Применение читательской функциональной грамотности на уроке английского языка на примере текста из учебника по английскому языку Spotlight "Английский в фокусе" для 6-го класса Ю.Ваулиной
«Мы учимся не для школы, а для жизни»
Современный учитель должен не только в совершенстве владеть предметом, методами, средствами и формами организации учебного процесса, но также он должен применять в своей работе различные технологии обучения. Это непростой процесс, где от самого учителя требуется креативность и творческое мышление, использование инновационных форм и методов обучения. В последнее время в российской школе уделяется внимание формированию функциональной грамотности обучающихся. Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал российский лингвист и психолог А.А.Леонтьев: «Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Читательская грамотность – это базовое направление функциональной грамотности. Какое бы задание не получил обучающийся, нужно сначала это задание прочитать. Развитие читательской грамотности - это направление очень актуальное и самое востребованное.
Основными этапами работы с текстом при формировании читательской компетенции учащихся являются:
- Предтекстовый (Pre-reading).
- Текстовый (While-reading).
- Послетекстовый (Post-reading).
Разберем виды заданий, формирующих читательскую грамотность обучающихся на примере текста the Empire State Building стр.81.
1. Предтекстовые (Pre-reading activities) стратегии
На первом этапе работы с текстом обучающиеся выполняют следующие виды работ:
|
Ex.1. Match the buildings to the countries. What is so special about these buildings? |
2. Текстовые (While-reading) стратегии
Данный этап работы направлен на понимание текста и учитель может предложить учащимся следующие задания:
Ex.2b. Read the statements and mark them (R) for Right, (W) for Wrong and (DS) for Doesn’t Say. (Прочитайте утверждения и отметьте их (R) для “верно”, (W) для “неверно” и (DS) для “не сказано”.)
Задание “Right /Wrong /Doesn't say” («Верно/ Неверно/ Не сказано») является одним из распространенных. Оно направлено на поиск конкретной информации в тексте, обучающиеся определяют, какие предложения верны/неверны и какая информация в тексте отсутствует.
|
1 The Empire State Building is the tallest building in America. DS |
Ex3. Read again and find five adjectives in the superlative. What does each describe?
(Прочитайте еще раз и найдите пять прилагательных в превосходной степени. Что каждый описывает?)
While reading the text fill in the table. (Во время чтения текста заполните таблицу)
Чтобы подготовиться к монологическому высказыванию по теме “Building Big” обучающиеся заполняют таблицу:
| Name | The Empire State Building |
City |
New York, the USA |
When built |
1930 |
Height |
443 metres high |
Number of floors |
103 floors |
Inside |
offices, shops, restaurants |
What visitors can do/see there? |
the Observatory: see an amazing view for miles around |
3. Послетекстовые (Post-reading) стратегии
Основные виды учебной деятельности: анализировать информацию, делать сообщения в соответствии с коммуникативной задачей.
Используя информацию из таблицы пересказать/кратко изложить содержание текста.
Hometask (Домашнее задание)
Collect information using the Internet or school textbooks, then write a short text about a famous building in your country.
Write:
- name
- town/city
- recommendation
- number of floors
- when built
- height
- what a visitor can do/see there
- type
Соберите информацию с помощью Интернета или школьных учебников, затем напишите краткий текст об известном здании в вашей стране.
Напишите:
- название
- город / город
- рекомендация
- количество этажей
- когда построен
- высота
- что посетитель может сделать / увидеть там
- тип здания
Чтобы подготовиться к монологическому высказыванию по теме "A famous building in your country", обучающиеся собирают информацию в интернете и заполняют таблицу:
Name |
The Lakhta Centre |
City |
St Petersburg, Russia |
When built |
2018 |
Height |
462 metres high |
Number of floors |
87 floors |
Inside |
offices, restaurants, a co-working center, a planetarium, a sports complex, a scientific and educational center, a children's science center, a conference center and stores |
What visitors can do/see there? |
the Observatory: enjoy a spectacular view of the city |
Таким образом, текст "Большие здания" может быть использован для формирования читательской функциональной грамотности, включая понимание основной идеи текста, поиск конкретной информации, сравнение информации из разных частей текста, формулирование выводов на основе обобщения отдельных частей текста и высказывание собственной точки зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте.
Ссылки
- Ю.В.Ваулиной Английский в фокусе “Spotlight” 6 класс.
- Фото «Башня Лахта центр Санкт-Петербург» https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&img_
url=https%3A%2F%2Fwww.kartinki24.ru%2Fuploads%2Fgallery%2Fmain%2F214%2Fkartinki24_ru_
stpeterburg_51.jpg&lr=2&p=3&pos=28&rpt=simage&text=The%20Lakhta%20Centre - St. Petersburg’s Lakhta Center
https://www.gw2ru.com/arts/2696-petersburg-lakhta-center

