В Стратегии комплексной безопасности детей до 2030 года, утвержденной президентом Российской Федерации В.В.Путиным, одной из важнейших задач является популяризация культуры здоровья как базовой ценности, а также формирование и поддержка здорового образа жизни.
«Национальная доктрина образование в Российской Федерации» до 2025 года одной из целей и задач образования, в том числе, определяет «воспитание здорового образа жизни, развитие детского и юношеского спорта».
Перед государством стоит задача обеспечить «всестороннюю заботу о сохранности жизни, здоровья и физическом воспитании, и развитии детей, учащихся и студентов».
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (2013 г.) также одной из первоочередных задач определяет охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия.
Кроме того, в Федеральной образовательной программе дошкольного образования в качестве самостоятельной, выделена образовательная область «Физическое воспитание» с приоритетной задачей - укреплять здоровье ребёнка, расширять представления о здоровье и его ценности, факторах на него влияющих, воспитывать бережное и заботливое отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, осознанно соблюдать правила здорового образа жизни.
Под здоровым образом жизни понимаются типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций. Отсюда понятно, насколько важно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человеку природой.
В основе здорового образа жизни лежат представления и знания о том, от чего зависит качество здоровья, а именно: сохранение здоровья души и тела, учет факторов на него влияющих, наличие полезных привычек, своевременная профилактика нарушений здоровья, соблюдение определенных правил и норм поведения. Вот об этом и необходимо знать и иметь представление.
Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить здание потребности в здоровом образе жизни. Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия.
Далее остановимся на особенностях понимания детьми сути понятия «здоровья», и их представлениях о здоровье.
Дети младшего дошкольного возраста понимают, что такое болезнь, но дать самую элементарную характеристику здоровью еще не могут. Вследствие этого никакого отношения к нему у маленьких детей практически не складывается.
В среднем дошкольном возрасте у детей формируется понимание о здоровье как «не болезни». Они рассказывают о том, как болели, у них проявляется негативное отношение к болезни на основании своего опыта. Но что, значит, быть здоровым и чувствовать себя здоровым, они объяснить еще не могут.
В старшем дошкольном возрасте благодаря возрастанию опыта личности отношение к здоровью существенно меняется. Наблюдается смешение понятий «здоровый», как большой, хороший и «здоровый» - значит не больной. В этом возрасте дети по-прежнему соотносят здоровье с болезнью, но более отчетливо определяют угрозы здоровью как от своих собственных действий («нельзя есть грязные фрукты», «нельзя брать еду грязными руками» и пр.), так и от внешней среды. При определенной воспитательной работе дети соотносят понятие «здоровье» с выполнением правил гигиены.
Они начинают соотносить занятия физкультурой с укреплением здоровья и в его определении (как, собственно, и взрослые) на первое место ставят физическую составляющую. В этом возрасте дети (хотя еще интуитивно) начинают выделять и психическую, и социальную компоненты здоровья ("там все так кричали, ругались, и у меня голова заболела"). Но, несмотря на имеющиеся представления о здоровье и способах его сохранения, в целом отношение к нему у детей старшего дошкольного возраста остается достаточно пассивным. Причины такого отношения кроются в недостатке у детей необходимых знаний о нем, а также не осознании опасностей не здорового поведения человека для сохранения здоровья.
Нездоровое поведение в ряде случаев приносит удовольствие (как приятно съесть холодное мороженое, выпить целую бутылку охлажденного лимонада, пробежать по луже, поваляться подольше в постели и т.п.), а долговременные негативные последствия таких поступков кажутся ребенку далекими и маловероятными. Значительная часть самосохранительного поведения детей старшего дошкольного возраста определяется их представлениями о здоровье. При целенаправленном воспитании, обучении, закреплении в повседневной жизни правил гигиены, соответствующей мотивации занятий физкультурой отношение детей к своему здоровью существенно меняется. Сформированность отношения к здоровью как к величайшей ценности в жизни (на доступном пониманию детей уровне) становится основой формирования у детей потребности в здоровом образе жизни. В свою очередь, наличие этой потребности помогает решить важнейшую психологическую и социальную задачу становление у ребенка позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих.
Если говорить о формировании представлений и содержании представлений о здоровом образе жизни, важно проследить, какое место эти представления занимают в общей структуре валеологической культуры дошкольника. Представим пример покомпонентного структурирования содержания представлений о здоровом образе жизни в дошкольном детстве.
Таблица 1. Содержание представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста
| Компоненты культуры здоровья | |||
Возраст детей |
Когнитивный компонент |
Мотивационно-ценностный компонент |
Деятельностный компонент |
Младший дошкольный возраст |
Знать и уметь показать, как правильно ухаживать за собой; знать назначение и способы использования средств ухода и гигиены. Показывать, как правильно мыть руки, расчесывать волосы, пользоваться салфеткой и прочее. Объяснять, как привести в порядок одежду, как правильно убрать игрушки, протереть пыль и прочее. |
Понимать необходимость ухода за собой, стремиться содержать тело, одежду и окружающее пространство в чистоте. Объяснять, зачем необходимо соблюдать чистоту, ухаживать за собой. Замечать небрежность в одежде и самостоятельно, или при помощи взрослого, приводить ее в порядок. |
Выполнять самостоятельно и собственной инициативе отдельные действия по уходу за собой. Выполнять требования по уходу за собой и окружающим пространством. Замечать неправильный пример сверстников. |
Средний дошкольный возраст |
Называть, уметь показать части тела человека, знать функциональные особенности анализаторов. Знать способы ухода за своим телом, знать правила бережного отношения к здоровью. |
Объяснять, что нужно делать, чтобы быть здоровым, (почему нужно быть осторожным с острыми предметами, почему нужно мыть тело и волосы и т.д.), замечать явные опасные ситуации. |
Демонстрировать умения ухода за собой. Соблюдать правила ухода за собой и окружающим пространством; технику безопасности по напоминанию взрослого. |
Старший дошкольный возраст |
Знать: особенности тела человека, назначение органов чувств, опорно-двигательного аппарата, причины болезней, способы профилактики простудных заболеваний, профилактики травм и нарушений осанки, зрения и другие правила безопасности. |
Объяснять, почему необходимо беречь здоровье, понимать зависимость здоровья от влияния различных факторов. Находить причинно-следственные связи. Замечать и стремиться предупреждать опасные ситуации, возникающие в отношении себя и других людей. |
Самостоятельно владеть навыками самообслуживания, иметь полезные привычки, соблюдать правила безопасности без напоминания взрослого, напоминать правила сверстникам, не следовать и не подражать негативному примеру. |
В таблице показано, как связаны все три компонента культуры здоровья между собой: когнитивный, мотивационный и деятельностный и их содержание в различные возрастные периоды с тем, чтобы проследить последовательность и преемственность содержания.
Содержание работы в области физического развития нацелено на «становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами». Овладение нормами и правилами подразумевает их знание, понимание, усвоение, и осознанное применение в практической деятельности. Таким образом, круг задач не может быть ограничен только когнитивной составляющей. Важно не только знать правила, но и осознанно исполнять их.
При целенаправленной и систематической работе в образовательной организации и семье ребенок к старшему дошкольному возрасту способен понимать ценность здоровья и его зависимость от жизнедеятельности самого человека и негативных факторов, осознанно стремиться к соблюдению норм и правил здорового образа жизни. Конечно, далеко не все дошкольники могут прийти к осознанию важности здоровья, но вести работу в этом направлении можно и необходимо. Данный круг задач решается постепенно в зависимости от возраста детей и их возможностей. Возрастные границы условны, так как любой из компонентов формируется не сам по себе и не только в зависимости от возраста, но и от того когда именно начато обучение и какие условия для этого созданы. Возрастом скорее определено содержание. Прийти к осознанному пониманию ценности здоровья человек может и в детстве и более зрелом возрасте, а может так и не достичь его. Не секрет, что некоторые взрослые, имеют сформированным только когнитивный компонент, то есть хорошо знают, что полезно и вредно для здоровья, но знания не осознаются, и не воплощаются в умениях и в деятельности. Можно также знать понимать, но ничего не делать для сохранения и укрепления здоровья или делать неверные шаги. Важно при этом четко представлять уровень результатов. Первый уровень результатов предполагает систему представлений; второй - систему ценностных ориентаций и мотивацию, и третий – практический опыт и осознанную деятельность. Все уровни результатов тесным образом связаны между собой и предполагают освоение содержания соответствующее возрастному этапу. Сколько бы хорошие условия не создавали взрослые для сохранения и укрепления здоровья детей, какие бы здоровьесберегающие технологии не применяли, все это носит временный характер. От того насколько взрослые сумели заложить нравственные основы здоровья, воспитали осознанную потребность вести здоровый образ жизни во многом зависит его дальнейшая жизнь и здоровье. Важно, чтобы ценности стали личным достоянием сознания, для этого они должны быть осмыслены. Осмысленными они могут стать только при условии базирования на системе знаний.
Из вышеизложенного следует заключить, что формирование культуры здоровья не может ограничиваться только формированием представлений и знаний о здоровом образе жизни. Так как культура здоровья подразумевает не только знания, но и определенные нормы поведения, которые целиком и полностью базируются на нравственных установках, то можно утверждать, что здоровый образ жизни — это результат сформированности компонентов валеологической культуры.
Наиболее сильное и прямое влияние на развитие ребенка оказывает семейная среда и образовательная среда дошкольной образовательной организации, где ребенок проводит до 70 % времени активного бодрствования. Поэтому усилия педагогов и родителей должны быть объединены и направлены на воспитание у детей дошкольного возраста культуры здоровья.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Представления о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста включают в себя следующие компоненты: представления и физическом здоровье, представления о психическом и эмоциональном здоровье, представления о социальном здоровье, представления об экологическое здоровье.