Открытое занятие по развитию речи «Хлеб – кормилец»

Разделы: Внеклассная работа

Классы: 5, 6

Ключевые слова: о хлебе, День хлеба, хлеб, хлеб всему голова


Программное содержание

Цель:

  • формировать у учащихся представление о ценности хлеба;
  • содействовать духовно-нравственному развитию детей.

Задачи:

  • образовательная
    • уточнить и расширить представления детей о значении хлеба в жизни человека, как много разных профессий трудится, чтобы на столе появился хлеб;
    • систематизировать знания детей о пользе хлебе, закрепить правила поведения с хлебом;
  • коррекционно-развивающая
    • активизировать речевую деятельность детей в процессе работы с предметными картинками;
    • знакомить воспитанников со стихосложением, применяя метод синквейна, опираясь на алгоритм написания синквейна и вопросы педагога;
      развить связную речь, зрительное внимание, память и наглядно-образное мышление в процессе динамических игр;
  • воспитательная
    • воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, которые участвуют в производстве хлеба.

Оборудование: ПК, флэш-карта с презентацией «Хлеб – кормилец», предметные картинки, колосья и зерна пшеницы, магниты, магнитная доска.

Предварительная работа: чтение рассказов и стихов о хлебе; беседа как выращивают хлеб; отгадывание загадок, заучивание пословиц и поговорок; проращивание зерен пшеницы.

Использованы методы: словесный (изложение нового материала), наглядный (изучение наглядного материала), практический (показ способа действия, упражнения), контроля и самоконтроля, формирования личностных результатов (методы воспитания).

Форма проведения: занятие с использованием презентации, групповая форма работы.

Приложение к занятию: раздаточный материал к занятию.

Ход занятия

I. Организационный момент

Воспитатель: - Ребята, к нам пришли гости, давайте поздороваемся.

А теперь, сядем поудобнее, улыбнемся друг другу и с хорошим настроением начнём занятие. Прочитаем загадку. (читает ребенок) Слайд 1.

Рос сперва на воле в поле.
Летом цвёл и колосился,
А когда обмолотился,
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна - в муку и тесто,
В магазине занял место. (Хлеб)

II. Основная часть

Воспитатель: - Верно, молодцы. Сегодня мы поговорим о хлебе, о его важности в жизни человека.

Тема нашего занятия: «Хлеб – кормилец». Слайд 2.

- Сегодня, 16 октября в мире отмечается «Международный день хлеба». Слайд 3.

Всемирный день хлеба был учрежден в 2006 году по инициативе Международного союза пекарей и пекарей-кондитеров. Это профессиональный праздник всех работников этой сферы, так и дань уважения самому. Слайд 4.

– Хлеб – символ жизни, здоровья и благополучия человека.

– Хлеб всегда считается кормильцем.

– Главным хлебом на Руси – был круглый ржаной хлеб на закваске. Он был основной пищей на большей части территории нашей страны.

Интересно, что и каравай, изначально был из ржаной муки.

– Белый же хлеб появился только во второй половине 19 века. Слайд 5.

– Рожь была основной культурой уже 1000 лет назад - в летописях при перечислении злаков она стоит на первом месте.

– Рожь неприхотлива, устойчива к холоду, а пшеница капризна и давала высокие урожаи лишь в южных губерниях.

– Постоянную и главную пищу крестьян составляли: ржаной хлеб, щи и каша гречневая или просяная. Слайд 6.

– Хлеб – это ценный и полезный продукт. Он содержит в себе практически все питательные вещества, необходимые человеку, поэтому можно достаточно долго прожить на хлебе и воде без всякого ущерба для здоровья.

– Хлеб — это источник энергии, растительного белка, клетчатки, углеводов, пищевых волокон, витаминов группы В, РР, А, Е, микроэлементов, таких как магний, селен, железо. Они необходимы для поддержания здоровья и хорошего самочувствия человека. Слайд 7.

– Давайте вспомним, как хлеб попадает к нам на стол. На столе лежат картинки, которые нужно расставить в правильном порядке.

Игра «Путь зерна» Слайд 8.

Воспитатель: – Молодцы.

– Далее разгадаете кроссворд и узнаете, кто выращивает хлеб. Слайд 9.

1. Мнут и катают,
В печи запекают,
А потом за столом
Нарезают ножом. (Хлеб)

2. Я красива и кругла,
Меня бабушка пекла,
Маслом поливала,
Маком посыпала. (Булочка)

3. Если рифму поискать,
Можно вот что подобрать:
Фекс-брекс-пекс,
А на самом деле - … (Кекс)

4. Выпек булочку умело
Хлеб душистый, всегда белый.
Вот лежит на полке он
Пшеничный нарезной … (Батон)

5.Обожают взрослые и маленькие
Вкусные, с маком… (Рогалики)

6. Он бывает с толокном,
С рисом, мясом и пшеном,
С вишней сладкою бывает.
В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят!
По кусочку все съедят. (Пирог)

7. С детства он известен всем:
В середине сладкий крем,
Из безе начинка,
Из орехов спинка. (Торт)

8. На шпагате кольца к чаю
В магазине покупаю. (Баранки)

Воспитатель: – Молодцы. Это хлебороб. Теперь вспомним, какие профессии относятся к хлеборобу.

Игра «Отгадай-ка» Слайд 10-12.

1. Он науки изучил.
Землю словно приручил.
Знает он, когда сажать,
Сеять, как и убирать.
Он знаток в краю родном
И зовется... (Агроном)

2. Кто на ранней зорьке встал
И всё поле распахал? (Тракторист)

3. В поле комбайнов слышится хор –
Хлебный корабль ведет... (Комбайнер)

4. Он по запчастям — начальник,
Чинит трактор и комбайн.
Найдёт неисправность в любом механизме,
Обслужит, починит, ремонт проведёт. (Механизатор)

5. В самолёте он летает,
Поля наши от вредителей охраняет. (Лётчик)

6. Бублик, баранку, батон и буханку
Из теста испёк спозаранку. (Пекарь)

7. Ох, какой у мамы цех!
Ароматный, сладкий!
Мама сахар и орех
Сыплет в шоколадки.
Здесь порядок, чистота,
Не работа - красота! (Кондитер)

8. Он сыплет в мельницу зерно.
Ты назови скорей его. (Мукомол)

9. Ежедневно спозаранку
В руки он берет баранку,
Крутит, вертит так и сяк,
Но не съест ее никак! (Водитель)

Воспитатель: - Молодцы. Давайте немного подвигаемся.

Физкультминутка. Слайд 13.

Вырос в поле колосок:
Он не низок, не высок.
Ветерок его качает,
Влево, вправо наклоняет.
Колоски мы все пожнем –
Много хлеба напечём,
А ещё наварим каши
И подкрепим силы наши.

Воспитатель: – Давайте поиграем и узнаем, какие продукты нужны, чтобы испечь хлеб.

Игра «Без чего хлеба не испечешь?» Слайд14.

– Бела беляна, по полю гуляла,
Домой пришла, в сусек легла. (Мука)

– В воде родится, а воды боится. (Соль)

– Я бел как снег, в чести у всех,
И нравлюсь вам, но вред зубам. (Сахар)

– Я и туча, и туман, и ручей, и океан,
И летаю, и бегу, и стеклянной стать могу. (Вода)

– Они знают свое место -
Заставляют "расти" тесто. (Дрожжи)

– Горячая старушка на одном месте стоит,
И из угла в угол не переставишь. (Печка)

Воспитатель: - Молодцы.

– Хлеб всегда на Руси пользовался почётом и уважением.

С древних времен существует традиция встречать гостей хлебом и солью — это значит желать им добра и благополучия. И сейчас гостеприимных хозяев называют «хлебосольными». Слайд 15.

– Хлебу посвящено много народных пословиц и поговорок. Они учат ценить и уважать хлеб и труд хлеборобов. Слайд 16.

Воспитатель: – Сейчас вспомним пословицы, а картинки вам в этом помогут.

Игра «Разгадай-ка». Слайд 17-23.

Воспитатель: - Очень хорошо знаетепословицы, молодцы!

- Послушайте историю, стихотворение С.Михалкова. Слайд 24.

Булка

Три паренька по переулку,
Играя будто бы в футбол,
Туда-сюда гоняли булку
И забивали ею гол.
Шел мимо незнакомый дядя,
Остановился и вздохнул
И, на ребят почти не глядя,
К той булке руку протянул.
Потом, насупившись сердито,
Он долго пыль с нее сдувал
И вдруг спокойно и открыто
При всех ее поцеловал.
— Вы кто такой?- спросили дети,
Забыв на время про футбол.
— Я пекарь! - человек ответил
И с булкой медленно ушел.
И это слово пахло хлебом
И той особой теплотой,
Которой налиты под небом
Моря пшеницы золотой.

Воспитатель: – Как вы думаете, ребята, можно играть хлебом как мячом? (ответ детей)

- Хорошо написала в стихотворении о хлебе Светлана Богдан. Слайд 25.

Хлеб, ребята, берегите!
Никогда им не сорите!
Много рук его растили,
Собирали, молотили,
Отдыха порой не знали,
Долго у печи стояли,
Чтоб для нас испечь полезный
Хлеб душистый и чудесный!
Вот так малый колосок
На стол хлебом прийти смог!

Помните правила:

– Бери хлеба столько, сколько съешь.

– Остатки хлеба отдай птицам, домашним животным.

– Нельзя играть с хлебом.

– Уважай хлеб и труд хлеборобов сам и учи этому других. Слайд 26.

III. Практическая часть. Подведение итогов

Воспитатель:– Наше занятие подходит к завершению. Слайд 27.

Давайте теперь составим на доске синквейн (стихотворение из пяти строк) по теме занятия. Вам в этом поможет алгоритм написания синквейна. Нужно будет вспомнить все, о чем мы сегодня говорили. (На доску вывешивается алгоритм).

СИНКВЕЙН

Алгоритм написания синквейна:

  1. В первой строке – тема называется одним словом (существительным);
  2. Вторая строка – это описание темы в двух словах (качества первого слова, прилагательные);
  3. Третья строка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (действия первого слова, глаголы);
  4. Четвертая строка – это фраза из четырех слов, по теме первого слова, мысль;
  5. Пятая строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Воспитатель: – О чем мы говорили сегодня на занятии? (Ответы) О хлебе.

– Хлеб какой? (Ответ) Полезный, вкусный.

– Как хлеб попадает к нам? (Ответ) Растёт, печётся.

– Чем полезен хлеб? (Ответ) Укрепляет.

– Какая роль хлеба в жизни человека? (Ответ) Земля – матушка, а хлеб – батюшка.

– Хлеб с кем сравнивается в пословицах? (Ответ) С кормильцем.

Хлеб
Полезный, вкусный
Растёт, печётся, укрепляет.
Земля – матушка, а хлеб – батюшка.
Кормилец.

Воспитатель: - Ребята, хлеб – символ жизни, здоровья и благополучия.

Берегите его. Пусть у вас всегда на столе будет ваш любимый хлеб.

Вы сегодня старались, все хорошо отвечали. Спасибо за работу, все молодцы! Слайд 28