Наличие множественных дисфункций в жизнедеятельности современной российской семьи, в первую очередь нарушения воспроизводственной функции, констатируется многими исследователями. Сложились два взаимно противоположных подхода к пониманию состояния института семьи в России, являющиеся теоретической базой противоположных концепций семейной политики. Согласно таким авторам, как А.И.Антонов, В.Н.Архангельский, И.В.Бестужев-Лада, В.А.Борисов, В.М.Медков и др., институт семьи в современной России переживает глубокий кризис. Он проявляется, главным образом, в неспособности российской семьи к качественному выполнению базовых функций – воспроизводственной, социализационной, интегративной, посреднической. С точки зрения А.Г.Вишневского, А.Г.Волкова и ряда других исследователей, наблюдаемые дисфункции российской семьи свидетельствуют не о кризисе, а о модернизационной трансформации института семьи. По их мнению, это явление следует расценивать как преходящее и имеющее позитивную направленность.
При всех разногласиях очевидно, что состояние воспроизводственной функции российской семьи в настоящее время является критическим. Снижение показателей рождаемости до уровня, близкого к демографической катастрофе, свидетельствует о патологичности сложившейся ситуации, несмотря на то, что такие тенденции характерны и для развитых стран, прежде всего Европы, и связаны с процессом автономизации семьи, кризисом брака, увеличением числа разводов и сознательно выбравших одиночество индивидов. При этом рост экономического благосостояния семьи и общества в целом ведет не к росту рождаемости и стабилизации семейных отношений, а, напротив, к упадку семьи, распространению феномена однодетности, нежеланию иметь детей вообще.
Следствием этой и других цивилизационных тенденций является кризис рождаемости и угроза депопуляции. Тем более глубокими являются нарушения воспроизводственной функции семьи в России, где ситуация усугубляется бедностью и в целом тяжелой социально-экономической ситуацией: российское общество сегодня устойчиво ориентируется на однодетную семью. Согласно последним данным, 54% российских семей имеют одного ребенка, 37 – двух детей, 9% – три и более; одна пятая часть супружеских пар бесплодна или не желает иметь детей. При этом около 30% рождений являются внебрачными, и это выступает фактором риска в отношении здоровья, нормального воспитания и вхождения в общество [1].
Сложившаяся угроза депопуляции России отражает, кризис общественного мировоззрения, упадок семейных ценностей и утрату позитивных моделей организации жизни в целом. Население на протяжении долгого времени находится в состоянии борьбы за физическое выживание, а выживать проще в одиночку. Об этом же говорит резкое повышение смертности людей трудоспособного возраста. В настоящее время коэффициент смертности на 70 % превышает коэффициент рождаемости. При сохранении такой динамики, согласно прогнозам, уже к 2015 г. численность населения России снизится до 123 млн, а к 2050 г. – до 114 млн человек. Воспроизводственная дисфункция российской семьи является угрозой национальной безопасности, поскольку подрывает стабильность общества со всеми вытекающими последствиями, вплоть до вымирания нации, когда рождаемость не покрывает смертности. [2] Вопреки мнению сторонников модернизационного подхода, рассматривающих снижение рождаемости как результат позитивных цивилизационных изменений в структуре института семьи, это свидетельство кризисного состояния семьи в России, создающего реальную угрозу депопуляции и ведущего к демографической катастрофе.
Главной социальной функцией института семьи, помимо воспроизводственной, является социализационная. Значение семьи в процессе первичной социализации нередуцируемо. Только опыт жизни в родительской семье способствует освоению во всей полноте социальных ролей, навыков социального взаимодействия, эмоционального сопереживания другому. Именно в семье формируются механизмы социальной и гендерной идентификации, когнитивные установки и поведенческие схемы личности. Нормальное осуществление социализационной функции семьи связано с социализационной нормой, которая, согласно А.Ковалевой [3], представляет собой устойчивую комплексную характеристику транслируемых из поколения в поколение социальных норм и культурных ценностей. В этом смысле любая деформация семьи формирует отклонение от социализационной нормы и приводит к негативным последствиям в развитии личности ребенка.
В условиях современного общества дисфункции социализации находят благодатную почву для развития, поскольку происходит утрата семьей традиционных ценностей и моделей, ослабление экономического и духовного суверенитета семьи. Тем более деструктивный характер эти процессы приобретают в современной России. Низкий уровень жизни, направленность семейной политики государства уже на протяжении длительного времени сами по себе способствуют возникновению и закреплению нарушений социализационной нормы. Социализирующий потенциал современной семьи из-за этого значительно снижен. Вообще эффективность выполнения семьей социализационной функции зависит от нравственно-психологической атмосферы в семье, ее материального благосостояния, социального статуса, распределения ролей в воспитании детей между отцом и матерью, их производственной занятостью и возможностями участия в решении семейных проблем, от состава семьи и числа детей.
_____________
1. Римашевская Н.М. Социальная политика в стратегии российского развития: последствия экономических трансформаций // Россия и современный мир. 2003. №4 (41). С.11–12.
2. Материалы Международной научно-практической конференции «Семейная политика: демографический кризис и общественная безопасность» / Под ред. О.А.Копцевой. Магнитогорск, 2004.
3. Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория // Социологические исследования. 2003. № 1.)
В современном российском обществе эффективность социализации в семье объективно снижена в силу переживаемой обществом посттрансформационной культурной травмы, переоценки социальных ценностей, роста межгенерационных культурных разногласий. В результате происходит деформированная, диспропорциональная социализация в аномийных условиях, в ситуации снижения авторитета родительского поколения, вызванного социокультурным кризисом. Такой тип социализации не способен обеспечить нормального воспроизводства и межгенерационной трансляции базовых социокультурных ценностей. Даже сами цели социализационного процесса изменились: социализация ориентирована на ускоренную адаптацию личности к сложившемуся порядку повседневных социальных практик, на развитие навыков выживания. Ускоренная модель социализации является урезанной, не транслирует целого ряда высоких культурных ценностей. Дефекты семейной социализации, особенно в раннем возрасте, могут предопределить социальную эксклюзию. О дисфункциях социализации в российской семье свидетельствует огромное и постоянно растущее число социальных сирот, из которых одни оказались брошенными своими родителями, а другие сами ушли из семьи, вынужденные к этому семейным насилием, алкоголизмом родителей, сексуальными домогательствами. Из года в год стремительно увеличивается число таких детей.
Дисфункциональность современной российской семьи проявляется и в росте межгенерационного культурного зазора, усложнении общения между поколениями в семье, и в связи с этим в затрудненности передачи в рамках семьи от поколения к поколению культурных ценностей. Механизмы социализации способствуют закреплению и воспроизводству негативных сторон межгенерационного общения – проявлений неуважения к старикам, равнодушия к детям. Социализационные механизмы современной российской семьи, работая дисфункционально, обеспечивают воспроизводство и межгенерационную трансляцию устойчивых девиаций в семейном и социальном поведении. Фактически в России запущены и действуют механизмы воспроизводства семейного неблагополучия, происходит его габитуализация и все большее распространение в обществе.
Важность изучения проблемы насилия в семье определяется прежде всего тем обстоятельством, что, согласно современным научным представлениям о природе насилия, оно составляет универсальный жизненный контекст процессов обучения и воспитания: все дети в той или иной степени подвергаются, например, психологическому насилию. Этот факт усугубляется тем, что дети – самая незащищенная и уязвимая социальная группа. По вине взрослых они оказываются в зонах стихийных и природных катастроф, военных действий, становятся жертвами физического, сексуального, эмоционального насилия.
Поскольку рассматриваемая проблема – комплексная и является сферой интересов и деятельности многих специалистов, значит, и ее социологическое исследование необходимо проводить объединенными усилиями ученых разного профиля, чтобы получить наиболее полную картину изучаемого явления.
Распространенность явных и скрытых форм насилия внутри семьи свидетельствует о кризисе как семьи, так и общества в целом. Серьезную опасность для общества представляет традиционно терпимое отношение к фактам насилия «за закрытой дверью», малая доля гласности в освещении таких фактов, слабость правовой базы борьбы с насилием в семье. В России до сих пор не разработан федеральный закон о предотвращении насилия в семье, хотя необходимость в таком законе назрела давно и осознается обществом. Замалчивание проявлений насилия в семьях способствует созданию искаженной и значительно смягченной картины реального положения дел.
В действительности в России насилие в той или иной форме наблюдается в каждой четвертой семье. И большая часть жертв семейного насилия никогда не обращается в правоохранительные органы и подлинное число фактов насилия в отношении членов семьи никогда не получает огласки и остается неизвестным. Этому способствуют распространенное в России недоверие к правоохранительным органам и неверие в эффективность их работы, эмоциональная привязанность жертв к родственникам-мучителям, материальная зависимость от них и т.д. Как правило, насилие в семье проявляется со стороны представителей сильного пола по отношению к женщинам, детям, престарелым. Распространение насилия внутри семьи свидетельствует о нарушении интегративной функции последней. В нормальной семье работают механизмы взаимной идентификации, обеспечивающие способность взаимного сопереживания. Благодаря механизмам идентификации семья воспитывает у детей способность ориентировать свое поведение на интересы целого, будь то семья или общество. Озлобленность и насилие в семье говорят о дисфункции этих механизмов, о неспособности членов семьи отождествить свои переживания и интересы с интересами и чувствами родственников, воспринимать себя как часть значимого целого.
В то же время распространение в России внутрисемейного насилия представляет собой продукт проникновения во «внутреннюю» психологическую атмосферу семьи негативных психологических и мировоззренческих изменений, происшедших в обществе. Насилие в различных формах давно стало негласным определяющим элементом жизнедеятельности современного российского общества, будь то неправовые отношения в бизнесе, нарастание риска повседневных взаимодействий, или рост роли легитимного и нелегитимного насилия в осуществлении социальной регуляции. Фактическое отсутствие в обществе правовых гарантий защиты рядового фактора от произвола и насилия закономерно ведет к диффузии насилия в семью и применению его в отношении наиболее беззащитных ее членов. Насилие стало характеристикой социальной среды российского общества, в том числе и семейной микросреды. Общество и семья как его малое зеркало постепенно утрачивают какие-либо несиловые регулятивы поведения своих членов, и в семье, как в обществе, воцаряется стиль отношений, к которому привычно применяется слово «беспредел». Воспроизводство насилия в семье личностями, воспитанными с применением насильственных методов, является общепризнанным научным фактом. В таком случае воспроизводство насилия из поколения в поколение обусловлено стойкими деформациями в социализационном процессе, приводящими к формированию специфически девиантных личностных характеристик.
Такие характеристики личности, в свою очередь, обусловливают патологии внутрисемейных отношений, связанные с применением насилия. К развитию патологических силовых форм взаимоотношений в семье приводит и бедность большинства семей, снижение общего культурного уровня, в том числе и уровня культуры взаимоотношений.
Рост взаимного отчуждения членов семей, психологической депривации в семье составляет эмоциональный фон распространения насилия и свидетельствует о стойком нарушении интегративной функции института семьи в России.
У понятия «неблагополучная семья» нет четкого определения в научной литературе. Употребляются синонимы данного понятия: деструктивная семья; дисфункциональная семья; семьи группы риска; негармоничная семья.
Проблемы, с которыми сталкивается подобная семья, касаются разных сторон жизни: социальной; правовой; материальной; медицинской; психологической; педагогической и др. При этом только один вид проблем у семьи встречается довольно редко, поскольку все они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Например, социальная неустроенность приводит к психологическому напряжению, что порождает семейные конфликты; материальная ограниченность не позволяет удовлетворять насущные потребности, отрицательно сказывается на физическом и психическом здоровье взрослых и детей.
Социальное неблагополучие семей как социальное явление существует столько же, сколько человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Ребенок, проживающий в неблагополучной семье, не смотря на тот факт, что имеет биологических родителей, фактически является сиротой, поскольку ввиду асоциального поведения родителей, воспитательный потенциал не реализуется, а семья является источником психотравматизации личности.
Проблему социального неблагополучия значительно обостряет нестабильность социально-экономической и социально политической ситуации в нашей стране. Семья, замкнутая на своих проблемах, постепенно утрачивает влияние на ребенка и отторгает его. По причине трудного экономического положения и неблагоприятного психологического климата в семье, ребенок все больше времени проводит вне дома. Кризис семьи, нарушение ее структуры и функций, падение жизненного уровня, обесценивание морально-нравственных идеалов, изменение ориентиров способствуют значительному росту социальной дезадаптации детей, которая, прежде всего, проявляется в утрате связей с семьей, ведет к обострению проблем социального сиротства, росту числа несовершеннолетних бродяг, подростков «группы риска».
Семейное благополучие не подлежит точному измерению с помощью каких-либо универсальных показателей. Отдельные его составляющие - жилищные условия, уровень доходов, состояние здоровья членов семьи - можно сравнивать со среднестатистическими. Однако в целом благополучие семьи определяется самоощущением ее членов, и благополучие ребенка оценивается по главному критерию - по тому, чувствует ли он любовь и понимание, окружен ли заботой, имеет ли условия для полноценного развития.