Практическое занятие с элементами тренинга с использованием метафорических ассоциативных карт «Мой социальный интеллект!»

Разделы: Школьная психологическая служба

Классы: 6, 7


Цель: Развитие социального интеллекта.

Задачи:

  • развитие умений и навыков эффективного общения;
  • развитие социальной эмпатии; развитие способности рефлексии;
  • формирование мотивации и позитивного мышления, навыка самоподдержки в сложных жизненных ситуациях, поиск ресурсов.

Целевая аудитория: обучающиеся 6-7-х классов (10–12 человек).

Условия для реализации: класс или кабинет психолога с хорошим освещением.

Необходимое время: 40–60 минут.

Вспомогательные материалы:

  • наборы метафорических ассоциативных карт «Тотем» О.Лунева, «Тараканы в голове» М.Минакова,
  • набор психологических карточек «Мотиваторы» А.Паламарчук,
  • карточки ситуации из психологической игры «Копилка возможностей» Е.Махматулина, Т.Ушакова

Ход занятия

Ритуал приветствия

Упражнение «Здравствуйте!»

Я очень рада вас видеть. Давайте поздороваемся друг с другом. Но вы ведь все такие разные, особенные, поэтому будем здороваться по-особенному. Каждый как захочет.

Я хочу поздороваться с…(имя ребенка, сидящего рядом с ведущим в кругу) ладонями (локтями, ногами и др.). А как ты хочешь поздороваться с…(имя ребенка, сидящего далее)? Каждый поздоровался так, как ему хотелось?

(Дети образуют круг. Дети здороваются друг с другом, каждый своим способом)

Ребята сегодня мы с вами встретились для того, чтобы поговорить, о наших качествах мешающих в общении, и о наших достоинствах, о наших сильных сторонах и ресурсных качествах, которые мы должны использовать в общении. Сегодня мы с вами будем учиться выстраивать желаемые взаимоотношения в социуме.

Упражнение с МАК «Тотем»

Упражнение проходит с использованием ассоциативных метафорических карт «Тотем»».

У меня есть ассоциативные метафорические карты «Тотем» - дословно означает – «покровитель». В различных культурных традициях сформировалось понимание Тотема как символического образа, который выражает качества какой-либо общности живых существ. Одни из этих качеств являются сильными сторонами, преимуществами, свойственными человеку, а другими качествами он хотел бы обладать.

Сейчас каждому из вас предлагается из метафорических ассоциативных карт, расположенных картинками вверх на столе, выбрать одну или несколько карт с образами животных и заявить о присущих каждому из вас качествах, помогающих в общении, ваши сильные стороны, качества могут ассоциироваться у вас с особенностями представленных животных

(Затем участники по кругу представляют свои образы, показывая картинки и поясняя свой выбор).

Упражнение с МАК «Тараканы в голове»

Упражнение проходит с использованием ассоциативных метафорических карт «Тараканы в голове».

А сейчас я предлагаю поработать с очень интересными ассоциативными метафорическими образами картами «Тараканы в голове». Колода «Тараканы в голове» создана на основании известной метафоры о «тараканах», якобы живущих в головах у людей и создающих им различного рода психологические проблемы. Каждый из тараканов в колоде ответственен за свою серию проблем и трудностей, о которых вам расскажет его имя.

И сейчас, вам из метафорических ассоциативных карт, необходимо выбрать одну или несколько карт с необычными животными и заявить о присущих каждому из вас качествах, мешающих в общении. Обратите внимание, эти необычные животные имеют названия, это поможет вам с выбором.

(Участники по кругу представляют образы, показывая картинки и поясняя свой выбор).

Думаю, вы понимаете, что практически у любого человека есть те или иные тараканы в голове, образно, которые могут мешать выстраивать желаемые взаимоотношения с окружающими. Взрослея человек, приобретает всё больше опыта, как наилучшим образом выстраивать отношения, но данный опыт можно приобрести, работая в группе сверстников в ходе совместного обсуждения различных жизненных ситуаций из жизни сверстников, приобрести этот интересный опыт, я предлагаю вам сегодня.

Упражнение «Копилка советов»

Упражнение проходит с использованием карточек – ситуаций из психологической игры «Копилка возможностей»)

Каждому из вас поочередно необходимо выбрать карточку с описанием жизненной ситуации. Остальные придумывают, как можно больше возможных способов поведения в представленной на карточке ситуации. Требование одно – эти способы должны быть реалистичными.

(Участники по кругу высказывают возможные способы поведения, аргументируя свой выбор, проводится мини- дискуссия).

Рефлексия занятия

- Насколько подобное совместное обсуждение ситуаций было полезно для вас?

- Какая из обсуждаемых ситуаций вам показалась наиболее сложной?

- Какую ситуацию из собственной жизни вы хотели бы (могли бы) вынести в круг на обсуждение?

- Готовы ли вы в дальнейшем в кругу близких друзей находить решения в личных ситуациях в ходе подобных групповых дискуссий?

- Ситуации, связанные с какой сферой из жизни вы хотели бы вынести на подобную дискуссию на нашем очередном занятии?

- С каким настроением вы уйдете сегодня?

частники по кругу делятся своими впечатлениями)

Упражнение (Психологические карточки «Мотиваторы»)

А в завершении нашей работы, я предлагаю вам обменяться положительными добрыми пожеланиями - аффирмациями. Психологические карточки «Мотиваторы» - это набор карточек с различными мотивационными цитатами. В карточках написаны советы, которые смогут поддержать вас в различных сложных жизненных ситуациях и возможно данные напутствия пригодятся вам в будущем.

(Участникам предлагаются карточки, на которых написаны предложения с позитивным смыслом).

Ритуал прощания

Упражнение «До свидания!»

(Обучающимся предлагается аналогично началу занятия придумать необычный креативный способ прощания с группой)

Используемая литература

  1. Андрей Грецов. Тренинг общения для подростков.
  2. Дэниел Гоулман: Социальный интеллект. Новая наука о человеческих отношениях.
  3. Клаус Фопель: Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Практическое пособие в 4-х томах.
  4. Этери Заболотная: Развиваем социальный интеллект.