Цель урока. Познакомить обучающихся с интересными городами нашей Родины и некоторыми её достопримечательностями; развивать речь, память, мышление, воображение, умение слушать.
Планируемые результаты.
Учащиеся научатся:
- находить на карте города Золотого кольца России;
- уметь пользоваться картой с целью поиска информации;
- приводить примеры достопримечательностей этих городов;
- рассказывать интересные факты о памятниках культуры России;
- бережно относиться к памятникам истории и культуры;
- соотносить исторические события с историческим периодом;
- уметь выбирать источник информации с учетом поставленной учебной задачи;
- выполнять правила совместной работы в группах.
Тип урока: открытие новых знаний.
Оборудование.
- Презентация с фотографиями городов России, их символами и достопримечательностями;
- Рабочие листы для каждого ученика;
- Распечатки филвордов для работы в группах.
Этап урока |
Описание этапа урока |
Время |
||||||||
Самоопределение к деятельности |
Начинается урок, |
1 мин |
||||||||
Открытие нового раздела учебника. |
- Мы начинаем изучать новый раздел учебника. Что за чудо – жёлтый дом! - Правильно это автобус. На нём мы отправимся в путешествие по древним русским городам России, которые расположены на маршруте, названном «Золотым кольцом России»? |
1 мин |
||||||||
Актуализация знаний |
- Что вы знаете о городах России? |
2 мин |
||||||||
Целеполага-ние |
- Какие поставим перед собой цели? - Рассмотрим карту. Отправимся в путешествие по автомобильной дороге. Путешествие начнём из Москвы на северо-восток по древним русским городам. |
2 мин |
||||||||
Открытие новых знаний |
- Итак, мы поедем по известному туристическому маршруту, составленному советским журналистом Юрием Бычковым в 1967 году и названном «Золотое кольцо России». Журналист писал очерки о старинных городах, хранящих историю Руси. Маршрут Юрия Бычкова включал 8 городов: - Какой цели мы достигли? (узнали, что такое Золотое кольцо России) - Во время путешествия мы будем работать с маршрутными листами. Отметьте на карте посещенный нами город и заполните сведения в таблице.
|
10 мин |
||||||||
Физминутка |
Мы сейчас все дружно встанем, |
1 мин |
||||||||
Первичное применение знаний |
- Отправимся в путешествие дальше. Города на Руси строились на расстоянии дневного переезда в конной повозке. Какой следующий город мы посетим? Учащиеся отмечают в маршрутном листе листе на карте город и заполняют таблицу. Сообщение учеников о Ростове. - Отметьте в маршрутном листе сведения о Ростове Великом. |
15 мин |
||||||||
| Работа с информацией учебника | - Далее мы отправляемся в город Углич Ярославской области. Заполните таблицу сведениями о Ярославле. - Следующий город на Волге, в котором мы остановимся, – Кострома. - Запишите в таблицу основные сведения о Костроме. - Путешествуя по Золотому кольцу, многие туристы посещают маленький прекрасный город на Волге - Плёс. Сообщения учеников о Плёсе. Работа с маршрутным листом. - Следующий пункт назначения город Иваново. Сообщения учеников о достопримечательностях г.Иваново. - Снова садимся в школьный автобус и прибываем в город-музей. Почему так назвают Суздаль? (стр. 92 учебника) - В 36 км от Суздаля и в 198 км от Москвы находится старинный город Владимир. Учащиеся заполняют маршрутные листы. |
|||||||||
Физминутка |
Пальчиковая гимнастика. Упражнения «Заяц – коза – вилка». |
1 мин |
||||||||
Закрепление. Проверка знаний |
- Путешествие по маршруту «Золотое кольцо России» закончилось. - Теперь проверим, как вы запомнили города Золотого кольца. |
8 мин |
||||||||
Подведение итогов |
- Что нового узнали на уроке? - Вспомните вопрос начала урока. Объясните название туристического маршрута «Золотое кольцо России»? (Достопримечательности этих городов бесценны и сравнимы только с драгоценным металлом) |
2 мин |
||||||||
Рефлексия. |
- Выберите и покажите смайлик, который соответствует вашему настроению в конце урока. |
1 мин |
||||||||
Домашнее задание |
|
1 мин |
Литература и интернет-источники
- Плешаков А.А. Окружающий мир: 3-й класс: учебник: в 2-х частях. / А.А.Плешаков – 16-е изд., стер. – Москва: Просвещение, 2025. – (Школа России)
- Плешаков А.А. Окружающий мир: 3-й класс: рабочая тетрадь: в 2-х частях./ А.А.Плешаков. – Москва; Просвещение, 2023.
- Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 3 класс: пособие для учителя/ Н.Ю.Максимова – М.: ВАКО, 2020.
- Соколова Н.А. Окружающий мир: 3 класс: рабочая тетрадь к учебнику Плешакова А.А. Окружающий мир. В 2-х частях. Ч.2 – М.: Издательство «Экзамен», 2020.
- Головин Н.Н. Моя первая русская история. В рассказах для детей. / Н.Н.Головин. – М.: Издательский центр «ТЕРРА», 1995. - 160 с.
- Большая Российская энциклопедия. «Голодарь» колокол. [Электронный ресурс]. - URL: https://bigenc.ru/c/golodar-kolokol-5212fd
- Макарова Т.В. Конспект урока на тему «Золотое кольцо России». [Электронный ресурс]. - URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2022/08/28/konspekt-uroka-po-okruzhayushchemu-miru-v-3-klasse
- Переславль-Залесский. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.sputnik8.com/ru/pereslavl-zalessky/activities/24028-obzornaya-ekskursiya-po-pereslavlyu-zalesskomu?event_date=2025-06-09&option_id=24028&event_id=130442831&ticket_id_82519=1
- Ростовский кремль. [Электронный ресурс]. - URL: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/b/b8/Flag_of_Rostov.svg/1280px-Flag_of_Rostov.svg.png
- Достопримечательности Ярославля. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.onetwotrip.com/ru/blog/guides/russian-federation/guide-yaroslavl/
