Команды в педагогическую среду только начинают входить.
Многие аспекты рассматриваемой проблемы еще далеко не изучены. Остаются открытыми в частности, такие вопросы, как создавать команды, на что нацеливать деятельность этих команд.
Современная педагогическая литература не содержит признанного научного определения термина «команда». Команда может рассматриваться, с одной стороны, как группа людей с высоким уровнем взаимодействия, объединенных общими идеями, ценностями, целями, а с другой стороны, как средство формирования и развития коллектива, как средство активизации инновационной деятельности педагогического коллектива.
Организация педагогических команд в условиях современных образовательных учреждений является относительно новым явлением, содержит в себе большой резерв, реализация которого может обеспечить более продуктивное решение множества педагогических задач, активизацию инновационной деятельности, снижение уровня конфликтности педагогических коллективов, сплоченность педагогического коллектива, более высокую информированность в области профессиональной деятельности.
Рассмотрение сущности командообразования дает возможность сделать вывод о том, что переход к командной работе можно рассматривать как одно из множества условий становления инновационной работы в педагогическом коллективе и становление самого педагогического коллектива.
Анализируя представленные модели развития команд, можно отметить общие подходы к пониманию основных новообразований в рабочих группах, появляющихся на пути превращения их в настоящие команды: осознанность единой цели, понимание, доверие, солидарность друг с другом, «командный дух», автономность группы, самоуправляемость, ответственность всех и каждого, взаимодействие, основанное на оптимизации сотрудничества.
Особое значение психологическая совместимость приобретает в условиях инновационной деятельности, когда достижение общей цели происходит в ходе творческой совместной деятельности.
Педагогические команды формируется в организациях и школах, отличающихся, прежде всего, сильной мотивацией успеха, незаурядным стремлением к успеху как организующему принципу деятельности педагогов в команде для решения задач развития образовательного учреждения, включая задачи инновационного характера развития.
К организационно-педагогическим условиям, позволяющим использовать преимущество командной работы, при решении задач активизации инновационной деятельности образовательного учреждения отнесены:
- демократический стиль руководства, предполагающий делегирование полномочий;
- ориентация на проектный подход в решении задач активизации инновационной деятельности образовательных учреждений;
- разработка методики организации деятельности команды по решению задач развития школы и др.
Работа в команде всегда предоставляет отдельным сотрудникам возможность солирования, она же настраивает на то, что все ее участники должны быть готовы ради общего дела сделать все, что в их силах.
На эффективность деятельности педагогических команд оказывают влияние такие психологические характеристики личности (члена команды), как сплоченность, вовлеченность, приверженность команде, совместимость, интерес, что необходимо учитывать при организации команд в педагогических коллективах образовательных учреждений.