Информационно-коммуникационные технологии в процессе формирования эмоционально-осознанного восприятия музыкального искусства у воспитанников Краснодарского ПКУ

Разделы: Музыка

Классы: 5, 6, 7


Современный урок музыки занимает важное место в системе обучения и воспитания кадетов Краснодарского КПКУ. Главная цель уроков музыки - воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся.

Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Музыка» (предметная область «Искусство») отражает общие цели и задачи её изучения, подчеркивает, что музыка – универсальный антропологический феномен, неизменно присутствующий во всех культурах и цивилизациях на протяжении всей истории человечества. Используя интонационно-выразительные средства, музыка способна порождать эстетические эмоции, разнообразные чувства и мысли, яркие художественные образы, для которых характерны, с одной стороны, высокий уровень обобщенности, с другой – глубокая степень психологической вовлеченности личности.

Эта особенность открывает уникальный потенциал для развития внутреннего мира человека, гармонизации его взаимоотношений с самим собой, другими людьми, окружающим миром через занятия музыкальным искусством. Музыка на невербальном уровне развивает такие важнейшие качества и свойства, как целостное восприятие мира, интуиция, сопереживание, содержательная рефлексия.

Огромное значение имеет музыка в качестве универсального языка, не требующего перевода, позволяющего понимать и принимать образ жизни, способ мышления и мировоззрение представителей разных народов и культур.

Процесс формирования эстетического отношения к музыкальному искусству на уроке рассматривается нами в модели «ученик - произведение искусства - автор – учитель». Причем, само искусство играет существенную роль в совершенствовании личности ребенка, так как в нем аккумулирован эмоционально-оценочный опыт Человечества. Моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации, диалог с искусством таят богатейшие возможности для «проживания» этого опыта и формирования индивидуальной картины мира.

Направлением своей практической деятельности мы выбрали педагогику сотрудничества, которая позволяет в урочной системе достигнуть глубокого эмоционального погружения в музыкальное произведение и, вместе с тем, сознательного отношения к воспринимаемой музыке в процессе ее восприятия. Это невозможно без формирования у кадетов устойчивого навыка абстрагироваться во время слушания музыки и прослеживать за ее развитием по принципам интонационности, сходства и различия.

Для этого мы в условиях уроков музыки:

  • создаем организованную художественно-эстетическую среду, определенные комфортные условия обучения, при которых все воспитанники активно взаимодействуют между собой;
  • используем эффективные методы художественной педагогики на материале разных форм литературы, видов музыкального и изобразительного искусства:
    • объяснительно-иллюстративный метод;
    • репродуктивный метод;
    • метод проблемного изложения;.
    • эвристический метод;
    • метод поиска задачи под руководством преподавателя;
    • исследовательский метод;
    • метод сравнения, анализа и синтеза;
  • учитываем потребностями и возможностями подросткового возраста воспитанников;
  • используем систему «стержневых операций» общехудожественного типа, на основе «ключевых» вопросов и творческих заданий, тренирующих способность созерцания и умения вести диалог со сверстниками и самим собой.

Предметом внимания на уроке музыки является художественная картина мира. Но понимание любого явления, любого произведения музыкального искусства приходит с практическим его освоением. Поэтому так важны размышления ребят – их освоение «фрагмента» мира, его изучение через художественное, чувственное осмысление. Слушая разную музыку, они убеждаются, что одна и та же тема рождает множество музыкальных произведений. И в каждом из них – свой взгляд, своё мироощущение, своё отношение.

Этому способствует внедрение интерактивных технологий обучения в процесс художественного познания мира, познания обучающимся самого себя, пути интонационного постижения искусства в совместном творчестве учителя и воспитанников, и во взаимосвязи всех видов искусств.

Огромное значение имеет использование возможностей интерактивной доски на занятиях. Систематическое использование интерактивной доски позволяет создать новые возможности для развития творческих, музыкальных способностей воспитанников, развить воображение, память, логическое мышление. Использование доски помогает сделать более увлекательным и динамичным освоение нового материала, проверку домашнего задания. Заранее подготовленный на доске материал позволяет осуществить контроль качества обучения:

  • провести тесты, в том числе онлайн-тесты или опрос;
  • выполнить задание на художественно-образное соотнесение иллюстраций и музыкальных произведений;
  • установить соответствие между ключевыми понятиями нескольких тем ранее изученного материала и музыкальными примерами;
  • провести следующие проверочные работы:
    а). викторины, задания по нотной грамоте;
    б). интерактивные игры («Угадай мелодию», «Я - меломан!», «Колесо Фортуны», «Инструменты симфонического оркестра»)
    в). художественно-практические задания («Соотнеси картины с музыкой», «Поменяй местами ритмогруппы» («Гусеница»), «Создай свой ритм», «Допиши мелодию» «Мы играем, сочиняем и поем»).

Доказано, что современные подростки воспринимают информацию с экрана монитора или интерактивной доски лучше, чем из книг. Они привыкли к восприятию информации в динамике, когда их внимание организуется извне с помощью интенсивного визуального ряда, а не текста.

Практически на каждом уроке мы используем компьютерные презентации. Многие слайды сопровождаются звуком, музыкой, в них включаются кино­фрагменты. Такое сочетание динами­ки с разумными объемами информации, одновременный просмотр слайдов и слушание музыки способствует усилению эмоционального воздействия на кадетов, и они запоминают материал урока намного лучше. Используя программу PowerРoint фирмы Microsoft, предназначенную для разработки компьютерных слайд-фильмов со средствами квази-мультипликации, удается разнообразить динамику показа компьютерных презентаций.

Использование электронных образовательных ресурсов (программ, мультимедиа пособий) на занятиях и в процессе самостоятельной работы воспитанников также имеет огромное значение

Опыт проведенной работы показал, что использование электронных образовательных ресурсов (программ, мультимедиа пособий) на занятиях и в процессе самостоятельной работы воспитанников позволяет раскрыть и увлечь кадетов музыкой, дать им хорошие знания. Это такие программы как:

  • Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия», 2009г.
  • Мультимедийная программа «Учимся понимать музыку», 2003. ООО «Уральский электронный завод».
  • Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий», 2001.
  • Программа Школа развития личности (версия 2.1),"C:\Program Files (x86)\C&M\SDPersonXXIA\SDPersonXXIA.exe
  • Интерактив по музыке «Инструменты симфонического оркестра», разработанный Москаленко И.Г., КПКУ, 2017г.

Безусловно, степень влияния гипермедийной ин­формации на учащихся возрастает, если ее подача осуществляет­ся систематически. В настоящее время воспитанники предпочитают видеоизображение аудио-носителям. Часто в поисках ответа на вопрос они используют поисковые системы интернета, не проверив достоверности источников.

Поэтому, я сама использую в работе и рекомендую воспитанникам следующие дистанционных образовательных ресурсов сети интернет:

  1. Википедия. Свободная энциклопедия. http://ru.wikipedia.org/wiki
  2. Классическая музыка. http://classic.chubrik.ru
  3. Музыкальный класс | Онлайн музыкальная школа для взрослых и детей, нотная грамота для начинающих, основы сольфеджио. https://music-education.ru/
  4. Музыкальный словарь. http://academic.ru/contents.nsf/dic_music
  5. Музыкальный энциклопедический словарь. http://www.music-dic.ru
  6. Погружение в классику. http://intoclassics.net/news/1-0-1

Известно, что в Интернете можно найти не только музыкальное сопровожде­ние песен, но и их слова. Большое значение на уроках музыки имеет также использование музыкальных файлов одновременно с видеозаписью нотного текста ( например, с сайта МАСТЕР МУЗЫКИ.РФ). Такие видеоролики (вариант «караоке» для сольфеджирования нотами или с текстом) мы достаточно часто применяем при хоровом или инди­видуальном пении на уроке музыки. Получившуюся в ре­зультате песню можно записать и воспроизвести через ком­пьютер, используя сайт Video Recorder – Запись видео с вебкамеры онлайн. Когда обучающиеся слышат свое исполнение как бы «со стороны» многие ошибки и недочеты исполнения им отчетливо слышны.

Использование ИКТ в процессе интерактивной игры на уроках музыки также максимально оптимизирует развитие навыков совместной работы.

Опыт показал, что применение информационно-коммуникационных технологий интенсифицирует передачу информации, значительно расширяет иллюстративный материал, создает проблемные ситуации и организует поисковую деятельность учащихся, усиливает эмоциональный фон обучения, формирует учебную мотивацию обучающихся, индивидуализирует и дифференцирует учебный процесс. Мы убедились, что технические средства обучения при рациональном использовании позволяют целенаправленно трансформировать учебное пространство и время, при этом их ценность тем выше, чем в больших пределах они используются.

Мы также убедились эффективность использования ИКТ в создании максимума возможностей творческого участия обучаемых в освоении новых знаний. Такое обучение обеспечивает формирование познавательных интересов и творческого мышления, высокую степень органичного усвоения знаний и мотивации обучающихся. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки доказывает их высокую эффективность, способствует развитию познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности каждого обучающегося, становлению его личности, готовности использовать усвоенные знания, умения в реальной жизни для решения практических задач.

Изученная литература

  1. Бабанский Ю.К. Выбор методов обучения в средней школе. - М.: Педагогика, 1981. https://www.libex.ru/detail/book425907.html
  2. Газман О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы. // Новые ценности образования. – 1995, №2 https://studfile.net/preview/2977308/
  3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
  4. http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/?&subject=33
  5. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.http://fcior.edu.ru/catalog/meta/3/mc/discipline%20OO/mi/4.13/p/page.html