Орфографическая зоркость – это умение быстро обнаруживать в тексте, в словах и их сочетаниях, которые предназначены для записи или уже написаны, орфограммы, а также быстро определять их типы.
Одной из причин ошибок у учащихся – это отсутствие орфографической зоркости. Для успешного развития орфографической зоркости важна мотивация учащихся на выработку в ходе выполнения заданий или упражнений.
Работу по формированию орфографической зоркости я начинаю уже с первых уроков первого года обучения, то есть во время обучения грамоте.
Во время изучения темы «Предложение» у учащихся формируется представление об устной и письменной речи. Учащиеся знакомятся со схемой предложения, выделяют предложения из устной речи, изучают понятие «слово», выделяют слово в предложении. На данном этапе начинаются первые шаги обнаруживать орфограммы. При выделении слов в предложении усваиваются первые правила правописания:
- слова пишутся раздельно;
- границы предложения (начало и конец предложения);
- начало предложения пишется с заглавной буквы, конец предложения заканчивается точкой или специальным знаком.
Задания учащимся можно предложить такого типа: « Составь модель предложения из слов», «Найди для каждой модели нужное предложение», «Прочитай. Расставь знаки препинания» и другие. Дети моделируют предложение ежеурочно, эти умения закрепляются и автоматизируются.
При изучении понятия «слог», деление слова на слоги учащиеся знакомятся с темой «Перенос слова». Детям сообщается правило переноса слова и возможные варианты переноса слов. Это умение закрепляется практически на всех уроках письма на протяжении первого года обучения. Предлагаю ребятам задания типа: подбор слов, имеющий один слог, два слога, три слога; деление слов на слоги, выделяя голосом ударный слог, указывая безударный; скандирование слов, разделенных на слоги; запись слов и предложений со случаями переноса слов.
Одна из сложных тем русского языка для изучения в начальной школе – это «Правописание гласных и согласных в корне». Формирование орфографической зоркости так же можно начинать с первого года обучения при изучении гласных и первых согласных звуков и букв. В устной форме можно составлять пары безударной гласной и парными согласными к словам, например: «моря – море», «дуб - дубы» и другие. При работе со словами на первом этапе нужно голосом подчеркивать орфограммы. Проводя подобную работу систематически, у учащихся выработается потребность подбирать однокоренные слова, дети усвоят буквенный состав слов. Далее эта работа расширяется и усложняется.
Правописание сочетаний «жи-ши, ча-ща, чу-щу» дается как орфографическое правило, которое нужно запомнить. Но, несмотря на это ошибки на эти орфограммы очень устойчивы. Поэтому я систематически предлагаю детям вспомнить и повторить правило, а также выполнить упражнения. Упражнения даю в устной или письменной форме, например: «Вставь пропущенную букву»-ж..вот, ш..пы, ч…й, щ..ка; «Исправь ошибку» - чяйник, жыраф, чюдо и другие. Одновременно обращаю внимание на написание сочетаний «же» и «ше». Для предупреждения ошибок выполняем с учащимися звуко-буквенный анализ.
При изучении темы « Заглавная буква в именах собственных» в процессе чтения, составления слов на наборном полотне я систематически уделяю внимание ребят на употребление заглавной буква в именах людей, кличках животных, географических названиях. При чтении предложений или текстов обращаю внимание на написание имён собственных. На уроках русского языка во время орфографической минутки предлагаю для записи имена собственные. Также можно предложить задания типа «Вставь нужную букву»- собака …узик, тетя …аша, город …осква; «Выбери нужную букву»- река (В,в)олга, друг (С,с)емён;«Найди слову свое место»- города, реки, имена – Енисей, Киров, Алёна.
Подобные ошибки у первоклассников являются частовстречаемыми и считаются грубыми. Только ежедневная отработка приемов может дать положительные результаты, а это: заучивание стихотворений, потешек, пословиц; объяснение значений слов; составление тематических групп слов и их запоминание; чтение слов, предложений, текстов; устное проговаривание слов с несовпадением звука и буквы; составление школьных словариков; игры в названия городов, рек и другие. При систематической отработке орфографическая зоркость автоматизируется и становится компонентом орфографического навыка, обеспечивая успешное обнаружение и опознание орфограммы.
Слова для прочтения, запоминания, списывания.
Упражнения со «словарными совами»
Выписать слова на тему «Зима»
Холод, ветер, снег, снежинка, снежок, снегопад, снеговик, лёд, льдинка, сосулька, метель, портфель, вьюга, позёмка, стужа, узор, наст, мороз, сугроб, оттепель, утюг, иней, крупа, хлопья, капель, санки, лыжи, коньки, крыша, каток, лыжня, снежная баба, шуба, дублёнка, пуховик, валенки, варежки, рукавицы, шапка, декабрь, январь, февраль.
Загадки на тему «Учебные принадлежности»
Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком,
Разговаривает с нами
Терпеливым языком. (Книга)То я в клетку, то в линейку,
Написать по ним сумей-ка! (Тетрадь)Жмутся в узеньком домишке
Разноцветные детишки.
Только выпустишь на волю —
Где была пустота,
Там, глядишь, — красота! (Цветные карандаши)Вы цветным карандашом
Все рисуночки раскрасьте.
Чтоб подправить их потом,
Очень пригодится… (Ластик)Линию прямую, ну-ка,
Сам нарисовать сумей-ка!
Это сложная наука!
Пригодится здесь… (Линейка)
«Собери слоги»
| воч, ка, де | рё, бе, за |
че, ник, у |
на, во, ро |
бей, во, ро |
нал,пе |
тух, пе |
то, паль |
даш, ка, ран |
радь, тет |
ко, ло, мо |
та ,бо, ра |
кан, ста |
хар, са |
тель, учи |
ка, ба, со |
«Что? Когда? Зачем? Откуда?»
- Чем копают грядки? (Лопата)
- Чем рубят дрова? (топор)
- Когда дети идут в школу? (осень, понедельник)
- Что купили в магазине для приготовления каши? (молоко)
Упражнения с именами собственными
Назови имена людей: полные и разговорные.
Например: Елена – Лена.
Александра, Алёна, Алина, Алиса, Анастасия, Ангелина, Анна, Антонина, Арина, Валентина, Наталья, Нина, Ольга, Полина, Раиса, Светлана, София, Таисия, Тамара, Татьяна, Ульяна, Юлия. Александр, Алексей, Анатолий, Андрей, Антон, Аркадий, Арсений, Артём, Дмитрий, Евгений, Егор, Иван, Игорь, Илья, Кирилл, Константин, Леонид, Макар, Максим, Марк, Матвей, Михаил, Никита, Николай, Олег, Павел, Пётр, Роман, Руслан, Святослав, Сергей, Станислав, Степан, Тимофей, Фёдор, Юрий.
Найди в стихотворении имена, которые нужно писать с большой буквы.
Почему сегодня Петя
Просыпался десять раз?
Потому что он сегодня
Поступает в первый класс... (А.Барто)Брату впору башмаки:
Не малы, не велики.
Их надели на Андрюшку,
Но ни с места он пока —…(А.Барто)Друг на друга так похожи
Комаровы-братья.
Где тут Петя, где Сережа —
Не могу сказаться.
Только бабушка и мать
Их умеют различать….(С.Маршак)Бедный Федотка — сиротка.
Плачет несчастный Федотка:
Нет у него никого,
Кто пожалел бы его.
Только мама, да дядя, да тётка,
Только папа да дедушка с бабушкой. (К.Чуковский)
Слова для слогоделения и переноса
| Бабушка | балкон |
барабан |
голова |
город |
Дерево |
поход |
загадка |
канава |
каток |
Кончик |
лето |
лилия |
мальчик |
молния |
Новости |
облако |
озеро |
пирог |
родник |
Родина |
самовар |
|
|
|