цели мы достигли? (узнали, что такое Золотое кольцо России)
- И мы прибываем в город Сергиев Посад.
- Сегодня я исполню роль экскурсовода и расскажу вам о Сергиевом Посаде. (Рассказ учителя)
История Сергиева Посада неразрывно связана с именем Сергия Радонежского, основавшего в далёком 1337 году монастырь, получивший название Троице-Сергиева лавра.
Троице- Сергиева лавра - это древнейший монастырь и символ города. На гербе и флаге города изображены купола лавры.
В городе есть знаменитый музей Игрушки, где собраны уникальные куклы и матрёшки, некоторым из них более 100 лет. Музей насчитывает более 30 000 игрушек из России и разных стран мира.

- Во время путешествия мы будем работать с маршрутными листами. Отметьте на карте посещенный нами город и заполните сведения в таблице.
(Учащиеся делают записи в таблице по образцу)

Название города

Дата основания

Символ города

Достопримечательности города

Сергиев Посад

1337 г.

Троице-Сергиева лавра
Музей Игрушки Гремячий ключ

10 мин

Физминутка

Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнем мы на привале…
Вправо, влево повернись!
Наклонись и потянись!
Руки вверх, руки вбок
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку
Словно быстрые зайчишки!

1 мин

Первичное применение знаний

- Отправимся в путешествие дальше. Города на Руси строились на расстоянии дневного переезда в конной повозке. Какой следующий город мы посетим?
- В 70 км от Сергиева Посада нас ждет Переславль-Залесский. Этот город может похвастаться длинной историей. Здесь сохранились памятники истории, которые создают удивительную атмосферу.
Сообщения заранее подготовленных учеников о Переславле-Залесском.
Этот город был заложен Юрием Долгоруким как укреплённый пункт на границе Ростово-Суздальского княжества в 1152 году и получил своё название по месту положения за непроходимыми лесами, поэтому – Залесский.
Горицкий монастырь - один из крупнейших и значимых монастырей Золотого кольца, достопримечательность и символ Переславля-Залесского, построенный в XII веке.
В Плещеевом озере обитает переславская рябушка. Именно эта рыбка и стала символом города Переславля-Залесского.

Учащиеся отмечают в маршрутном листе листе на карте город и заполняют таблицу.
- Послушайте аудио запись. Что вы услышали? (аудиозапись колокольных звонов).
- Мы отправляемся в город Ростов Великий (не путать с Ростовом-на –Дону). Со всех концов нашей страны и из-за границы прибывают туристы послушать мелодии колоколов Ростова Великого. Не каждый колокол имеет своё имя, как ростовские колокола.

Сообщение учеников о Ростове.
Впервые Ростов Великий упоминается в «Повести временных лет» под 862 годом среди городов подвластных князю Рюрику.
Ростовский кремль – самая замечательная часть города и памятник русского зодчества XVII века. За белоснежными стенами кремля видны многочисленные купола церквей, которые славятся своим мелодичным звоном.
Ростовская финифть – народный промысел и неформальный символ города.
На гербе и флаге г.Ростова Великого изображен серебряный олень с золотыми копытами и рожками, символизирующий благородство, знатность, верность, чистоту, целеустремленность и смелость.

- Отметьте в маршрутном листе сведения о Ростове Великом.

15 мин

Работа с информацией учебника

- Далее мы отправляемся в город Углич Ярославской области.
Учащиеся читают сведения из учебника. Стр.88 и заполняют таблицу.
- Прочитайте название следующего города Золотого кольца.
- Как вы думаете, кто его основал? Что вы знаете об этом человеке?
- О каких достопримечательностях Ярославля вы узнали?
- Что такое «общедоступный театр»?
- Достопримечательностями города считаются Ярославский театр и Церковь Ильи Пророка. Городская набережная Ярославля считается одной из самых красивых в Поволжье.

Заполните таблицу сведениями о Ярославле.

- Следующий город на Волге, в котором мы остановимся, – Кострома.
- Посмотрите на план города (учебник стр. 91). Что необычного вы заметили?
- Прочитайте в учебнике легенду, которая объясняет необычное устройство города.
- Там, где сходятся улицы города расположены старинные Торговые ряды. Как они назывались?
- Благодаря Екатерине II также появился герб города. На нём изображена галера великой императрицы, на которой она посещала Кострому.

- Запишите в таблицу основные сведения о Костроме.

- Путешествуя по Золотому кольцу, многие туристы посещают маленький прекрасный город на Волге - Плёс.
Плёсом называют широкую часть реки между изгибами и перекатами.
Герб и флаг Плёса изображают местоположение города и его значение для Руси. Ведь изначально город был крепостью на торговом пути вдоль Волги, который должен был защищать границы княжества. Отсюда изображение реки и торгового судна на гербе.

Сообщения учеников о Плёсе. Работа с маршрутным листом.

- Следующий пункт назначения город Иваново.
Архитектурный облик города Иваново складывается из роскошных купеческих особняков и кирпичных корпусов мануфактур, так назывались ткацкие фабрики. В городе есть красивые площади им. А.С.Пушкина и площадь Победы.

Сообщения учеников о достопримечательностях г.Иваново.

- Снова садимся в школьный автобус и прибываем в город-музей. Почему так назвают Суздаль? (стр. 92 учебника)
- Символы г.Суздаля отражают статус города. как столицы. Птица сокол в княжеской короне с родовым знаком суздальских князей напоминает о том, что в древности город был центром Ростово-Суздальского княжества.
Учащиеся читают, отвечают на вопросы, заполняют маршрутный лист.

- В 36 км от Суздаля и в 198 км от Москвы находится старинный город Владимир.
Владимир стоит на высоком берегу реки Клязьмы (приток Оки)

Учащиеся заполняют маршрутные листы.

Физминутка

Пальчиковая гимнастика. Упражнения «Заяц – коза – вилка».

1 мин

Закрепление. Проверка знаний

- Путешествие по маршруту «Золотое кольцо России» закончилось.
- Прочитайте вывод на странице 95 учебника.

- Теперь проверим, как вы запомнили города Золотого кольца.
1) Поработайте в группах.
Решение филворда «Города Золотого кольца»
2) Ответьте на вопросы теста.

8 мин

Подведение итогов

- Что нового узнали на уроке?
- Вам понравилось путешествие? Хотели бы вы увидеть эти города воочию?
- Перечислите города Золотого кольца России.
- Давайте вспомним, какие задачи мы поставили перед собой? Каких достигли?

- Вспомните вопрос начала урока. Объясните название туристического маршрута «Золотое кольцо России»? (Достопримечательности этих городов бесценны и сравнимы только с драгоценным металлом)
- О чем говорят нам символы города? (об истории города, нашей страны)

2 мин

Рефлексия.
Оценка эмоционального состояния детей

- Выберите и покажите смайлик, который соответствует вашему настроению в конце урока.

1 мин

Домашнее задание

  • Прочитать текст «Золотое кольцо России» в учебнике;
  • Подготовить ответы на вопросы раздела «Проверь себя»
  • Выполнить задания (на выбор) стр. 95

1 мин

Литература и интернет-источники

  1. Плешаков А.А. Окружающий мир: 3-й класс: учебник: в 2-х частях. / А.А.Плешаков – 16-е изд., стер. – Москва: Просвещение, 2025. – (Школа России)
  2. Плешаков А.А. Окружающий мир: 3-й класс: рабочая тетрадь: в 2-х частях./ А.А.Плешаков. – Москва; Просвещение, 2023.
  3. Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 3 класс: пособие для учителя/ Н.Ю.Максимова – М.: ВАКО, 2020.
  4. Соколова Н.А. Окружающий мир: 3 класс: рабочая тетрадь к учебнику Плешакова А.А. Окружающий мир. В 2-х частях. Ч.2 – М.: Издательство «Экзамен», 2020.
  5. Головин Н.Н. Моя первая русская история. В рассказах для детей. / Н.Н.Головин. – М.: Издательский центр «ТЕРРА», 1995. - 160 с.
  6. Большая Российская энциклопедия. «Голодарь» колокол. [Электронный ресурс]. - URL: https://bigenc.ru/c/golodar-kolokol-5212fd
  7. Макарова Т.В. Конспект урока на тему «Золотое кольцо России». [Электронный ресурс]. - URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2022/08/28/konspekt-uroka-po-okruzhayushchemu-miru-v-3-klasse
  8. Переславль-Залесский. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.sputnik8.com/ru/pereslavl-zalessky/activities/24028-obzornaya-ekskursiya-po-pereslavlyu-zalesskomu?event_date=2025-06-09&option_id=24028&event_id=130442831&ticket_id_82519=1
  9. Ростовский кремль. [Электронный ресурс]. - URL: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/b/b8/Flag_of_Rostov.svg/1280px-Flag_of_Rostov.svg.png
  10. Достопримечательности Ярославля. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.onetwotrip.com/ru/blog/guides/russian-federation/guide-yaroslavl/