Приемы и задания, используемые на уроках литературного чтения для формирования читательской грамотности

Разделы: Начальная школа

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: читательская грамотность


«Люди перестают мыслить,
когда перестают читать».
Дени Дидро
(французский мыслитель)

Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К.Д.Ушинский. – Читать – это еще ничего не значит. Что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное».

Научить ребёнка читать правильно, эффективно, продуктивно - важная задача учителя.

Расскажу, какие приемы и задания, используемые на уроках литературного чтения, я использую в своей практике для формирования читательской грамотности.

В 1 классе для формирования смыслового чтения предлагала детям задания на уровне слова:

Найди и прочитай 5 слов, начинающихся на букву Р:

РАКЕТАРЫБААНАНАСДЕТИРЕБЯТАРАКДОМРЯБИНА

Прочитай слова без лишнего слога: кородава, сокабака, молгуклоко, сокрарока, машидамна, гошинрод и т.д.

Также предлагалось добавить в слова определенную гласную, чтобы получилось слово (грд, млк, мрз, млтк – в данном примере вставляли букву О); сложить слово из перепутанных букв (касоаб – собака и т.д.).

В послебукварный период обучения чтению детям давала следующие задания:

прочитайте загадку, отбросив иностранные буквы и отгадайте ее:

DYUВHFЕWСZЬSДUIGЕFНRLЬSСQLUПZVИSТDАWRНDQОWЧIJЬZЮSGГRОLDРSFИWТJQ

(Весь день спит, а ночью горит. Фонарь)

Со 2 класса задания усложняются:

Прочитайте пословицу правильно:

  • Здоровому - грач не нужен.
  • Лес рубят – кепки летят.
  • Слезами морю не поможешь.
  • Старый круг лучше новых двух.
  • Ус - хорошо, а два лучше.
  • Труд кормит, а пень портит.

Какие приемы работы с текстом я использую:

  • Прием «Тексты с «хвостами» - незавершенные предложения, которые ребенок должен будет закончить по смыслу. Такой прием провожу на этапе обобщения раздела.
  • Приём «Чтение по частям». Для этого приема предлагается использовать повествовательный текст. Сначала обучающимся по названию текста и по иллюстрации (при ее наличии) предлагаю определить, о чём пойдёт речь в произведении. Затем текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента, обучающиеся высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данный прием способствует выработке у обучающихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.
  • Прием «Создание диафильма». На уроках литературного чтения используются иллюстрирование учениками изучаемого произведения. Этот вид работы позволяет детям почувствовать радость от необычного общения с книгой. Также учит делить текст на смысловые части, к которым надо нарисовать иллюстрацию. Данный вид работы использую для работы в группах.
  • Приём «Драматизация» предполагает изобразить мимикой и жестами одного из героев произведения, которого нужно отгадать детям.
  • Приём «Знаю, узнал, хочу узнать». Применяю как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления. Например, при изучении творчества А.С.Пушкина дети самостоятельно записывали в таблицу, что знали о Пушкине и его произведениях, что узнали нового, какие его стихи и что хотели бы узнать. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой. (Удобнее всего работать в группах.)
  • Приём «Мозговой штурм» позволяет активизировать младших школьников, помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.
  • Приём «+ и --» использую на уроках при составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя (+), используя текст и свой жизненный опыт, другая – отрицательных(-), подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием использую после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод.
  • Приём «Логическая цепочка». После прочтения текста учащимся предлагаю построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов.
  • Приём «Лови ошибку». Один из ребят читает, а остальные внимательно следят и если замечают ошибку, делают пометки карандашом. Дальше идёт взаимоанализ прочитанного. Ребята исправляют ошибки, указывают на причину этих ошибок, также дают советы для улучшения результата. Детям очень нравится этот приём. Каждый ученик хочет поймать чужую ошибку и при этом сами стараются читать правильно. Всё это происходит непринуждённо, в игровой форме. Табличка с названием « Лови ошибку» всегда висит над доской, а с обратной стороны нарисованы солнышко и поляна с цветами. Дети знают, что если игра закончится, мы перевернём табличку. Я напоминаю детям, что эта игра бесконечна, но они пытаются мне доказать, что сегодня будет конец этой игры. Используется на каждом уроке, где встречается текст. Конец игры будет только тогда, когда не будет ошибок.
  • Приём «Ночь! День!» Учащимся дается установка: - Внимательно пробегите глазами текст. По моей команде «Ночь!» дети закрывают глаза, я читаю текст вслух. По команде «День!» дети открывают глаза, находят место в тексте, где я остановилась при чтении, и продолжают читать дальше.
  • Приём «Ромашка вопросов».

Класс делим на шесть групп. Вопросы к тексту записываются на лепестках ромашки. Выделяется шесть типов вопросов:

  • 1 лепесток - простые вопросы. Отвечая на них, нужно называть какие-то факты, вспомнить и воспроизвести информацию.
  • 2 лепесток - объясняющие вопросы. Обычно объясняющие вопросы начинаются со слов: «Почему».
  • 3 лепесток - уточняющие вопросы. Эти вопросы начинаются со слов «Верно ли, что…», «Если я правильно понял, то»..
  • 4 лепесток - оценочные вопросы. Оценочные вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений и фактов. «Почему это хорошо, а что-то плохо?», «Чем один герой отличается от другого?»
  • 5 лепесток - практические вопросы. Эти вопросы направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой.
  • 6 лепесток - творческие вопросы. В этих вопросах есть частица «бы», в формулировке вопросов есть элементы условности, предположения, фантазии, прогноза. «Чтобы бы изменилось, если бы…», «Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?»

Важно помнить, что эффективность данной работы, прежде всего, зависит от учителя, задача учителя, выступать организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса. Тогда с уверенностью можно будет сказать словами И.Г.Песталоцци: «Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами». К чему я и стремлюсь в своей работе.