В представленном проекте раскрывается актуальность, которая обусловлена, в-первую, очередь, памятной датой, которую отмечает вся наша страна 9 мая 2025 года, это 80-летие со дня победы в Великой Отечественной войне. А также формированием исторической памяти учащихся оркестровой студии и исполнительских навыков в области аккомпанирования.
Обоснованность темы проекта, ее значимость для практики, а также актуальность заключается в следующем. Нынешнее поколение поколение ребят, мало кто слушает и знает песни времен Великой Отечественной войны, тем более исполняет на баяне и аккордеоне, которые в свою очередь внесли огромный духовный вклад для поднятие морального духа народа в годы Великой Отечественной войны.
В годы Великой Отечественной войны музыка играла очень важную роль. Она воодушевляла, вдохновляла и успокаивала бойцов и тех, кто трудился в тылу. Музыка всегда воздействовала на человека. А в годы войны, особенно: марши заставляли поддерживать боевой дух, во время привала - песни о доме, о любимой - согревали душу, давали кратковременную передышку напряжению. Как писал Александр Твардовский в своей поэме «Василий Тёркин»: «Кто сказал, что надо бросить песню на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне». Не случайно в годы войны создавалось много песен и стихов. Песни Великой Отечественной Войны поют и сейчас, спустя 80 лет назад. Великая Отечественная война ворвалась без спроса в жизнь каждого человека советской страны.
В годы Великой Отечественной войны деятели искусств сыграли важную роль в поддержке морального духа населения, солдат и офицеров. Их творчество становилось источником вдохновения и надежды в трудные времена.
Многие художники, писатели, композиторы и актеры работали на фронте, участвуя в концертах, постановках и выставках. Эти мероприятия помогали поднимать боевой дух военнослужащих и выражали солидарность с ними. Например, фронтовые бригады артистов путешествовали по линиям фронта, развлекая и поддерживая солдат.
Война вдохновила многих творцов на создание значительных произведений искусства. Писатели, такие как Константин Симонов и Борис Полевой, создавали литературные произведения, отражающие героизм, мужество и трагедию войны. Музыка того времени тоже находила отражение в произведениях, например, в песнях, таких как "Катюша".
После войны деятели искусств продолжали сохранять память о потерях и героизме народа. Их работы помогали формировать отношение к войне в обществе. Кинематограф, живопись и литература стали основными средствами передачи исторического опыта и наследия следующим поколениям.
Таким образом, деятели искусств во время Великой Отечественной войны стали важной частью не только культурной, но и социальной жизни страны, помогая людям пережить трудные времена и сохраняя память о войне.
Основная цель проекта: сохранение исторической памяти, через совместное музицирование детей и родителей путём разучивания песен времен Великой Отечественной войны.
Задачи:
- Создание необходимых условий для проявления и реализации творческих способностей детей;
- Расширение эмоционально-чувственного восприятия действительности детьми в процессе приобщения к музыкальной деятельности, через ознакомление и игру песен времён ВОВ;
- Расширение кругозора учащихся путем ознакомления с содержанием песен и истории их создания;
- Расширение теоретических знаний, путем анализа песен (формы, ладо-гармонического строя)
- Формирование навыков аккомпанирования и его практическое применение;
- Развитие чувства ансамбля с поющим при аккомпанементе , артистизма и музыкальности;
- Формирование информационной, коммуникативной компетентности
Этапы проекта:
- Подбор песенного репертуара времён ВОВ для каждого учащегося в соответствии с их возрастными и специальными способностями.
- Разучивание с каждым ребёнком аккомпанемента песен.
- Изучение исторических фактов создания песен.
- Составление программы концерта.
- Проведение совместных репетиций с родителями.
- Проведение концерта.
- Проведение анализа концерта слушателями (составления анкеты для слушателей до концерта и после концерта) и самоанализа исполнителями.
Сроки реализации проекта:
- Начало проекта: конец октября – подбор песен для аккомпанирования учащимися для концерта.
- Конец декабря: распределение репертуара по учащимся
- Начало января по конец апреля – разучивание учащимися аккомпанемента песен,
- Апрель - проведение совместных репетиций детей с родителями.
- Окончание проекта: апрель – концерт в оркестровой студии «Музыка и песни времен Великой Отечественной войны»
По окончании проекта учащиеся узнают:
- Песни времён Великой Отечественной войны
- Какую роль играли песни и музыка во времена ВОВ
По окончании проекта учащиеся научатся:
- Научатся аккомпанировать
- Во время аккомпанирования слушать, поющего, и подстраиваться под него
- Коммуницировать с товарищами и со взрослыми
В проекте принимают участие:
- Исполнители: учащиеся оркестровой студии с первого по седьмой класс.
- Слушательская аудитория: учащиеся оркестровой студии и их родители.
Для реализации данного проекта необходимо иметь:
- Малый концертный зал;
- Разноразмерные инструменты и стулья (баяны и аккордеоны). Подбор инструмента по размеру будет индивидуальным для каждого учащегося;
- Компьютер;
- Экран.
Практическая значимость заключается в том, что разработанный проект, а также составленные анкеты, можно использовать в любых детских учреждениях, занимающихся музыкальной деятельностью. С помощью этого проекта, творческая самореализация ребят, их коммуникация со взрослыми и приобщение к историческому прошлому нашего народа, в частности к песням времен Великой отечественной войны.
Репертуар концерта:
- «В землянке» – музыка: К.Листов, слова: А.Сурков
- «Дороги» – музыка: А.Новиков, слова: Л.Ошанин
- «День победы» – музыка: Д.Тухманов, слова: В.Харитонов
- «Ехал я из Берлина» – музыка: И.Дунаевский, слова: Л.Ошанин
- «Тёмная ночь» - музыка Н.Богословского, слова В.Агапова
- «Катюша» – музыка: М.Блантер, слова: М.Исаковский.
- «Лизавета» – музыка: Н.Богословский, слова: Е.Долматовский
- «На солнечной поляночке» – музыка: В.Соловьев-Седой, слова: А.Фотьянов
- «Огонек» – Автор музыки не известен, слова: М.Исаковский
- «По полю танки грохотали» – музыка: Г.Портнов, слова: В.Суслов
- «Пусть всегда будет солнце» – музыка: А.Островский, слова: Л.Ошанин
- «Три танкиста» – музыка: Братья Покрасс, слова: Б.Ласкин
- «Священная война» – музыка: А.Александров, слова: В.Лебедев-Кумач
- «Синий платочек» – музыка: Е.Петерсбурский, слова: С.Лаудан
- «Солдатушки, бравы ребятушки» – Русская народная композиция
- «Смуглянка» – музыка: А.Новиков, слова: Я.Шведов
- «Журавли» - музыка Я.Френкеля, слова Р.Гамзатова
- «Моя любимая» - музыка М.Блантера, слова Е.Долматовский