Отражение глобальных проблем человечества в современной музыке

Разделы: География


Конец ХХ века поставил перед человечеством множество проблем. Для решения которых, необходимы усилия всех стран мира. Эти проблемы оказались в центре внимания учёных, политических деятелей и широкой общественности, изучаются многими науками, в том числе географией. Глобальные проблемы непосредственно касаются и каждого из нас как маленькой частички всего единого и многоликого человечества. Люди искусства – музыканты, художники, деятели кино и театра тоже обращаются к теме глобальных проблем человечества.

В современном мире присутствует огромное разнообразие музыкальных жанров: от эстрадных песен до, так называемой, «попсы», от рэпа и R’n’B до рока и металла. Тематика их так же отличается большим разнообразием. Что же волнует современных исполнителей? Какие темы они затрагивают в своем творчестве. Находят ли глобальные проблемы современности отражение в их творчестве. Как оказалось – да.

Актуальность данной темы в том, что музыка, популярна в молодежной среде. И поэтому необходимо прослеживать, какие направления музыки увлекают нынешних юношей и девушек, потому что музыка отражает настроения молодежи и сильно влияет на ее мировоззрение.

К самым приоритетным проблемам относятся:

1) Проблема разоружения и сохранения мира на Земле

Во все исторические эпохи войны на­кладывали заметный отпечаток на развитие человеческой цивилизации. Только в XX в. в двух мировых и многих локальных войнах погибло более 100 млн. чел. Во второй половине XX в. в связи с созданием ядерного оружия в сочетании с баллистическими ракетами, появилась реальная угроза уничтожения целых стран и даже континентов. Альберт Эйнштейн сказал по этому поводу: «Я не знаю, с каким оружием будет вестись третья мировая война, но четвертая мировая война будет вестись палками и камнями».

После окончания «холодной войны» наступила политическая, а затем и военная разрядка, которая привела к заметному ослаблению гонки вооружений. Это благотворно сказалось на всей международной обстановке, отодвинуло на задний план опасность военного столкновения.

Однако в начале XXI в. на многих направлениях борьбы за мир и разоружение обстановка снова стала ухудшаться. Это относится и к распространению ядерного оружия, и к возрастанию военных расходов. Еще в далеком 1983 году Н.Добронравов написал слова для песни «Пока не поздно»:

Всё злее атом и всё страшней,
Всё ближе ужас разрывов грозных.
Ещё немного ночей и дней —
И будет поздно, и будет поздно.

Оказалась песня пророческой: через три года взорвался четвертый энергоблок на Чернобыльской АЭС.

А прежде атом продемонстрировал свою разрушительную мощь при взрывах в Хиросиме и Нагасаки.

Привычка потрясать дубиной не пропадает у человечества на протяжении веков. Война как способ борьбы за власть, влияние и богатство остается в представлении многих самым действенным инструментом. Радикальные религиозные организации, лидеры тоталитарных режимов, глобальные корпорации живут за счет смертей обычных людей, зачастую, заставляя братьев, поднять оружие друг на друга. Об этом говорит корейский исполнитель Ким Хен Джун в песне «What are we fighting for» (За что мы сражаемся) – октябрь 2020 года.

«Machinery has tempted us
into destroying one another
but it is no other than
ourselves who decided
to walk this path»

«Машины соблазнили нас
на уничтожение друг друга,
но не кто иной как
мы сами решили
пойти по этому пути»

Особенно пронзительно в этой песне звучит основной посыл припева:

Soyougonnapullthetrigger?
Justshoot,justshootmemyfriend

Так ты собираешься нажать на курок?
Просто стреляй, просто стреляй в меня мой друг.

2. Глобальный этнический кризис

Растущая экономическая и технологическая взаимозависимость государств, ускорение процессов интернационализации социальной жизни, политики, культуры делают современный мир целостным и в определенном смысле неделимым. В то же время, возрастающее стремление стран, народов и групп населения к самоидентификации делают его все более неустойчивым и мало предсказуемым. Реальная жизнь свидетельствует, что межнациональные и межконфессиональные конфликты не возникают по какой-либо жесткой схеме, на них влияет огромное количество факторов. К тому же, одни и те же факторы в различных регионах и при различных обстоятельствах проявляются по-разному.

События в Нагорном Карабахе заставили американскую группу Systemof a down, состоящую из армян, впервые с 2005 года выпустить новые песни. Как не сложно догадаться, посвящены они конфликту на их этно-культурной родине:

Thebigguntellsyowhatyourlifeisworth.
What do we deserve before we end the Earth?
If they will try to push you far away would you stay and take a stand?

Большая пушка говорит вам, чего стоит ваша жизнь.
Чего мы заслуживаем, прежде чем покончим с Землей?
Если они попытаются оттолкнуть прочь останетесь ли вы и выступите против?

Тема армянского народа и культурного наследия не раз затрагивалась участниками группы. Будучи армянами, они не могли оставаться в стороне от проблем своего народа. Так один из лидеров команды Серж Танкян написал песню, посвященную геноциду армян в начале 20 века “Yes, it’sGenocide”.

3. Проблема международного терроризма

Эта проблема тесно связана с этническим кризисом. Постепенно сложились и главные виды терроризма:

  1. социально-политическийс подразделением на терроризм правых и левых экстремистов;
  2. национальный и этнический,обычно на сепаратистской основе;
  3. религиозный, связанный с борьбой различных религиозных течений и попытками заменить светскую власть религиозной;
  4. уголовный, отражающий рост организованной преступности.

Обычно терроризм действовал в пределах отдельных государств. Но в конце XX в. возник международный терроризм, выходящий за пределы отдельных стран. Значительно возросло и число международных террористических организаций, выступаю­щих против современного процесса глобализации. Наиболее известная из них — «Аль-Каида» — организация исламских экстремистов, устроившая десятки террористических актов в США, странах Европы, Азии, Африки. Мировое сообщество ведёт борьбу с международным терроризмом, которая особенно усилилась после терактов в Нью-Йорке и Вашингтоне в сентябре 2001 г.

Наиболее показателен пример ирландской группы The Cranberries. В 1993 году в Уоррингтоне (Англия) прозвучали два взрыва. Теракты организовали боевики Ирландской республиканской армии. В результате акции были убиты два мальчика, Джонатан Болл и Тим Пэрри, и пострадали другие люди. Песня была написана в ответ на смерть этих двух мальчиков. Долорес О’Риордан, автор песни, вспоминает момент написания композиции:

«Это было перед мирным договором и проблем было немало. Тогда много бомб оказывалось в Лондоне и я помню тот момент, когда ребёнок был убит бомбой, подброшенной в мусорную корзину, вот почему в песне есть строка «A child wass lowly taken» («Ребёнка забрали»).

Мы ехали в автобусе, я была недалеко от места, где это случилось, и это сильно меня потрясло — я была совсем молодая, но помню опустошение из-за того, что невинных детей втягивают в эти вещи. Полагаю, почему я сказала «It’snotme» («Это не я») — потому, что хотя я ирландка, это не я, я не делала этого. Из-за того, что вы ирландец, было очень тяжело, особенно здесь, в Великобритании, где такое напряжение».

Не малый ажиотаж вызвал и клип, снятый на эту песню. Использование кадров настоящих столкновений в Британии привело к тому, что ВВС запретили выпускать клип в оригинальном монтаже, переделав его едва ли не полностью.

«Я помню поездку в Белфаст, где мы снимали, я ходил с камерой по городу, который всё ещё был в осаде, и однажды солдат навёл на меня ствол. Это было место, где мне действительно не стоило находиться, но я попробовал погрузить себя в то, что называется ирландская идентичность. Кровь и душа, история и боль — вот о чём эта песня» — Samuel Bayer, режиссёр видео «Zombie»

4. Экологическая проблема: «Земля только одна!»

Истощение окружающей среды в результате нерационального природопользования уже привело к значительной деградации глобальной экологической системы. В некоторых странах экологическая ситуация стала характеризоваться очень большой напряжённостью. Например,катастрофическая ситуация возникла после аварии на Чернобыльской АЭС в СССР в 1986 г., после аварии на японской АЭС «Фукусима — 1» в 2011 г., после пожара на нефтяной платформе в Мексиканском заливе в 2010 г. Возникло понятие о кризисном (критическом) экологическом районе, а в отдельных случаях и о районе с катастрофической экологической ситуацией. Выделяют несколько центров наибольшего «столкновения» цивилизации с биосферой - это Европейский центр площадью 8 млн км2, Азиатский центр — 7 млн и Североамериканский центр — 9 млн. В каждом из этих центров естественные экосистемы сохранились только на 5—10% территории.

В последнее время особое внимание привлекает такая глобальная экологическая угроза, как ускоряющееся с каждым десятилетием потепление климата Земли. Причиной такого потепления принято считать, прежде всего, выбросы в атмосферу парниковых газов. Но это только одна из причин, приводящих к общему нарушению функционирования биосферы. Потепление климата уже сказывается на таянии ледников, уменьшении стока рек – трагедия Аральского моря, снижение уровня Каспия, распространении засух «Трагедия Сахель» - тропическая Африка, тропическая и средняя Азия. Всё более ощущается дефицит воды. И это не говоря уже о смещении традиционных зон сельского хозяйства и рыболовства, учащении таких стихийных природных бедствий, как наводнения, засухи, вулканические извержения, тайфуны, цунами и др.

В наши дни всё большее число стран начинает объединять свои усилия для решения гло­бальной экологической проблемы.

Мировое сообщество исходит из того, что главный путь решения экологической проблемытакая организация производственной и непроизводственной деятельности людей, которая обеспечила бы нормальное экоразвитие, сохранение и преобразование окружающей среды в интересах всего человечества и каждого человека.

Не удивительно, что тема экологии находит отражение и в творчестве музыкантов. Яркой и запоминающейся стала работа американской группы Disturbed – Anotherwaytodie (Еще один способ умереть).

В песне и клипе говориться о потребительском, безответственном подходе к использованию ресурсов Земли и катастрофических последствиях, к которым это ведет:

Glaciers melt as we pollute the sky
A sign of devastation coming
We don't need another way to die
Can we repent in time?

Ледники тают, когда мы загрязняем небо
Знак грядущего опустошения
Нам не нужен другой способ умереть
Можем ли мы вовремя покаяться?

Greed and hunger led to our demise
A path I can't believe we followed
Black agendas rooted in a lie
Will we repent in time?

Жадность и голод привели к нашей гибели
Я не могу поверить, что мы пошли по этому пути.
Черная повестка дня, основанная на лжи
Успеем ли мы покаяться?

И настоящим гимном человечности звучит увидевшая свет в 1995 году песня Майкла Джексона «Earth Song». В ней говориться и об экологических катастрофах, и о войнах, и о нарушении прав человека. Главные вопросы, на которые нет ответа и по сей день, звучат в следующих строчках

Я даже дышать не могу
А как насчет кровоточащей Земли
Разве мы не чувствуем ее раны
А как насчет ценности природы
Это утроба нашей планеты
А как насчет животных
Мы превратили королевства в пыль
А как насчет слонов
Эй, а как насчет вчерашнего
А как насчет морей
Небеса падают вниз.

Неужели мы потеряли их доверие
А как насчет плачущих китов
Мы опустошаем моря
А как насчет лесных троп
Сгорели, несмотря на наши мольбы
А как же святая земля
Разорванная на части вероучением
А как насчет простого человека
Разве мы не можем освободить его
А как насчет умирающих детей

Разве ты не слышишь, как они плачут?
Где мы ошиблись
Кто-нибудь, скажите мне, почему
А как же дети
А как насчет дней
А как же вся их радость
А как насчет этого человека
А как насчет плачущего человека
А как же Авраам
А как насчет смерти снова
Разве нам есть до этого дело.

Кроме того, что музыка отражает проблемы современности, она дарит и надежду. Одни из самых ярких композиций «Миллион голосов» Полины Гагариной (2015 г.) и «Колокол благословения» Ким Хен Джуна (2020 г.). Они созвучны по посылу и настроению.

Kim Hyun Joong - A Bell of Blessing - текст песни

들리니 이 메아리 소리가
천사들의 승전보가
태양이 뜨고 어둠은 사라져
나와 함께 춤을 춰 (춤을 춰)
기쁨의 콧노래를 불러봐
Just do it like me, woa (That′s right)
Just take my hand
Woo-ah-ooo
Woo-ah-ooo
Woo-ah-ooo
Woo-ah-ooo
축복의 종이 울려 퍼져
세상의 슬픔이 사라져
Woo-ah-ooo
Woo-ah-ooo
보이니 저 파도가 춤추고
산새들이 합창을 해
아픔이 가고 희망이 비추네
크게 한번 소리쳐 (소리쳐)
사랑이 꽃 피는 순간이야
Just do it like me, woa (That's right)
Just take my hand
Woo-ah-ooo
Woo-ah-ooo
Woo-ah-ooo
Woo-ah-ooo
축복의 종이 울려 퍼져
세상의 슬픔이 사라져
Woo-ah-ooo
Woo-ah-ooo 영원히
슬픔 아픔도 없을 거야
Follow me (Follow me)
매일 꿈꿔왔던
이 순간 let′s do it together
Woo-ah-ooo
Woo-ah-ooo
Woo-ah-ooo
Woo-ah-ooo
축복의 종이 울려 퍼져
세상의 슬픔이 사라져
Woo-ah-ooo
Woo-ah-ooo
축복의 종이 울려 퍼져
세상의 슬픔이 사라져
Woo-ah-ooo
Woo-ah-ooo
내리쬐는 태양과
널 비추는 작은 별빛들도
Woo-ah-ooo
Woo-ah-ooo
No one can stop us now (Woo-ah-ooo)
Come on with me (Woo-ah-ooo)
Angels greet us (Woo-ah-ooo)
Woo-ah-ooo
Woo-ah-ooo
Woo-ah-ooo
Woo-ah-ooo
Слышишь ли ты этот эхо-звон?
Это победная песнь ангелов.
Солнце встает, и тьма исчезает,
Станцуй со мной, станцуй.
Напой радостную мелодию.
Просто сделай как я, воа (Верно).
Просто возьми мою руку.
Ву-а-уу
Ву-а-уу
Ву-а-уу
Ву-а-уу
Колокол благословения звонит,
Печали мира исчезают.
Ву-а-уу
Ву-а-уу
Видишь, как волны танцуют,
И птицы поют в унисон?
Боль уходит, надежда сияет,
Крикни во всеуслышание, крикни!
Это миг, когда расцветает любовь.
Просто сделай как я, воа (Верно).
Просто возьми мою руку.
Ву-а-уу
Ву-а-уу
Ву-а-уу
Ву-а-уу
Колокол благословения звонит,
Печали мира исчезают.
Ву-а-уу
Ву-а-уу, навечно.
Не будет больше ни печали, ни боли.
Следуй за мной, следуй за мной.
Этот миг, о котором мы мечтали каждый день,
Давай сделаем это вместе.
Ву-а-уу
Ву-а-уу
Ву-а-уу
Ву-а-уу
Колокол благословения звонит,
Печали мира исчезают.
Ву-а-уу
Ву-а-уу
Колокол благословения звонит,
Печали мира исчезают.
Ву-а-уу
Ву-а-уу
Сияющее солнце
И маленькие звезды, освещающие тебя.
Ву-а-уу
Ву-а-уу
Никто не сможет остановить нас сейчас (Ву-а-уу)
Пойдем со мной (Ву-а-уу)
Ангелы приветствуют нас (Ву-а-уу)
Ву-а-уу
Ву-а-уу
Ву-а-уу
Ву-а-уу

Таким образом, проанализировав тексты музыкальных композиций современных исполнителей, сопоставив их с глобальными проблемами человечества, можно с уверенностью сказать, что эти произведения действительно отображают процессы, происходящие в обществе, и дают им оценку в текстах песен. Данные проблемы затрагивают умы и сердца музыкантов всего мира и находят отражение в их творчестве. А потому данный жанр может справедливо считаться индикатором социальных проблем и использоваться как дополнительный способ изучения проблем социума. Это всего лишь незначительная часть музыкальных произведений, посвященных данной теме.