Задача объяснить учащимся начальной школы правила чтения в английском языке является непростой по ряду причин. Во-первых, на 26 букв английского алфавита приходится 44 звука. Очевидно, наблюдается явный дефицит букв. Во-вторых, один и тот же звук может передаваться разными буквами и их комбинациями. В-третьих, одна и та же буква или буквосочетание может читаться по-разному. В-четвертых, существует масса исключений из правил чтения. Всё это превращает освоение правил чтения в непростую задачу как для ученика, так и для учителя. В этом статье хотелось бы поделиться приемами изучения так называемых blended letters.
Освоив правила чтения согласных букв, мы переходим к буквосочетаниям. На этом этапе очень важно объяснить ученикам необходимость их появления. В очередной раз обращаемся к плакату с английским алфавитом, задаем учащимся вопросы:
- А где же буква для звука [ʃ]? А для звука [ʧ]?
Учащиеся некоторое время рассматривают уже знакомый плакат и приходят к выводу, что подходящих букв для этих звуков в английском алфавите нет. Таким образом, ученики готовы перейти к следующему шагу – пониманию необходимости составления буквосочетаний. На этом этапе мы вводим важный образ – friendly Hh – дружелюбная Hh.
- Итак, на помощь приходит буква Hh, которая в сочетании с другими буквами, образует буквосочетания, воплощающие английские звуки.
[ʃ] – S + H - ship, shoe, fish, dish.
[ʧ] – C + H – chips, cheese, rich, bench.
[ ð] – T + H - the, this, that, there.
[ θ] – T + H – thanks, thumb, bath, Math.
[ w ] – W + H - whale, white, what, where.
Но! Важно запомнить:
[ h ] – W + H – who, whose, whom.
Ученики знакомятся с буквосочетаниями, особенностями их произношения, транскрипционными значками, примерами слов. Среди упражнений для отработки правила можно назвать чтение «елочкой», соотнесение слов и картинок, заполнение пропусков, группировка слов по ключевым буквосочетаниям.
Далее мы знакомим учеников с буквосочетанием PH.
[ f ] – P + H – photo, phone, elephant, dolphin.
Как правило, у наиболее наблюдательных учеников возникает закономерный вопрос, зачем в английском языке появилось буквосочетание PH, если для выражения звука [ f ] буква Ff. Действительно, в данном случае наблюдается некоторая избыточность выразительных средств. Это объясняется происхождением слов, содержащих это буквосочетания. Все они заимствованы из греческого языка.
Таким образом, образ буквы Friendly H является помощником в изучении темы “Blended Letters”. Она, как магнит, притягивает к себе другие согласные буквы и помогает воплотиться звукам, которые не имеют персональную букву в английском алфавите. На этапе обобщения темы, рекомендую сыграть с учениками в игру “Find a friend”, в которой ведущий назначается буквой Friendly H, пять учеников из группы перевоплощаются в буквы C, S, T, P, W, а остальные получают карточки со знаками транскрипции. Игровые приемы и дружественный образ буквы H позволяет ученикам легко и весело освоить тему “Blended Letters”.