Древние города России на монетах

Разделы: География, Символы наших городов

Ключевые слова: города


Цель: развитие познавательного интереса учащихся.

Тип урока: урок формирования новых знаний, урок-исследование.

Планируемые результаты:

  • Предметные - учащиеся получат знания о географическом положении, функциях древних городов России, изображенных на монетах РФ и как эти особенности отражены в гербах этих городов
  • Метапредметные (УУД):
    • Регулятивные – учащиеся учатся последовательности выполнения действий для выполнения учебной задачи, а также проявлять познавательную инициативу.
    • Коммуникативные - умение работать в команде, умение вести сотрудничество с учителем и коллективом - слушать собеседника, формулировать свою точку зрения.
    • Познавательные – развитие навыков и умений работы с различными источниками, а именно осуществление поиска и выделения необходимой информации, анализа, формирования выводов. Развитие географического мышления.
  • Личностные – воспитание уважительного отношения к истории своей страны и патриотических чувств к родине, формирование самостоятельности и ответственности за качество своей деятельности.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация PowerPoint по теме “Древние города и их гербы”, карты России, атласы, справочная литература, карточки- задания группам.

Форма организации учебного занятия: групповая, индивидуальная.

Ход урока

1. Организационный момент, вводное слово учителя

При изучении регионов России, обязательно уделяется внимание городам данного района. Как правило, это крупные промышленные, административные и культурные центры. Небольшие «малые города» обычно остаются «за кадром». Города, как люди: у каждого своя судьба. Одни - из простых приобретают значимость, другие, некогда процветавшие, - теряют былую славу, становятся одними из многих.

Необычным источником информации о древних городах России являются действующие рублевые монеты, выпускаемые Центральным Банком РФ. Банк России регулярно выпускает в обращение 10-рублевые памятные монеты, посвященные древним городам России. На монетах этой серии изображены панорама города и его герб. (Слайд 1)

Сегодня вам предлагается совершить небольшое «открытие», а именно познакомиться с городами, о которых, возможно, вы никогда не слышали. Но это не просто малоизвестные города, а поселения, удостоившиеся чести быть увековеченными в коллекции монет РФ. Серия монет называется «Древние города России». (Слайд 2, 3)

Учитель называет города и демонстрирует с помощью презентации изображения монет (если есть возможность, такие монеты желательно показать ученикам «в живую»). Обратите внимание, что на монетах изображены уникальные архитектурные сооружения города и его герб.

Владимир, Кострома, Великий Новгород, Псков, Рязань – города известные и сейчас выполняют важные городские функции. Эти города часто упоминаются на уроках. (Слайды 4-8). Некоторые ученики накануне подготовили сообщения о гербах крупных городов, которые послужат образцом выполнения задания группам.

Дорогобуж, Муром, Ряжск, Касимов, Кемь – города вам малоизвестные. А ведь когда-то они играли важную роль в жизни нашей страны! Давайте выясним, где находятся эти города, почему они возникли в данных местах, какие функции выполняли и выполняют сейчас и как историю города отображает его герб.

2. Постановка учебного задания

Учащиеся работают небольшими группами (4-5 человек). Каждая группа получает папку (кейс) с карточкой-заданием и необходимые материалы (информационные источники, справочная литература, изображения гербов городов, тексты с их описанием, энциклопедии). Можно организовать работу непосредственно с помощью Интернета в классе. Каждая группа готовит материал об одном городе, указанном в карточке (Ряжск, Касимов, Дорогобуж, Муром, Кемь). Работа в группах 5-7 минут.

Задания группам

  1. Найдите данные о городе в информационных источниках;
  2. Определите географическое положение и отметьте его на карте;
  3. Установите факторы возникновения города в данном месте;
  4. Что символизирует герб города;
  5. Подумайте, почему стал «малым» провинциальным городом

3. Каждая группа представляет наработанный материал

Материал сопровождается презентацией (Слайды 9-14)

4. Итоги урока

В ходе работы ученики устанавливают, что большинство древних городов возникли вблизи рек или побережий, поскольку они служили транспортными артериями. Многие из этих городов выполняли важную государственную функцию. Символика гербов помогла раскрыть некоторые особенности этих поселений.

Заключительное слово учителя

Урок-исследование, который мы провели сегодня с вами, показал, как необычайно насыщенна и удивительна история нашей страны и как тесно она связана с пространством, т.е. географией России. Надеюсь, что этот урок побудит вас познавать свою страну с помощью различных источников.

Друзья, увидев монеты с названиями городов известных вам или нет…

  • Проявите свою любознательность,
  • Найдите о них информацию в справочниках, словарях, Интернете и т.д.
  • Умножайте свои знания о родной стране! (Слайд 15)