В выполнении требований ФГОС ООО данный урок реализует технологии образовательного процесса: информационно-коммуникационные; развития критического мышления; проблемного обучения; проектные, игровые.
Образовательные задачи урока:
- углубить знания учащихся о первом и втором законе термодинамики на примере изучения устройства и принципа действия тепловых двигателей;
- осветить роль тепловых двигателей в промышленности, в повседневной жизни человека, в развитии науки, техники, обороны, изучении космоса;
- рассмотреть в ходе урока экологические проблемы, связанные с использованием тепловых двигателей.
Мировоззренческие задачи урока:
- развитие диалектико-материалистического мировоззрения учащихся на примере изучения теплового движения материи;
- показать роль науки в прогрессе развития человечества.
Воспитательные задачи урока:
- Способствовать в ходе урока экологическому воспитанию учащихся, рассматривая отрицательные последствия использования тепловых машиндля окружающей среды, здоровья человека;
- воспитывать у учащихся умение работать в группах, культуру ведения диалога.
Методическая цель урока: показать один из способов организации самостоятельной деятельности учащихся.
Тип урока: деловая игра.
Методы и методические приёмы: научная конференция с использованием игровых элементов.
Методические указания к проведению урока:
- За неделю до изучения темы «Тепловые двигатели» каждый учащийся получает определённое задание, в зависимости от игровой роли. Это может быть: оформление кабинета, подготовка эмблем участников конференции, подбор литературы, статистических данных.
- Класс делится на два «института»: «Институт тепловых машин» и «Институт экологии».
- Доклады учащихся – это мини-проекты (презентации). Время доклада учащегося – до 2 минут.
- Игровые моменты:
- конференцию ведет «Президент школьной Академии наук»;
- присутствует «пресса», «зарубежные гости» с «переводчиком».
- конференция - диспут между «Институтом тепловых машин» и «Институтом экологии».
- В конце урока учитель подводит итог занятия: делает вывод, ставит оценки, объявляет домашнее задание. В течение урока учитель не вмешивается, сидит за последней партой, выполняя, роль наблюдателя. Задача педагога состоит в организации самостоятельной деятельности учащихся.
- Домашнее задание заключается в оформлении «научного отчёта» о конференции: творческого опорного конспекта по теме урока. На следующем уроке учащиеся пишут кратковременную проверочную работу и решают задачи на вычисление коэффициента полезного действия тепловых машин.
- Главное – соблюдение основных дидактических принципов: доступности, наглядности, научности, логичности, гуманизма.
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА
Игровые роли |
Игровые функции |
ТСО, наглядные пособия |
Президент |
Ведёт конференцию |
компьютер; проектор; электронная доска |
Институт |
|
компьютер; проектор; электронная доска |
Директор |
Доклад о первом и втором начале термодинамики |
компьютер; проектор; электронная доска |
Сотрудники |
Доклады (презентации): Принцип действия тепловых двигателей КПД тепловых двигателей Пути повышения КПД (машина Карно) Типы тепловых двигателей: а) Паровая турбина; б) Двигатель внутреннего сгорания; в) Двигатель Дизеля; г) Реактивный двигатель; д) Электрический двигатель – двигатель XXI века; е) Водородный двигатель. |
опорный конспект блок-схема видеофильм модель модель модель презентация презентация модель презентация |
Институт экологии |
|
компьютер; проектор; электронная доска |
Директор |
Доклад: «Тепловые двигатели и охрана окружающей среды» |
видеофильм |
Сотрудники |
Доклады (презентации): а) Тепловые двигатели и здоровье человека; б) Тепловая катастрофа; в) Озоновые дыры; г) Возрождение России. |
Презентация видеофильм видеофильм видеофильм |
Пресса |
|
|
Корреспонденты |
Задают вопросы к докладчикам |
|
Зарубежный гость |
Приветствует участников конференции на иностранном языке |
|
Переводчик |
Переводит приветствие иностранного гостя |
|
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Водородный двигатель - это двигатель, использующий его в качестве топлива водород
Двигатель внутреннего сгорания - двигатель, в котором топливо сгорает в рабочей камере (внутри) двигателя
Двигатель Дизеля - поршневой двигатель внутреннего сгорания, самовоспламенения распылённого топлива от воздействия разогретого при сжатии воздуха
Законы термодинамики
Первый закон - закон сохранения и превращения энергии для термодинамической системы: количество теплоты, сообщённое системе, равно сумме работы газа против внешних сил и изменения внутренней энергии системы.
Второй закон - определяет направление термодинамических процессов: невозможно перевести тепло от менее нагретой системы к более нагретой при отсутствии других одновременных изменений в обеих системах или в окружающих телах.
Рабочее тело – газ (пар), расширяясь который, совершает работу
Тепловой двигатель - устройство, в котором внутренняя энергия топлива превращается в механическую энергию
КПД (коэффициент полезного действия) – это отношение полезной работы, совершенной данным двигателем, к количеству теплоты, полученному от нагревателя
Нагреватель - устройство, от которого рабочее тело получает энергию, часть которой идет на совершение работы
Паровая турбина - тепловой двигатель, который преобразует энергию пара в механическую энергию
Реактивный двигатель - двигатель, создающий необходимую для движения силу тяги посредством преобразования внутренней энергии топлива в кинетическую энергию реактивной струи рабочего тела
Экология - наука о взаимоотношениях живых существ между собой и с окружающей их средой
Электродвигатель - электрическая машина, преобразующая электрическую энергию в механическую
Холодильник - тело, поглощающее часть энергии рабочего тела (окружающая среда или специальные устройства для охлаждения и конденсации отработанного пара
Цикл Карно – это идеальный круговой процесс, состоящий из двух адиабатных и двух изотермических процессов
См. продолжение конспекта урока
Интернет-ресурсы:
- https://resh.edu.ru/subject/lesson/2593/start/
- https://resh.edu.ru/subject/lesson/3763/start/160222/
- https://uchitel.pro/физика-10-класс-все-формулы-и-темы/
- https://present5.com/lekciya-12-teplovye-mashiny-vtoroe-nachalo-termodinamiki-entropiya/
- https://nsportal.ru/shkola/ekologiya/library/2022/02/17/lektsiya-1-obshchaya-ekologiya