Литературный экспресс: путешествие к сердцу родного края. Символы г.Курска в произведении Е.И.Носова "Дорога к дому"

Разделы: Символы наших городов

Класс: 6

Ключевые слова: г.Курск, Е.И.Носов "Дорога к дому"


Цель урока:

  • Познакомить учащихся с символическим значением образов Курска в рассказе Е.И.Носова,
  • Развить умение анализа художественного текста,
  • Воспитывать любовь к родному краю через литературу.

Задачи урока:

Обучающие:

  • познакомить с произведением Е.И.Носова «Дорога к дому»;
  • формировать навыки читательской грамотности;
  • способствовать формированию умения анализировать художественный текст;
  • углубить знания обучающихся о родном крае посредством изучения художественного произведения.

Развивающие:

  • развивать способность к самостоятельному осмыслению художественных произведений;
  • активизировать познавательную активность школьников посредством творческих заданий и исследовательской работы с картографическими материалами;
  • формировать логическое мышление (умение сравнивать, выделять существенные признаки, делать выводы);
  • формировать навыки самоконтроля и взаимопроверки;
  • развивать эмоциональный интеллект учащихся.

Воспитательные:

  • прививать любовь к родной литературе, родному краю, способствовать формированию положительной учебной мотивации;
  • содействовать воспитанию нравственных качеств у обучающихся, воспитанию патриотизма.

Планируемые результаты:

  • предметные УУД: формирование знаний о символах Курской области; формирование навыка распознавания средств художественной выразительности; закрепление навыка поиска информации в текстах разной направленности; закрепление навыка работы с интеллект-картами; воспитание интереса к изучению предмета;
  • личностные УУД: понимание значения изучения родной литературы в процессе получения образования, стремление к речевому самосовершенствованию;
  • регулятивные УУД: целеполагание, планирование, рефлексия, саморегуляция;
  • познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста; анализ, умение доказывать;
  • коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Ход урока

Оборудование: текст «Дорога к дому» Е.И.Носова (приложение 2) презентация, ватман, фломастеры, раздаточный материал в конвертах (приложение 3), которые откроют по команде учителя, рабочие листы (приложение 1).

1. Организационный момент (1 минута)

Приветствие учеников, проверка готовности к уроку.

2. Мотивирование на учебную деятельность (5 минут)

Учитель: Ребята, любите ли вы путешествовать?

Как вы предпочитаете путешествовать?

Почему человеку необходимы путешествия?

В каких городах и странах вы бывали?

А часто ли вы путешествуете по родному краю?

3. Актуализация знаний

Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие по Курской области. Мы поедем в разных вагонах, но у нас один маршрут и одна конечная станция. Напоминаю правила работы в группе/поведения на железнодорожном транспорте? (см. Презентацию) СЛАЙД 1.

СЛАЙД 2. Перед тем, как отправиться, заполните, пожалуйста, посадочный талон. Впишите свои данные в рабочий лист (см. приложение к уроку) и напишите 5 фактов, которые вам известны о Курске.

4. Выявление места и причины затруднения

Зачитывание результатов. (Дети перечисляют наиболее известные факты о своем городе)

Получается, что мы мало знаем о своем родном городе. В ходе нашего путешествия вы узнаете много интересного о родной земле.

5. Построение проекта решения проблемы

Залог интересного путешествия – хороший экскурсовод. Предлагаю вам угадать, кто это будет. Вы все его хорошо знаете.

СЛАЙД 3. Факты о писателе:

  1. В возрасте 16 лет пережил нацистскую оккупацию.
  2. День Победы встречал в госпитале в Серпухове.
  3. Работал  художником-оформителем и литературным сотрудником в газете.
  4. 1990 году было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
  5. Ему принадлежит фраза: «Покормите птиц».

СЛАЙД 4. Евгений Иванович Носов. Сегодня мы познакомимся с удивительным произведением «Дорога к дому».

СЛАЙД 5. Запишите в рабочих листах тему урока «Литературный экспресс: путешествие к сердцу родного края". Символы Курска в произведении Евгения Ивановича Носова «Дорога к дому».

Посмотрите на слайд презентации, вставьте подходящие по смыслу слова и сформулируйте цели нашего путешествия:

  • Познакомиться с символическим значением образов _______ в рассказе Е.И.Носова.
  • Развить умение анализа _____________________.
  • Воспитывать любовь к __________ через ___________________.

Проверка: СЛАЙД 6.

Внимательно изучите информацию в своем посадочном талоне и скажите, откуда начнется наше путешествие? (работа с РЛ, ответ: Москва, Курский вокзал) СЛАЙД 7 (приложение 1)

Ребята, найдите в тексте момент, когда автор отправляется с вокзала. Давайте его послушаем.

(зачитать отрывок из текста Е.И.Носова: (индивидуальное предварительное дз: выразительное чтение наизусть)

«...Как-то поспешно, уже отрешенно бросаешь в чемодан неизрасходованные рубахи, надоевшие галстуки, без сожалеющей оглядки захлопываешь московский гостиничный номер и с тайной вожделенностью выкрикиваешь таксисту: «На Курский!» В эту минуту он — лучший из всех вокзалов. Многие едут в том направлении — туляки, орловцы, белгородцы и далее — во многие города и веси российского юга, Украины и даже всего Кавказа и Закавказья, но вокзал все же назван не «Тульским», не «Орловским», даже не «Кавказским», а почему-то в угоду твоей душе: «Курский», и все тут!»

- С каким чувством автор говорит о своем родном крае?

- Почему он так гордится им?

- С помощью каких средств выразительности Евгений Иванович передает это чувство, почему выбирает именно их? (синтаксические средства: распространенные предложения, неполные предложения, прямая речь; лексические: просторечия).

- Готовы к отправлению? Тогда в путь. СЛАЙД 8.

6. Реализация проекта

Евгений Иванович заядлый путешественник. Он посетил много мест. Давайте познакомимся с ними.

СЛАЙД 9-21. Защита предварительного дз: один ученик читает отрывок из текста Е.И.Носова, другой расставляет точки на карте.

Мне довелось увидеть многое. Видел Кызылкумы — Красные пески, где, несмотря на сорокаградусную жару, местные ребятишки, черные, как стручки акации, гоняли мяч, норовя забить его между двух флегматично дремлющих верблюдов, служивших им футбольными воротами. Всходил на заснеженные перевалы Джунгарского Алатау, за которым из-под ладони виделся Китай. Пробирался девственными борами Беловежской пущи, напоенными такой хрустально-звонкой тишиной, что далеко слыхать, как, падая, стучит по сучьям сорвавшаяся шишка. На таежных увалах Сибири рвал охапками жарки, факельно пылающие в нетронутых травах. Пил воду Сырдарьи и Северной Двины, Кубани и Волги, Тихого Дона и знаменитой Непрядвы на Куликовом поле, пил из Енисея и Ангары, из Онеги озера и священного моря Байкал. Входил под арку Золотых ворот во Владимире и под арку Зимнего дворца, безмолвно стоял перед невянущими фресками Дионисия в Ферапонтовом монастыре и заглядывал в ссыльную келью опального патриарха Никона в Кириллове Белозерском. Преклоненно замирал в залах Третьяковки и, ошарашенный, смятенный, и в то же время с гордым чувством за величие человеческого духа уходил из Эрмитажа...

- Ребята, о чем говорит такая богатая география путешествий Е.И.Носова? (автор много где побывал и много видел, ему есть с чем сравнить)

- Как автор отзывается о чужих краях? (с уважением и почтением, он отмечает особенности каждой местности, ее колорит)

- О каком качестве человека это говорит? (это говорит о чувстве достоинства, об умении видеть красоту в самых простых вещах)

СЛАЙД 22.Теперь предлагаю вам посмотреть, как автор говорит о своем родном крае. У вас на столах произведение «Дорога к дому». У каждой группы есть отрывок, выделенный жирным шрифтом. (приложение 2). Перечитайте его, найдите информацию, о каких символах Курска рассказывает Евгений Иванович. Ответ оформите в виде интеллект-карты.

ВРЕМЯ РАБОТЫ 5 МИНУТ.

- Прочитайте отрывок, с которым вы работали, назовите символы, о которых говорит Носов.

Во время представления работы других групп дети продолжают заполнение интеллект-карт.

Проверка:

1 группа: СЛАЙД 23-27.

  • поезд «Курский соловей»
  • соловьи
  • говор «г» фрикативное
  • Курская дуга. Поныри.
  • 2 и 3 группа, внесите информацию в свои интеллект-карты.

2 группа: СЛАЙД 28-30

  • антоновка
  • Тускарь
  • 1 и 3 группа, внесите информацию в свои интеллект-карты.

3 группа: СЛАЙД 31-35

  • Свобода
  • Феодосий Печерский
  • Курская Коренская ярмарка
  • «Слово о полку Игореве»
  • 1 и 2 группа, внесите информацию в свои интеллект-карты.

7. Первичное закрепление (Работа с креолизованными текстами)

(Приложение 3) СЛАЙД 36.

У вас на столах есть конверты. Откройте их, послушайте задание:

  • Изучите информацию из разных источников, представленную в вашем раздаточном материале.
  • Обратите внимание на источники, откуда взята эта информация.
  • Оцените ее с точки зрения достоверности.
  • Подготовьте сообщение о заданном символе длительностью не более 1 минуты, используя предложенный материал.
  • Ознакомьтесь с критериями оценивания ответа на слайде.

8. Самостоятельная работа. ВРЕМЯ РАБОТЫ 5 МИНУТ

Итак, давайте подробнее узнаем о символах Курска, о которых шла речь в рассказе Носова.

Ответы обучающихся.

9. Работа со средствами выразительности

СЛАЙД 37

- На что вы обратили внимание при чтении текста Е.И. Носова? (яркость, образность языка)

- Давайте посмотрим, с помощью каких средств выразительности автор достигает данного эффекта.

  • 1 группа ищет метафоры
  • 2 группа - эпитеты
  • 3 группа – диалекты.

ВРЕМЯ РАБОТЫ 2-3 МИНУТЫ. Проверка.

- Как вы считаете, какое из 3х средств выразительности наиболее значимо именно в этом произведении (диалекты)? Почему? Можно было бы их заменить на синонимы из общеупотребительной лексики? (нет, именно благодаря диалектам автор передает колорит местности, о которой он рассказывает, он нарочно употребляет большое количество «местных» слов, чтобы читатель, не знакомый с нашей местностью, смог наиболее ярко прочувствовать особенности нашего края).

10. Рефлексия учебной деятельности на уроке

СЛАЙД 37

Ребята, самым главным достоянием любой земли являются люди, которые живут на ней, создавая ее честь и славу. Курск может гордиться своими сынами, он воспитал множество известных личностей: спортсмены, актеры, певцы, художники и архитекторы, герои сражений, и, конечно, писатели. Наше учебное заведение носит имя героя России, Михаила Алексеевича Булатова. Его имя тоже вошло в историю Курска и многих людей, которые знали его лично. Каждый из них с любовью и уважением относится к своей малой Родине.

Вот и закончилось наше путешествие. Мы вернулись на родную землю. СЛАЙД 23

В тексте есть слова, в которых Евгений Иванович признается в любви своему родному краю. (чтение отрывка из текста)

И вот всякий раз — наездишься, насмотришься, наудивляешься, голову распирает от впечатлений, приходит момент, когда ноги и глаза уже отказывают: ноги не несут, а взгляд начинает скользить по поверхности — и вдруг неудержимо, ностальгически, с каким-то подскуливанием души захочется к себе, домой, в Курск.

А что значит Курск для вас? Составьте ассоциограмму к слову КУРСК. Запишите на каждую букву слова ассоциацию, которая возникает у вас.

Как вы считаете, мы выполнили цели, которые ставили перед собой в начале путешествия?

11. Домашнее задание

Задание на выбор: - записать буктрейлер к произведению Е.И.Носова «Дорога к дому»;

  • написать мини-сочинение «Что значит быть курянином?»;
  • подготовить сообщение об известных курянах;
  • выписать из текста произведения диалекты, объяснить их значение.

ОЦЕНКИ ЗА УРОК.

Я предлагаю разместить ваши интеллект-карты на доске, посмотрите, какая карта достояний Курска у нас получилась. С вашего разрешения я добавлю сюда еще два символа: «люди», «слово».

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ

Ребята, вы знакомы со многими произведениями Носова и уже не раз убедились в том, очень важно изучать жизнь, творчество Евгения Ивановича, его книги не оставляют равнодушным, учат любить свою малую родину – Курскую землю и большую – Россию преданной, сыновьей любовью.

В вашей жизни будет много городов, много дорог, по которым предстоит пройти, но самым дорогим местом всегда будет Курск, а самой любимой дорогой – дорога к дому.

Спасибо большое за урок! Вы молодцы!