Конспект занятия по поликультурному воспитанию в подготовительной группе. Тема занятия: «Национальные костюмы народов России»

Разделы: Работа с дошкольниками, Патриотическое воспитание

Класс: д/с

Ключевые слова: народный костюм, подготовительная группа


Цель занятия: формирование у старших дошкольников положительного отношения к культуре и традициям народов России, понимание красоты и своеобразия национальных костюмов, развитие навыков межэтнического общения и толерантности.

Задачи занятия:

  • Познакомить детей с историей возникновения, внешним видом и назначением национальных костюмов народов России.
  • Учить распознавать отличительные черты традиционного русского, татарского, башкирского, бурятского и других костюмов.
  • Развивать интерес к изучению национальной культуры и уважительное отношение к различным этнокультурам.
  • Воспитывать стремление сохранять и передавать лучшие традиции своего народа будущим поколениям.
  • Формировать навыки продуктивного взаимодействия в команде, сотрудничество и помощь друг другу.

Предварительная работа:

  • Проведение бесед с родителями о происхождении семьи, национальных традициях.
  • Сбор фотоматериалов и презентаций о российских национальных костюмах.
  • Подготовка альбомов, кукольных театров и экспонатов, демонстрирующих национальные костюмы.

Материалы и оборудование:

  • Фото- и видеоконтент о национальных костюмах народов России.
  • Кукольный театр с персонажами в национальных костюмах.
  • Альбомы и брошюры с описанием внешнего вида и истории появления отдельных видов одежды.
  • Тематическое игровое пособие «Одень куклу в национальный костюм».
  • Костюмированные герои-маркёры для обозначения конкретных народов (матрешка, татарская красавица, чукотский охотник и др.)

Ход занятия

1. Вступительная часть

Дети сидят полукругом возле воспитателя.

Воспитатель: сегодня мы поговорим о красивой части культуры наших народов — национальном костюме. Мы вместе попробуем разобраться, как выглядят традиционные русские, татарские, башкирские, бурятские и другие костюмы, и выясним, зачем нужны такие особые одеяния.

2. Основная часть

Этап №1. Ознакомление с русским народным костюмом.

Педагог показывает детям иллюстрации русского женского костюма: сарафан, кокошник, рубаха и пояс. Объясняет назначение каждого элемента, историю происхождения. Далее демонстрируют мужской русский костюм: косоворотку, штаны, кафтан и лапти. Обсудите с детьми особенности и различия между мужским и женским нарядом.

Практика:

- Показ кукольного театра, одетых кукол в русские костюмы.

- Вопросы детям: почему раньше носили именно такую одежду? Чем отличаются мужские и женские костюмы? Что такое кокошник и какая у него была задача?

Этап №2. Знакомство с татарскими национальными костюмами.

Педагог объясняет характерные признаки татарского костюма: яркий женский халат, расшитый бисером и лентами, головной убор кубелёк, изящную обувь, серьги и браслеты. Демонстрирует отличия мужских костюмов: жилетку и меховую шапку.

Практика:

- Задание «Найдите отличие»: две куклы в похожих татарских платьях имеют небольшие различия в головных уборах и аксессуарах.

- Работа с пособием «Одень куклу в татарский костюм».

Этап №3. Башкирский народный костюм.

Педагог раскрывает особенности башкирского платья с яркой вышивкой, шелковой юбкой и обязательным платком на голове женщины. Мужчины носят кафтаны, шаровары и кожаные сапоги.

Практика:

- Составление рассказа ребенком о внешнем виде башкирского костюма.

- Игра «Оденемся правильно»: дети помогают друг другу выбрать правильные элементы башкирского костюма.

Этап №4. Бурятский костюм.

Учитель рассказывает о богатых деталях бурятского костюма: шубы из овечьего меха, длинные халаты, войлочные шляпы, украшенные металлическими подвесками и яркими камнями.

Практика:

- Рисунок пальчиками бурятского головного убора и одежды с ярким декором.

- Мини-викторина: дети вспоминают и перечисляют элементы бурятского костюма.

Этап №5. Другие национальные костюмы России.

Рассмотрение костюмов малых народов Севера, Кавказа, Якутии и других регионов. Показ видео-презентаций и фотографий. Разговор о внешних особенностях, назначении аксессуаров и предназначении каждого типа одежды.

Практика:

- Разыгрывание мини-спектакля, где дети одеваются в предложенные костюмы и рассказывают короткие монологи о своём народе.

3. Заключительная часть

Педагог обобщает сведения, заданные на занятии, подчеркивает значение сохранения и изучения национальных костюмов для укрепления дружбы и согласия между народами России.

Рефлексия:

  • Какие костюмы вам понравились больше всего?
  • Что нового вы узнали о национальных костюмах России?
  • Хотели бы попробовать примерить такой костюм самостоятельно?

Итог занятия: проверка знаний через викторину, совместное исполнение песни в стиле какого-нибудь национального праздника.

Ожидаемые результаты:

  1. Дети приобретают базовые знания о национальных костюмах разных народов России.
  2. Учащиеся способны назвать отличительные признаки основных типов костюмов.
  3. Появляется положительное отношение к национальной культуре и стремление сохранить культурное наследие.
  4. Участники начинают понимать ценность культурной идентичности и уважение к чужой культуре.