Тип проекта: Информационно-практико-ориентированный.
Подготовительная группа.
Сроки реализации: краткосрочный.
Проблема проекта: Огромное значение в жизни ребенка имеет книга. Через книгу ребёнок познаёт окружающий его мир, познаёт о добре и зле, ненависти и дружбе, смелости и трусости. Чтение закладывает в ребёнке моральные ценности, учит сострадать и сопереживать, удивляться и радоваться. Но в наше время дети и их родители стали чаще заменять детскую литературу телевизором и компьютером. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу.
Беседы с детьми показали, что дома чтению детских книг уделяется мало времени, а ведь на самом деле детская литература представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формирует поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому мы решили уделить немного больше времени детской литературе в развитии и воспитании наших детей.
Цель проекта: Развитие интереса детей к произведениям детских писателей.
Задачи проекта:
Обучающие:
- продолжать знакомить детей с известными писателями, поэтами;
- формировать у детей интерес к чтению, умение понимать занимательность сюжетов сказок, особенность их языка.
Развивающие:
- развивать речевую активность детей, обогащать словарный запас, творческие способности детей;
- расширять представления детей о различных видах театра. Закреплять умение использовать средства выразительности (мимику, жесты, позы, интонации, движения).
Воспитательные:
- воспитывать патриотические чувства, гордость за страну, в которой мы живем;
- воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие.
Форма работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Используемые методы:
- игровой метод, наглядный, словесный, поощрение.
- а также познавательный метод (задачи, смекалки, социальный (формы работы, эмоциональный (атмосфера во время работы, интерес к заданиям, рефлексия (итоги, выводы, беседы по вопросам, контроль во время работы (устный, фронтальный, проверка друг у друга, поощрение).
Ожидаемые результаты:
- у детей сформирован интерес к книгам и умение использовать прочитанное в игровой, продуктивной и художественной деятельности.
- развиты творческие способности, коммуникативные навыки;
- развита способность детей узнавать и называть прочитанные детские произведения, их авторов, тексты, персонажи.
Принципы реализации проекта:
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей.
- Совместная работа с родителями.
Этапы проекта:
I этап – Подготовительный
- Обозначение актуальности и темы будущего проекта.
- Постановка цели и задач.
- Подбор методической, справочной литературы по выбранной теме проекта.
- Разработка плана мероприятий основного этапа.
- Обогащение предметно-пространственной развивающей среды в группе детского сада.
II этап – Основной
Работа с детьми:
- Беседы на тему «Моя любимая сказка», «Чему учат сказки?», «Кто рисует иллюстрации к книгам?», «Биография и творчество Агнии Барто», «Биография и творчество Корнея Чуковского», «Биография и творчество Самуила Яковлевича Маршака», «Биография и творчество Виталия Бианки», «Биография и творчество Александра Сергеевича Пушкина».
- Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.
- Физминутки: «У Лукоморья дуб зелёный», «Незнайка», «Зарядка семи гномов», «Золушка».
- Пальчиковая гимнастика: «Сказки», «Где обедал воробей?».
- Аппликация из цветных салфеток «Новый наряд для Принцессы».
- Аппликация «Золотая рыбка», «Краденое солнце».
- Аппликация из цветных ниток «Тетя кошка».
- Рисование цветным песком «Платье для Золушки».
- Лепка. «Кот в сапогах».
- Рисование «Бармалей», «Белочка».
- Раскраски «Сказочные герои».
- Сюжетно-ролевые игры "Семья", "Театр", "Библиотека".
ОД «Волшебный мир сказок Чуковского», «Путешествие в мир сказок»
- Дидактические игры: «Объясни слово», «Кого не стало?» «Собери картинку», «Назови сказку правильно», «Четвёртый лишний», «Скажи наоборот», «Подскажи словечко», «Угадай кто это», «Я начну, а ты продолжи», «Кого не стало», «Актеры»
- Чтение произведений К.И.Чуковского, С.Я.Маршака, С.А.Пушкина, А.Барто, С.Михалкова, Ш.Перро, Бр.Гримм, Г.-Х.Андерсона.
- Просмотр фильмов-сказок: «Кот в сапогах», «Золушка», «Айболит» «Кошкин дом», «Бармалей»
- Предметно-развивающая среда: выставка книг К.И.Чуковского, С.Я.Маршака, С.А.Пушкина, А.Барто, С.Михалкова, Ш.Перро, Бр.Гримм, Г.-Х.Андерсона.
- Подвижные игры: «Море волнуется», Рыбаки и рыбки», «Коршун», «Серая утка», «Медвежата», «Зайцы и волк», «Кошка и мышка».
- Разгадывание кроссвордов.
- Вечер загадок по сказкам Корнея Ивановича Чуковского.
Работа с родителями:
- Беседа «Знакомство с проектом», ознакомление родителей с целями и задачами проекта.
- Консультация для родителей «Читаем детям»
- Выполнить совместно с детьми иллюстрации к стихотворениям С.Михалкова, А.Барто.
III этап – Заключительный
- Итоговое мероприятие: Развлечение совместно с библиотекой-музеем В.П.Астафьева «Мой любимый сказочный герой»
- Оформление отчетной документации, презентация проекта.
Рефлексия
Детей заинтересовала тема проекта, поэтому они с большим энтузиазмом принимали участие во всех мероприятиях: играли в дидактические и подвижные игры, слушали и смотрели сказки, разгадывали кроссворды, рисовали, лепили, клеили аппликации, рассматривали иллюстрации к сказкам. Родители поддержали выбранную воспитателями тему проекта и расширили свои знания о многообразии детских авторов и важности знакомства с ними детей. Проект позволил наглядно систематизировать и обобщить знания детей о важности чтения книг, познакомить их с биографиями авторов детских произведений. Таким образом, можно сказать, что благодаря проведенным мероприятиям произошло закрепление и улучшение знаний детей по данной теме.
Литература
- Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (подготовительная к школе группа).
- Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду (подготовительная к школе группа).
- Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ д/с № 4, разработанная в соответствии с ФГОС ДО, на основе примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
- «Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. Часть 2» Давыдова Г.Н. Энциклопедия детства (избранные произведения мировой литературы для детей).
- «Мои первые книжки». С.Маршак «БАГАЖ».
- Сборники стихотворений А.Барто «Мы с Тамарой», «Младший брат», «Игрушки».
- Сборник лучших стихов и сказок К.Чуковского.
- Сборник стихов и сказок С.Я.Маршака.
- С.В.Михалков «А что у вас?», «Дядя Степа», «Как бы жили мы без книг».
- Интернет-ресурсы.