Основой для обучения детей правописанию является учение о фонемном составе слова. Программы орфографических действий, которые необходимо выполнить для написания слов, базируются на фонематическом анализе. Д.Б.Эльконин писал, что от уровня осознания ребенком звуковой действительности языка и строения звуковой формы слова зависит усвоение не только грамоты, но и грамматики, и орфографии.
Для детей с нарушениями речи осознание звука, как единицы речи, представляет особые трудности (Левина Р.Е., Спирова Л.Ф. и др.). Известно, что они часто путают понятия «звук» - «буква», «гласные» - «согласные», медленно усваивают навыки звукового анализа, с трудом применяют в своей речи специальные термины, характеризующие фонетические и фонематические операции. Мы полагаем, что в основе подобных ошибок также могут лежать недостаточно продуманные методические приемы обучения - введение в работу всего спектра характеристик звуков в течение слишком короткого времени, в результате чего у детей с недоразвитием речи не формируется связь «звук - артикуляция-термин».
Для предупреждения появления таких ошибок необходимо использовать технологию обучения, которая предполагает поэтапное, последовательное, логически построенное изучение всех характеристик звуков. Использование наглядности при формировании и коррекции фонематического восприятия и анализа способствует более прочному усвоению материала. Предлагаемая методическая разработка «План-схема характеристики звука» помогает учащимся более четко осознать, что представляет собой звук речи с привлечением кинестетических ощущений. У детей развивается способность слышать себя и четко ощущать движения органов артикуляции. Таким образом, формируются устойчивые ассоциативные связи между акустическим образом звука, его артикуляционным укладом и термином. С опорой на план - схему, которая стационарно располагается рядом с доской, дети учатся давать характеристику любому звуку. Кроме того, план-схема способствует выработке алгоритма действий и оказывает помощь в планировании речевого высказывания, что также является достаточно сложной задачей для детей с недоразвитием речи.
Основная цель методической разработки:
- обучить умению различать звуки и характеризовать их по основным акустическим и артикуляционным признакам;
- тренировать в использовании правильной терминологии в самостоятельной речи, активизировать речевые высказывания;
- учить применять полученные знания и умения при выполнении фонетического разбора слова.
Последовательность этапов введения в фонематический анализ с использованием пособия «План-схема характеристики звука» следующая:
Модуль «Звуки речи»
- Понятие «звуки речи». Привлечение внимания учеников к звукам как явлению окружающего мира. Осмысливание информационной значимости звуков и способа их образования.
- Артикуляционный аппарат человека и способы образования звуков речи.
- Классификация звуков по способу произнесения. Упражнения на различение и группировку звуков по наличию или отсутствию преграды во рту.
Модуль «Гласные звуки»
- Понятие «Гласный звук» (изображение губ в красной рамке). Формирование и закрепление связи «звук - отсутствие преграды - гласный звук». Выделение гласных из группы изолированных гласных и согласных звуков.
- Обозначение гласных звуков в схеме слова (в начале, в середине, в конце). Формирование и закрепление связи «звук - отсутствие преграды - гласный звук - красный цвет »
- Определение количества гласных звуков в группе звуков, в словах.
- Понятия «ударный и безударный гласный звук» (обозначение ударного гласного черным треугольником).
Модуль «Согласные звуки»
- Понятие «согласный звук» (изображение губ в синей рамке). Формирование и закрепление связи «звук - наличие преграды - согласный звук» (акцентируем внимание на том, что вся информация о согласных звуках дается в синей рамке). Дифференциация гласных и согласных звуков с опорой на органы артикуляции. Закрепление в активной речи терминов «гласный звук», «согласный звук».
- Мягкие и твердые согласные звуки. Упражнять в различении и произнесении мягких и твердых согласных звуков с опорой на уклад органов артикуляции и движения губ и языка. Формирование связи «звук - наличие преграды - твердое звучание - синий цвет»; «звук - наличие преграды - мягкое звучание - зеленый цвет». Обозначение мягких и твердых согласных в схемах слов. Запись слогов в две строчки при изучении пар гласных букв (А - Я, О - Ё, У - Ю, Ы - И, Э - Е).
- Звонкие и глухие согласные. Классификация согласных звуков по звонкости — глухости с опорой на слуховое восприятие и тактильное ощущение участия (не участия) голосовых складок. Упражнять в правильном произнесении звуков в изолированном виде без призвука.
- Усвоение понятия «парные и непарные согласные звуки». Определить сходство и различие парных согласных. Упражнять в запоминании парных и непарных согласных. Наблюдение слабой позиции звонких согласных звуков на конце или в середине слова перед глухими согласными.
Практический модуль
Примерные виды заданий и упражнений с использованием плана-схемы.
- Отгадывание звука по отсутствию или наличию преграды (гласный - согласный).
- Дидактическая игра «Скажи наоборот» (твердый - мягкий, звонкий - глухой).
- Называние или определение согласного звука по его характеристике (с постепенным усложнением).
- согласный, звонкий (глухой);
- согласный, твердый (мягкий);
- согласный, звонкий, твердый;
- согласный, звонкий, глухой, парный;
- согласный, глухой, мягкий, непарный.
- Характеристика заданного звука по плану (устно, письменно).
- Характеристика первого звука имени, фамилии и т.д.
- Выполнение звукового анализа слов. Запись звукового анализа должна производиться только на основе слухового восприятия или картинном материале. Буквенная запись слова не должна быть перед глазами детей.
- Выполнение звукового анализа слов при изучении гласных второго ряда. Рассматривается анализ слов, в которых гласная находится в разных позициях.
- Фонетический разбор слов: мал, мел, моль и т.д.
- Фонетический разбор слов с мягким и разделительным мягким знаком.
Каждый ученик, посещающий логопедические занятия, имеет «План-схему» характеристики звука, в которую внесены сокращения слов, необходимые для записи характеристики звука. Схема используется также на уроках и при выполнении домашних заданий.
Опыт многолетней логопедической практики показывает, что данная методика позволяет сформировать твердые навыки фонематического анализа, что способствует успешному формированию письма на основе фонематического принципа. Четкое представление о звуках, умение оперировать терминами и последовательно излагать свои мысли значительно облегчает дальнейшую коррекционную работу.
Важна и эмоциональная сторона этого процесса. Ученики, посещающие логопедические занятия, в классе лучше всех выполняют фонетический разбор слов, что вызывает уважение одноклассников и вселяет уверенность в своих силах.