Цель: создание условий для формирования патриотического сознания, осознания жизненных ценностей.
Задачи:
- сохранять историческую память;
- формировать уважение к героическому прошлому страны;
- повысить мотивацию для участия в мероприятиях патриотической направленности;
Участники: учащиеся старших классов, студенты 1-3 курсов СПО.
Продолжительность киноурока: 1 ч. 20 мин.
Необходимое оборудование: проектор (либо телевизор), ноутбук для возможности трансляции фильма.
Используемый видеоматериал: «Временная связь» - короткометражный художественный фильм российского режиссера – Дмитрия Аболмасова (2020г.) по мотивам рассказа Кира Булычёва «Можно попросить Нину?». Премьера состоялась в 2020г., в 2022г. фильм и еще две новеллы по рассказам Булычева («Поломка на линии» и «Шум за стеной») стали частью фильма-альманаха «Хронос».
Ссылка на фильм https://www.kinopoisk.ru/film/1378904/?utm_referrer=yandex.ru
Ход киноурока
Первый этап
Подготовка к восприятию фильма.
Преподаватель: Как и музыка, кино – это искусство, которое благодаря синтезу различных элементов имеет огромную силу воздействия, но кино стоит научиться смотреть и говорить о нем, ведь внутри фильма часто прячется гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. Сегодня предлагаю посмотреть и обсудить фильм, который, уверена, не оставит вас равнодушным (при этом педагог не называет название фильма, демонстрируя его на экране).
Второй этап
Просмотр фильма.
Третий этап
Обсуждение фильма (вопросы преподавателя для модерации):
- Сейчас, когда вы уже посмотрели фильм, прошу вас прочитать - как для вас звучит его название? (Педагог имеет в виду, что разное произносимое ударение в первом слове названия фильма кардинально меняет смысл: «временное» - значит «непостоянное, преходящее», в то время как «временная» - как раз означает связь разных времён).
- Какие важные темы поднимают авторы? (После обсуждения ребята приходят к выводам: что часто мы не ценим то, что имеем и всё познаётся в сравнении; что такое «ценность» для каждого из присутствующих; необходимость верного расставления приоритетов в своих ценностях, ведь ты можешь расстраиваться из-за мелочей, а другому может быть еще хуже; что в силах каждого человека пытаться помочь окружающим; что одна из главных ценностей – это время и возможность быть рядом со своими близкими, что возможность возвращаться в прошлое есть в фантастике, а в настоящем нужно думать, к чему приведет твое поведение; что ничто не проходит в этом мире без следа; что историческая память (то есть знание истории своей страны) и связь времён и поколений – это не просто слова).
- Как вас кажется, с помощью каких приёмов или деталей режиссер смог раскрыть столь важные темы в небольшом по времени фильме? (в случае, если ребята затрудняются с ответом, педагог указывает на такой прием как контраст, нахождение в кадре в течение всего фильма одного актёра, его собеседница – просто голос, как раз для того, чтобы показать универсальность переживаний без привязки к конкретной личности, отсутствие каких-то спецэффектов или кровавых сцен, свойственных для фильмов про войну, но при этом режиссер смог через диалоги всколыхнуть чувства зрителей. Необходимо указать ребятам, что не зря режиссёр назвал фильм «Временная связь», а, например, не «Связь времён», сразу давая, таким образом, пищу для размышлений.
- Знаете ли вы, что фильм написан по рассказу известного фантаста Кира Булычева в 1970г. (герой звонит в 1942г. из 1972г.), опубликован в 1972 году, по нему сняты 5 экранизаций, включающих «Временную связь» 2020 года. А является ли он актуальным сейчас? (В ходе диалога ребята приходят к мысли, что фильм актуален сейчас как никогда, проводя параллель Великой Отечественной войны с СВО, похожих переживаниях жителей в период ВОВ и в наше время, необходимости поддержки бойцов и их близких)
- Почувствуйте себя режиссером – если бы вы снимали этот фильм и Нина все-таки встретилась с главным героем, что бы она ему сказала?
- Как вам кажется, важно ли это - использовать возможность поблагодарить человека? Как вы считаете, если ли у главного героя необходимость в свою очередь поблагодарить эту девочку из прошлого? Четвёртый этап. Итоги и выводы.
Преподаватель подводит итог, слушая ответы участников на вопросы:
- Так как сейчас для вас звучит все-таки название фильма?
- Какие ценности все-таки важны для человека в любые времена?
- Хотелось бы вам что-то сделать после киноурока?
- Как мы можем оказать поддержку нашим близким и тем, кто сейчас защищает рубежи нашей Родины?
В качестве пищи для размышления после кинопросмотра преподаватель может предложить самостоятельно подумать над слоганом фильма «Хронос», частью которого является короткометражка «Временная связь», и который звучит так: «Будущее нельзя изменить? В прошлое нельзя вмешиваться? А где оно, настоящее?».
Методические рекомендации для проведения киноурока «Связь времён»
Данный киноурок «Связь времён» проводится как внеклассное мероприятие, либо в рамках учебных дисциплин «История», «Литература». Целесообразность выбора этой формы заключается в том, что такая образовательная технология позволяет вести осмысленный диалог о фильме с участниками его просмотра, что способствует пониманию и осознанию нравственных понятий и ценностей.
- На первом этапе преподаватель намеренно не проговаривает название фильма, просто выводя его на экран, чтобы участники прочитали его самостоятельно – чтобы сравнить понимание смысла фильма после просмотра, а потом после обсуждения с педагогом.
- На втором этапе возможные различные варианты просмотра фильма: можно просмотреть полностью, чтобы не нарушать целостности восприятия, либо можно делать это с остановками на драматических моментах – 20-й минуте фильма, 23 минуте просмотра – чтобы задать вопрос участникам об их виденье дальнейшего развития событий.
- На третьем этапе настаиваем на важности задать вопрос о том, как звучит название фильма для ребят, так как для педагога это прояснит, осознают ли они заложенную идею о связи времён и ценностях, которые важны во все времена в фильме и соответственно будет понимание, как строить работу дальше.
При подготовке к проведению киноурока «Связь времён» педагогу необходимо прочитать рассказ Кира Булычева «Можно попросить Нину?», можно уточнить - читал ли кто-то из присутствующих данный рассказ и в случае положительных ответов можно модерировать диалог следующим образом – какие приемы использует режиссер, чтобы показать, что темы, поднятые писателем в 70-е годы, актуальны и сейчас? Какие детали заметили участники, указывающие и на связь и на контраст между современным и военным временем? Звучит ли по-новому рассказ Кира Булычева у режиссера Дмитрия Аболмасова? - На четвертом этапе (этапе подведения итогов) преподаватель может порекомендовать к самостоятельному домашнему просмотру полностью фильм-альманах «Хронос», частью которого в 2022г. стал фильм «Временная связь». «Хронос» состоит из трёх новелл по рассказам Булычёва «Поломка на линии», «Можно попросить Нину?», и «Шум за стеной», где красной нитью проходит тема Великой Отечественной войны.
Киноурок «Связь времён» может проводиться перед проведением в учебной организации патриотической акции «Письмо солдату» для повышения мотивации обучающихся.