Предмет: "Основы религиозных культур и светской этики" (модуль «Основы светской этики).
Место урока в системе уроков по данной теме: 2 урок по теме "Россия - наша Родина".
Цели урока
- Образовательные: сформировать представление об уникальной природной жемчужине Сибири – озере Байкал; определять особенности географического положения, происхождения, климата, водного и животного мира озера; выявлять закономерности взаимосвязей компонентов природы на примере Байкала;
- Развивающие: развитие навыков работы с различными справочными материалами, формировать умение работать с различными источниками информации, умение выделять главное, умение работать в группе.
- Воспитательные: формирование экологического сознания учащихся на примере экологических проблем Байкала и их причин.
- Задачи: продолжать знакомить детей с достопримечательностями родного края; развивать познавательную активность; закрепить знания о животном и растительном мире Байкала; воспитывать чуткость к художественному слову; выразительно, с естественными интонациями читать стихи; воспитывать гуманное отношение к животным, бережное отношение к природе. Воспитывать чувство гордости к своей малой родине.
Планируемые результаты
- личностные: раскрыть значимость знаний об озере Байкал
- метапредметные: вырабатывать умения управлять своей познавательной деятельностью; самостоятельное приобретение практических умений по работе с картой и с дополнительными источниками литературы
- предметные: анализировать рисунки, выполнять практические задания, работать с текстом.
Оборудование: интерактивная доска, слайды с видами Байкала, иллюстрации и фотографии о Байкале (растительный и животный мир озера Байкал); географическая карта,плоскостной разрезной силуэт озера с загадками, иллюстрации с изображением озера, животных, растений, плотные цветные листы картона, клей,ножницы, физическая карта России, энциклопедии.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель: Сегодня я хочу пригласить вас совершить путешествие в один из красивейших уголков Сибири. Давайте повернёмся друг к другу, улыбнёмся, настроимся на поиск и творчество и начнем урок.
2. Постановка темы, цели и задач урока
На экране слайд, на котором написана тема урока, но не до конца: «Славное море – священный……».
Учитель: Чтобы узнать тему нашего урока и определить, о каком природном объекте пойдет речь, Вам необходимо отгадать загадку:
(Чтение стихотворения заранее подготовленным учеником)
А что это такое? Такое голубое,
Холодное, как льдинка, прозрачно, как стекло?
Быть может, это небо за сосны зацепилось,
По скалам покатилось и на землю стекло?
А что это такое? Такое золотое?
Блестящее, как зеркало, слепящее глаза?
Быть может, это солнце легло поспать под скалы,
Оно лежит устало, закрыв свои глаза?
А что это такое? Все время в непокое,
Быть может , это туча застряла среди скал?
А это и не туча,
А это и не небо,
А это и не солнце...
(дети все вместе):
А озеро Байкал!
Учитель: Как будет звучать тема нашего урока?
На слайде появляется тема урока полностью «Славное море – священный Байкал».
Учитель: сегодня мы попробуем себя в роли молодых учёных, отправимся в экспедицию к озеру Байкал.А в конце нашего путешествия создадим сборник «Славное море – священный Байкал» (заметки юного путешественника).
- Какова же будет цель нашего путешествия? (дети вместе с учителем формулируют цель урока)
Цель: как можно больше узнать о природном районе озера Байкал; познать красоту, уникальность природного комплекса. Познакомить с историей открытия и изучения озера Байкал, экологических проблемах Байкала и природоохранных мероприятиях, создать сборник.
3. Актуализация опорных знаний
1. Перед тем как отправиться в путешествие, давайте отгадаем кроссворд "Что мы знаем о Байкале?" Приложение 1
- Запишите свои сведения о Байкале в первую и третью колонку таблицы
| Знали | Узнали новое |
Хотим узнать |
|
|
|
Физкультминутка
А над морем - мы с тобою!
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем - мы с тобою!
(Дети машут руками, словно крыльями).
Мы теперь плывем по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.
(Дети делают плавательные движения руками)
Поглядите: чайки важно
Ходят по морскому пляжу
(Ходьба на месте)
Сядьте, дети, на песок,
Продолжаем наш урок.
(Дети садятся за парты)
Байкал стал для многих людей источником вдохновения. Сколько картин написано! Сколько песен, стихотворений сложено о Байкале! Одним из них хочется закончить наш урок-путешествие.
Живой Байкал
Как ты красив, наш батюшка Байкал!
Среди лесов, песчаных дюн и скал
Стоишь, не зная горестей и бед
Уж четверть сотни миллионов лет.
Играют над тобой Сарма, Култук,
А то и Баргузин задует вдруг.
И как с цепей сорвавшись, Верховик
Мчит над тобой, ловя прекрасный миг.
А ты вальяжно нежишься, но все ж
И по тебе идет волнами дрожь
От непослушных ветреных детей.
Они уснут – становится теплей.
И в тишине ведешь богатству счет,
Что притаилось в бездне твоих вод:
Шесть сотен видов флоры лишь одной,
Из фауны хорош осетр с икрой.
И ловят омуля кому не лень.
Есть сиг, и голомянка, и тюлень:
Нажил богатства ты не без труда,
Но главное из них – твоя вода.
Целебных свойств ее не перечесть,
И тайная в ней святость тоже есть.
Отведаешь водицы не спеша,
И чище станет у тебя душа.
Н.Дробот
Учитель: Сегодня мы с вами говорили о водной стихии, поэтому у вас на столах лежат разноцветные капельки. Кто считает, что ему все удалось на уроке, было комфортно, поднимите капельку голубого цвета, у кого были трудности, что-то не получилось - поднимите капельку синего цвета, а кому эта тема показалась очень сложной, поднимите капельки чёрного цвета.
Домашнее задание у каждого из вас написано на капельке, которую вы себе выбрали.