Программное содержание
Цель:
- формировать у учащихся представление о ценности хлеба;
- содействовать духовно-нравственному развитию детей.
Задачи:
- образовательная
- уточнить и расширить представления детей о значении хлеба в жизни человека, как много разных профессий трудится, чтобы на столе появился хлеб;
- систематизировать знания детей о пользе хлебе, закрепить правила поведения с хлебом;
- коррекционно-развивающая
- активизировать речевую деятельность детей в процессе работы с предметными картинками;
- знакомить воспитанников со стихосложением, применяя метод синквейна, опираясь на алгоритм написания синквейна и вопросы педагога;
развить связную речь, зрительное внимание, память и наглядно-образное мышление в процессе динамических игр;
- воспитательная
- воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, которые участвуют в производстве хлеба.
Оборудование: ПК, флэш-карта с презентацией «Хлеб – кормилец», предметные картинки, колосья и зерна пшеницы, магниты, магнитная доска.
Предварительная работа: чтение рассказов и стихов о хлебе; беседа как выращивают хлеб; отгадывание загадок, заучивание пословиц и поговорок; проращивание зерен пшеницы.
Использованы методы: словесный (изложение нового материала), наглядный (изучение наглядного материала), практический (показ способа действия, упражнения), контроля и самоконтроля, формирования личностных результатов (методы воспитания).
Форма проведения: занятие с использованием презентации, групповая форма работы.
Приложение к занятию: раздаточный материал к занятию.
Ход занятия
I. Организационный момент
Воспитатель: - Ребята, к нам пришли гости, давайте поздороваемся.
А теперь, сядем поудобнее, улыбнемся друг другу и с хорошим настроением начнём занятие. Прочитаем загадку. (читает ребенок) Слайд 1.
Рос сперва на воле в поле.
Летом цвёл и колосился,
А когда обмолотился,
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна - в муку и тесто,
В магазине занял место. (Хлеб)
II. Основная часть
Воспитатель: - Верно, молодцы. Сегодня мы поговорим о хлебе, о его важности в жизни человека.
Тема нашего занятия: «Хлеб – кормилец». Слайд 2.
- Сегодня, 16 октября в мире отмечается «Международный день хлеба». Слайд 3.
Всемирный день хлеба был учрежден в 2006 году по инициативе Международного союза пекарей и пекарей-кондитеров. Это профессиональный праздник всех работников этой сферы, так и дань уважения самому. Слайд 4.
– Хлеб – символ жизни, здоровья и благополучия человека.
– Хлеб всегда считается кормильцем.
– Главным хлебом на Руси – был круглый ржаной хлеб на закваске. Он был основной пищей на большей части территории нашей страны.
Интересно, что и каравай, изначально был из ржаной муки.
– Белый же хлеб появился только во второй половине 19 века. Слайд 5.
– Рожь была основной культурой уже 1000 лет назад - в летописях при перечислении злаков она стоит на первом месте.
– Рожь неприхотлива, устойчива к холоду, а пшеница капризна и давала высокие урожаи лишь в южных губерниях.
– Постоянную и главную пищу крестьян составляли: ржаной хлеб, щи и каша гречневая или просяная. Слайд 6.
– Хлеб – это ценный и полезный продукт. Он содержит в себе практически все питательные вещества, необходимые человеку, поэтому можно достаточно долго прожить на хлебе и воде без всякого ущерба для здоровья.
– Хлеб — это источник энергии, растительного белка, клетчатки, углеводов, пищевых волокон, витаминов группы В, РР, А, Е, микроэлементов, таких как магний, селен, железо. Они необходимы для поддержания здоровья и хорошего самочувствия человека. Слайд 7.
– Давайте вспомним, как хлеб попадает к нам на стол. На столе лежат картинки, которые нужно расставить в правильном порядке.
Игра «Путь зерна» Слайд 8.
Воспитатель: – Молодцы.
– Далее разгадаете кроссворд и узнаете, кто выращивает хлеб. Слайд 9.
1. Мнут и катают,
В печи запекают,
А потом за столом
Нарезают ножом. (Хлеб)2. Я красива и кругла,
Меня бабушка пекла,
Маслом поливала,
Маком посыпала. (Булочка)3. Если рифму поискать,
Можно вот что подобрать:
Фекс-брекс-пекс,
А на самом деле - … (Кекс)4. Выпек булочку умело
Хлеб душистый, всегда белый.
Вот лежит на полке он
Пшеничный нарезной … (Батон)5.Обожают взрослые и маленькие
Вкусные, с маком… (Рогалики)6. Он бывает с толокном,
С рисом, мясом и пшеном,
С вишней сладкою бывает.
В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят!
По кусочку все съедят. (Пирог)7. С детства он известен всем:
В середине сладкий крем,
Из безе начинка,
Из орехов спинка. (Торт)8. На шпагате кольца к чаю
В магазине покупаю. (Баранки)

Воспитатель: – Молодцы. Это хлебороб. Теперь вспомним, какие профессии относятся к хлеборобу.
Игра «Отгадай-ка» Слайд 10-12.
1. Он науки изучил.
Землю словно приручил.
Знает он, когда сажать,
Сеять, как и убирать.
Он знаток в краю родном
И зовется... (Агроном)2. Кто на ранней зорьке встал
И всё поле распахал? (Тракторист)3. В поле комбайнов слышится хор –
Хлебный корабль ведет... (Комбайнер)4. Он по запчастям — начальник,
Чинит трактор и комбайн.
Найдёт неисправность в любом механизме,
Обслужит, починит, ремонт проведёт. (Механизатор)5. В самолёте он летает,
Поля наши от вредителей охраняет. (Лётчик)6. Бублик, баранку, батон и буханку
Из теста испёк спозаранку. (Пекарь)7. Ох, какой у мамы цех!
Ароматный, сладкий!
Мама сахар и орех
Сыплет в шоколадки.
Здесь порядок, чистота,
Не работа - красота! (Кондитер)8. Он сыплет в мельницу зерно.
Ты назови скорей его. (Мукомол)9. Ежедневно спозаранку
В руки он берет баранку,
Крутит, вертит так и сяк,
Но не съест ее никак! (Водитель)
Воспитатель: - Молодцы. Давайте немного подвигаемся.
Физкультминутка. Слайд 13.
Вырос в поле колосок:
Он не низок, не высок.
Ветерок его качает,
Влево, вправо наклоняет.
Колоски мы все пожнем –
Много хлеба напечём,
А ещё наварим каши
И подкрепим силы наши.
Воспитатель: – Давайте поиграем и узнаем, какие продукты нужны, чтобы испечь хлеб.
Игра «Без чего хлеба не испечешь?» Слайд14.
– Бела беляна, по полю гуляла,
Домой пришла, в сусек легла. (Мука)– В воде родится, а воды боится. (Соль)
– Я бел как снег, в чести у всех,
И нравлюсь вам, но вред зубам. (Сахар)– Я и туча, и туман, и ручей, и океан,
И летаю, и бегу, и стеклянной стать могу. (Вода)– Они знают свое место -
Заставляют "расти" тесто. (Дрожжи)– Горячая старушка на одном месте стоит,
И из угла в угол не переставишь. (Печка)
Воспитатель: - Молодцы.
– Хлеб всегда на Руси пользовался почётом и уважением.
С древних времен существует традиция встречать гостей хлебом и солью — это значит желать им добра и благополучия. И сейчас гостеприимных хозяев называют «хлебосольными». Слайд 15.
– Хлебу посвящено много народных пословиц и поговорок. Они учат ценить и уважать хлеб и труд хлеборобов. Слайд 16.
Воспитатель: – Сейчас вспомним пословицы, а картинки вам в этом помогут.
Игра «Разгадай-ка». Слайд 17-23.
- «Хлеб наше богатство»,
- «Без соли, без хлеба - половина обеда»,
- «Хлеб всему голова»,
- «Хлеб – кормилец»,
- «Хочешь есть калачи – не сиди на печи»,
- «Без хлеба куска везде тоска»,
- «Хлеб на стол, и стол – престол»,
- «Земля – матушка, а хлеб – батюшка»,
- «Во рту хлеб, в руках сила»,
- «Без хлеба - не обеда»,
- «Из одной муки хлеба не испечешь»,
- «Покуда есть хлеб и вода, всё не беда»,
- «Ржаной хлебушко - калачу дедушка»,
- «Сколько не думай, а лучше хлеба и соли не придумаешь»
Воспитатель: - Очень хорошо знаетепословицы, молодцы!
- Послушайте историю, стихотворение С.Михалкова. Слайд 24.
Булка
Три паренька по переулку,
Играя будто бы в футбол,
Туда-сюда гоняли булку
И забивали ею гол.
Шел мимо незнакомый дядя,
Остановился и вздохнул
И, на ребят почти не глядя,
К той булке руку протянул.
Потом, насупившись сердито,
Он долго пыль с нее сдувал
И вдруг спокойно и открыто
При всех ее поцеловал.
— Вы кто такой?- спросили дети,
Забыв на время про футбол.
— Я пекарь! - человек ответил
И с булкой медленно ушел.
И это слово пахло хлебом
И той особой теплотой,
Которой налиты под небом
Моря пшеницы золотой.
Воспитатель: – Как вы думаете, ребята, можно играть хлебом как мячом? (ответ детей)
- Хорошо написала в стихотворении о хлебе Светлана Богдан. Слайд 25.
Хлеб, ребята, берегите!
Никогда им не сорите!
Много рук его растили,
Собирали, молотили,
Отдыха порой не знали,
Долго у печи стояли,
Чтоб для нас испечь полезный
Хлеб душистый и чудесный!
Вот так малый колосок
На стол хлебом прийти смог!
Помните правила:
– Бери хлеба столько, сколько съешь.
– Остатки хлеба отдай птицам, домашним животным.
– Нельзя играть с хлебом.
– Уважай хлеб и труд хлеборобов сам и учи этому других. Слайд 26.
III. Практическая часть. Подведение итогов
Воспитатель:– Наше занятие подходит к завершению. Слайд 27.
Давайте теперь составим на доске синквейн (стихотворение из пяти строк) по теме занятия. Вам в этом поможет алгоритм написания синквейна. Нужно будет вспомнить все, о чем мы сегодня говорили. (На доску вывешивается алгоритм).
СИНКВЕЙН
Алгоритм написания синквейна:
- В первой строке – тема называется одним словом (существительным);
- Вторая строка – это описание темы в двух словах (качества первого слова, прилагательные);
- Третья строка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (действия первого слова, глаголы);
- Четвертая строка – это фраза из четырех слов, по теме первого слова, мысль;
- Пятая строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Воспитатель: – О чем мы говорили сегодня на занятии? (Ответы) О хлебе.
– Хлеб какой? (Ответ) Полезный, вкусный.
– Как хлеб попадает к нам? (Ответ) Растёт, печётся.
– Чем полезен хлеб? (Ответ) Укрепляет.
– Какая роль хлеба в жизни человека? (Ответ) Земля – матушка, а хлеб – батюшка.
– Хлеб с кем сравнивается в пословицах? (Ответ) С кормильцем.
Хлеб
Полезный, вкусный
Растёт, печётся, укрепляет.
Земля – матушка, а хлеб – батюшка.
Кормилец.
Воспитатель: - Ребята, хлеб – символ жизни, здоровья и благополучия.
Берегите его. Пусть у вас всегда на столе будет ваш любимый хлеб.
Вы сегодня старались, все хорошо отвечали. Спасибо за работу, все молодцы! Слайд 28