Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка и становления всех сторон речи. Развитие речи детей в игровой деятельности имеет первостепенное значение, так как игра является ведущей деятельностью в этом возрасте. Общение с окружающими требует от ребенка умения ясно и понятно выражать свои мысли. Разнообразные игры и игровые методики могут существенно помочь в развитии речи, учитывая интересы детей. Сначала речь ребенка связана с ближайшей действительностью и конкретной ситуацией, в которой он находится. Она представляет собой разговорную речь, направленную на собеседника, и включает просьбы, желания и вопросы. Контекстная речь формируется в процессе обучения, вырабатывается потребность в новых речевых средствах и формах построения. Это зависит от содержания речи и характера общения. Результаты обучения связной речи зависят от социальной среды, где ребенок осуществляет речевое общение. Важно вовремя организовать развивающий потенциал этой среды. Чем активнее ребенок вовлечен в процесс общения, тем успешнее будет его общее развитие и способность к обучению. Детская речь усложняется по нескольким направлениям. Ребенок начинает осознавать процессы речи и выделять ее компоненты.
При обучении грамоте формируются умения звукового анализа, а при изучении грамматики закладываются основы свободного оперирования синтаксическими единицами. Для полноценного развития речи детей необходимо создать условия:
- Развивающая предметно-пространственная среда
- Целенаправленная работа с воспитателями над речевым развитием
- Повышение профессионального роста педагогов
- Платные услуги по развитию речи
- Изучение устной речи детей
- Участие родителей в процессе речевого воспитания.
В игре ребенок накапливает значительный опыт и связывает представления со словами. Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самодеятельности в языке. С предметами, представленными в игре, ребенок часто общается, что способствует легкому восприятию и запоминанию. Каждому предмету соответствует свое имя, а каждому действию - свой глагол. Слово - часть действительности для ребенка. Поэтому важно продуманно организовать игровую обстановку, чтобы она стимулировала деятельность детей и развивала их язык. Участие воспитателя не должно ограничиваться лишь организацией обстановки. Важно проявлять интерес к процессу игры, предоставлять новые слова и выражения, обсуждать с детьми их игры. Это обогащает их язык и способствует развитию положительных сторон в игре и жизни.
Педагогические мероприятия по организации свободной игры детей можно обобщить следующим образом
1. Создать игровую зону, соответствующую возрасту и численности детей.
2. Подобрать игрушки и материалы, следить за их обновлением в зависимости от потребностей игрового процесса и развития детей.
3. Во время наблюдений за играми детей помогать им отражать положительные аспекты социальной и трудовой жизни.
4. Обеспечить группировку детей по возрасту, уровню развития и речевым навыкам, чтобы это способствовало развитию языка у детей, отстающих в этой области. Рекомендуется вовлекать младших детей в игры с их старшими сверстниками.
5. Проявлять интерес к играм детей через беседы, соответствующие содержанию игры, направлять процесс игры и развивать речевые навыки детей. Игры для детей стимулируют их речь, даже когда они играют одни и манипулируют неразговорчивыми предметами.
Существуют игрушки, которые являются исключительными стимуляторами речи детей, такие как игрушки, изображающие животных и людей. Например, лошадка для ребенка становится живым существом, с которым он общается так же, как и с настоящей лошадью. Кукла играет особенно важную роль в воспитании. Игра с куклами предоставляет множество возможностей для проявления речи. Кукла становится частью коллектива детей, взаимодействуя в их игровой жизни, требуя педагогической поддержки. При правильной организации и руководстве игра с куклами предоставляет обширные возможности для знакомства детей с различными формами и нормами социальной и трудовой жизни. Обслуживая кукол, дети развивают навыки, необходимые в повседневной жизни, которые становятся основой для их дальнейшего общения. Для успешного развития речи у детей необходимо воздействовать на их зрение и осязание помимо слуха. Ребенок должен видеть лицо взрослого, который говорит, подражая ему и запоминая слова. Важно, чтобы ребенок не только слышал, но и видел предмет, который обсуждается, и при этом мог его держать в руках. Рассказывание — это один из методов развития детской речи, который особенно нравится детям.
Следует рассказывать небольшие и понятные произведения, сказки и стихи. Для лучшего восприятия рекомендуется говорить тексты наизусть, а дети должны сидеть удобно, хорошо видя рассказывающего. Рассказчик, в свою очередь, должен быть в состоянии наблюдать за реакцией детей. Рассматривание картинок — еще один эффективный способ развивать речь, так как визуальная поддержка делает речь более доступной. Рекомендуется сопровождать рассказы показом картинок и беседами о них. Влияние педагога на выбор игры и игровых действий заключается в поддержании интереса к игре, развитии детской инициативы и помощи в выборе темы игры. Опытный педагог часто принимает участие в игре на равных с детьми, что сближает его с ними и позволяет достигать поставленных целей. Таким образом, успешная организация игровой деятельности возможна лишь при квалифицированном руководстве педагога, который делает процесс игры увлекательным и способствует полноценному развитию дошкольника.
На основе длительного изучения процессов мышления и речи Л.С.Выготский пришел к следующему выводу: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи». Речь - основное средство коммуникации и познания, мощный фактор успешного умственного развития. Развитие речи детей в игровой деятельности наиболее актуально, так как в дошкольном возрасте «игра» — это ведущая деятельность. Причиной острой необходимости развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми. Чтобы речь была внятна, понятна и интересна другим, нужно развивать её, это возможно по средствам разнообразных игр, игровых методик, разработанных с учетом интересов детей данного возраста. Дошкольник - играя в игру, могут проявить свою инициативу и творческую активность. Когда ребёнок играет, он непрерывно говорит, даже в том случае если играет один. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самодеятельности в области языка; они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей. С предметами, представленными в игре, ребенок приходит в частое повторное общение, вследствие чего они легко воспринимаются, запечатлеваются в памяти.
Игра - одно из лучших средств развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие, радость, а эти чувства являются сильным средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую активность. Игры, проводимые на занятиях, способствуют правильному произношению звуков, слов, фраз, темпу речи, речевому слуху. В игре ребенок развивается как личность, у него складываются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
Системность языка помогает понять и объяснить усвоение ребенком родного языка. Именно в речи появляются новые слова, фонетические и даже грамматические отклонения, которые либо так и остаются случайными и вскоре исчезают, либо, утверждаясь, постепенно становятся фактами новой системы. Ребенок, впервые переступивший порог детского сада, уже может говорить. Но его речевой арсенал недостаточен для выражения мыслей, впечатлений, чувств: для этого ему не хватает слов. Само по себе посещение детского сада расширяет возможности речевого развития детей. Под руководством педагога они наблюдают явления природы, трудовую деятельность людей, общаются со сверстниками, слушают читаемые им воспитателем художественные произведения и т.п. Все это, конечно, обогащает личность ребенка, расширяет его знания и развивает его речь, но необходимо также работать и над речью детей.
Развивать речь — это не значит только предоставлять детям возможность больше говорить, давать материал и темы для устных высказываний. Развивать речь — значит систематически, планомерно работать над ее содержанием, ее последовательностью учить построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над правильным произношением звуков и слов. Лишь непрерывная и организованная система работы над языком будет способствовать овладению им. Без специальной работы над содержанием и его речевым выражением дети научатся лишь болтать, что вредно для их общего и речевого развития. Важно также, чтобы обучение родному языку было осознанным, осмысленным, так как на этой основе формируется ориентировка в языковых явлениях, создаются условия для самостоятельных наблюдений за языком, повышается уровень самоконтроля при построении высказывания.
В процессе игры дети учатся использовать различные речевые средства, такие как слова, фразы, предложения, чтобы описывать свои действия, задавать вопросы, выражать свои эмоции и мысли. Они также учатся слушать и понимать речь других людей, адаптировать свою речь к ситуации и контексту. Игровая деятельность также способствует развитию коммуникативных навыков у детей. Во время игры они учатся слушать других людей, выражать свои мысли и желания, сотрудничать с другими детьми, решать проблемы и конфликты. Они также учатся адаптировать свою речь к разным ситуациям. В дошкольном возрасте дети активно увеличивают свой словарный запас. Они начинают учить новые слова и учатся использовать их в своей речи. Дети начинают понимать значения слов и учатся правильно их использовать.
Игровая деятельность играет важную роль в развитии речи у детей дошкольного возраста. Во время игры дети активно используют свою речь для коммуникации, выражения своих мыслей и желаний. Игра позволяет им практиковать различные речевые навыки, такие как произношение, словарный запас, грамматика. Игра также способствует развитию социальных навыков, умение слушать и отвечать на вопросы, сотрудничество и уважение к другим. Игровая деятельность должна быть разнообразной и стимулирующей для развития речи. Детям нужно предлагать игры, которые требуют использования различных речевых навыков, таких как рассказывание историй, игра в магазин или ресторан, ролевые игры и т.д. Также важно создавать условия для активного общения и диалога между детьми, чтобы они могли практиковать свою речь и учиться выражать свои мысли. Игровая деятельность является средством развития речи у детей дошкольного возраста. Она позволяет детям активно использовать свою речь, учить новые слова и конструкции, развивать коммуникативные навыки и стимулировать творческое мышление. Родители и педагоги могут использовать игровую деятельность как инструмент для развития речи у детей, предлагая им разнообразные игры и создавая условия для активного общения и практики речи.
Виды игровой деятельности, которые способствуют развитию речи у детей:
- Ролевые игры. Позволяют детям вжиться в разные роли и ситуации, что способствует развитию их речи. Во время игры дети могут использовать различные слова и фразы, выражать свои мысли и чувства, а также учиться общаться и взаимодействовать с другими детьми.
- Конструирование и игры с пазлами. Требуют от детей использования инструкций и команд, что способствует развитию их речи. Во время игры дети могут описывать, какие детали им нужны, задавать вопросы и объяснять свои действия. Это помогает им расширять свой словарный запас и развивать навыки грамматики.
- Игры с картами и настольные игры. Такие как “Монополия” или “Шашки”, требуют от детей использования речи для коммуникации и стратегического мышления. Во время игры дети могут обсуждать свои ходы, задавать вопросы и объяснять свои решения. Это помогает им развивать навыки аргументации, логического мышления и коммуникативных навыков.
- Игры с предметами и игрушками. Такие как конструкторы, куклы или машинки, позволяют детям использовать речь для описания и объяснения своих действий. Во время игры дети могут называть и описывать предметы, задавать вопросы и рассказывать истории. Это помогает им развивать свою лексику, грамматику и навыки рассказа. Все эти виды игровой деятельности способствуют развитию речи у детей дошкольного возраста. Они позволяют детям активно использовать свою речь, учить новые слова и конструкции, развивать коммуникативные навыки и стимулировать творческое мышление.
Список литературы и интернет-источников
- Арушанова, А.Г. Истоки диалога / А.Г.Арушанова, Н.В.Дурова, Р.А.Иванова, Е.С.Рычагова. – Москва, 2020.
- Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников / Н.А.Стародубова. – Москва, 2016.
- Яшина, В.И. Теория и методика развития речи детей / В.И.Яшина, М.М.Алексеева. – Москва: Академия, 2020.