Разработка урока физики в 10-м классе по теме «Тепловые двигатели»

Разделы: Физика, Общепедагогические технологии, Мастер-класс

Класс: 10

Ключевые слова: тепловые двигатели


В выполнении требований ФГОС ООО данный урок реализует технологии образовательного процесса: информационно-коммуникационные; развития критического мышления; проблемного обучения; проектные, игровые.

Образовательные задачи урока:

  • углубить знания учащихся о первом и втором законе термодинамики на примере изучения устройства и принципа действия тепловых двигателей;
  • осветить роль тепловых двигателей в промышленности, в повседневной жизни человека, в развитии науки, техники, обороны, изучении космоса;
  • рассмотреть в ходе урока экологические проблемы, связанные с использованием тепловых двигателей.

Мировоззренческие задачи урока:

  • развитие диалектико-материалистического мировоззрения учащихся на примере изучения теплового движения материи;
  • показать роль науки в прогрессе развития человечества.

Воспитательные задачи урока:

  • Способствовать в ходе урока экологическому воспитанию учащихся, рассматривая отрицательные последствия использования тепловых машиндля окружающей среды, здоровья человека;
  • воспитывать у учащихся умение работать в группах, культуру ведения диалога.

Методическая цель урока: показать один из способов организации самостоятельной деятельности учащихся.

Тип урока: деловая игра.

Методы и методические приёмы: научная конференция с использованием игровых элементов.

Методические указания к проведению урока:

  • За неделю до изучения темы «Тепловые двигатели» каждый учащийся получает определённое задание, в зависимости от игровой роли. Это может быть: оформление кабинета, подготовка эмблем участников конференции, подбор литературы, статистических данных.
  • Класс делится на два «института»: «Институт тепловых машин» и «Институт экологии».
  • Доклады учащихся – это мини-проекты (презентации). Время доклада учащегося – до 2 минут.
  • Игровые моменты:
    • конференцию ведет «Президент школьной Академии наук»;
    • присутствует «пресса», «зарубежные гости» с «переводчиком».
    • конференция - диспут между «Институтом тепловых машин» и «Институтом экологии».
  • В конце урока учитель подводит итог занятия: делает вывод, ставит оценки, объявляет домашнее задание. В течение урока учитель не вмешивается, сидит за последней партой, выполняя, роль наблюдателя. Задача педагога состоит в организации самостоятельной деятельности учащихся.
  • Домашнее задание заключается в оформлении «научного отчёта» о конференции: творческого опорного конспекта по теме урока. На следующем уроке учащиеся пишут кратковременную проверочную работу и решают задачи на вычисление коэффициента полезного действия тепловых машин.
  • Главное – соблюдение основных дидактических принципов: доступности, наглядности, научности, логичности, гуманизма.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА

Игровые роли

Игровые функции

ТСО, наглядные пособия

Президент
академии наук

Ведёт конференцию

компьютер; проектор; электронная доска

Институт
тепловых машин

 

компьютер; проектор; электронная доска

Директор

Доклад о первом и втором начале термодинамики

компьютер; проектор; электронная доска

Сотрудники

Доклады (презентации):

Принцип действия тепловых двигателей

КПД тепловых двигателей

Пути повышения КПД (машина Карно)

Типы тепловых двигателей:

а) Паровая турбина;

б) Двигатель внутреннего сгорания;

в) Двигатель Дизеля;

г) Реактивный двигатель;

д) Электрический двигатель – двигатель XXI века;

е) Водородный двигатель.

 

опорный конспект

блок-схема

видеофильм

модель

модель

модель

презентация

презентация

модель

презентация

Институт экологии

 

компьютер; проектор; электронная доска

Директор

Доклад: «Тепловые двигатели и охрана окружающей среды»

видеофильм

Сотрудники

Доклады (презентации):

а) Тепловые двигатели и здоровье человека;

б) Тепловая катастрофа;

в) Озоновые дыры;

г) Возрождение России.

 

Презентация

видеофильм

видеофильм

видеофильм

Пресса

 

 

Корреспонденты

Задают вопросы к докладчикам

 

Зарубежный гость

Приветствует участников конференции на иностранном языке

 

Переводчик

Переводит приветствие иностранного гостя

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Водородный двигатель - это двигатель, использующий его в качестве топлива водород

Двигатель внутреннего сгорания - двигатель, в котором топливо сгорает в рабочей камере (внутри) двигателя

Двигатель Дизеля  - поршневой двигатель внутреннего сгорания, самовоспламенения распылённого топлива от воздействия разогретого при сжатии воздуха

Законы термодинамики

Первый закон - закон сохранения и превращения энергии для термодинамической системы: количество теплоты, сообщённое системе, равно сумме работы газа против внешних сил и изменения внутренней энергии системы.

Второй закон - определяет направление термодинамических процессов: невозможно перевести тепло от менее нагретой системы к более нагретой при отсутствии других одновременных изменений в обеих системах или в окружающих телах.

Рабочее тело – газ (пар), расширяясь который, совершает работу

Тепловой двигатель - устройство, в котором внутренняя энергия топлива превращается в механическую энергию

КПД (коэффициент полезного действия) – это отношение полезной работы, совершенной данным двигателем, к количеству теплоты, полученному от нагревателя

Нагреватель - устройство, от которого рабочее тело получает энергию, часть которой идет на совершение работы

Паровая турбина - тепловой двигатель, который преобразует энергию пара в механическую энергию

Реактивный двигатель - двигатель, создающий необходимую для движения силу тяги посредством преобразования внутренней энергии топлива в кинетическую энергию реактивной струи рабочего тела

Экология - наука о взаимоотношениях живых существ между собой и с окружающей их средой

Электродвигатель - электрическая машина, преобразующая электрическую энергию в механическую

Холодильник - тело, поглощающее часть энергии рабочего тела (окружающая среда или специальные устройства для охлаждения и конденсации отработанного пара

Цикл Карно – это идеальный круговой процесс, состоящий из двух адиабатных и двух изотермических процессов

См. продолжение конспекта урока

Презентация

Интернет-ресурсы:

  1. https://resh.edu.ru/subject/lesson/2593/start/
  2. https://resh.edu.ru/subject/lesson/3763/start/160222/
  3. https://uchitel.pro/физика-10-класс-все-формулы-и-темы/
  4. https://present5.com/lekciya-12-teplovye-mashiny-vtoroe-nachalo-termodinamiki-entropiya/
  5. https://nsportal.ru/shkola/ekologiya/library/2022/02/17/lektsiya-1-obshchaya-ekologiya